Оценка зрелости архитектуры организации

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Гопала Кришна Бихара, Прасад Палли
Источник: FineXpert.ru
размещено: 22.10.2013
обращений: 13987

Оценка зрелости архитектуры организации
Иллюстрация: Shutterstock

Введение

Многие организации понимают, что им нужно улучшать соответствие IT-систем требованиям бизнеса для того, чтобы успешно управлять изменениями, но не знают, как это сделать. Такие организации обычно тратят недостаточное количество средств на совершенствование процессов, потому что не уверены в том, как лучше действовать, или, наоборот, делают значительные инвестиции в однотипные и нецеленаправленные работы, которые приносят мало пользы или не приносят ее вовсе.

Оценка практик организации по отношению к модели определяет уровень, на котором компания находится в настоящий момент. Она демонстрирует зрелость организации в рассматриваемой области и практики, на которые ей нужно фокусироваться для того, чтобы добиться существенных улучшений и высокого дохода на инвестиции. По мере совершенствования архитектуры организации возрастают возможности прогнозирования, контроль над процессами и их эффективность.

Переход архитектуры организации на новый уровень зрелости предоставляет ей следующие преимущества:

  • Продвигает стратегические инициативы.
  • Сокращает избыток программного обеспечения и данных.
  • Улучшает обмен информацией в организации.
  • Уменьшает уровень сложности информационных систем.
  • Увеличивает соответствие между системными разработками и бизнес-стратегией организации.
  • Усиливает надежность разработок и обновлений.
  • Сокращает зависимость от ключевых ресурсов.
  • Усиливает точность планирования разработки и внедрения программного обеспечения.
  • Предоставляет возможность более точного прогнозирования расходов на разработки и их обслуживание.
  • Способствует более эффективному применению технологических решений.
  • Создает возможности для постановки реалистичных целей.
  • Усиливает трассируемость.

В этой статье описываются шаги, необходимые для оценки зрелости организации в архитектуре потоков, охватывающей все области (бизнес, программы, информацию и технологии).

Оценка зрелости

Основные стимулы для развития архитектуры организации:

  • Заявления о миссии, видении, целях и стратегии бизнеса.
  • Технологическая и организационная разрозненность препятствует проведению быстрых изменений.
  • Процессы работают не оптимальным образом, что приводит к издержкам, неудовлетворенности клиентов и их оттоку.
  • Существуют проблемы с бизнес-процессами или желание их улучшить.
  • Невозможно осуществить мониторинг непрерывного процесса и измерить результаты.
  • Проблемы в соотнесении потребностей бизнеса с IT-возможностями.

Бизнес-архитектура — важная часть в контексте архитектуры организации. Она помогает IT поддерживать бизнес лучше, дешевле и быстрее. В рамках оценки и определения архитектуры организации нам нужно понять/определить бизнес-цели, бизнес-стратегию, бизнес-планы или инициирование реинжиниринга бизнес-процессов.

Кроме того, разработка архитектуры организации — непрерывный процесс, который не может быть сразу же осуществлен. Утверждение архитектуры организации имеет критическое значение, потому что создает правила и определения, необходимые для интегрирования информации и услуг в операционный уровень в пределах границ компании. Организация должна упорно работать над формированием и улучшением программы архитектуры до тех пор, пока архитектурные процессы и стандарты не станут второй натурой, а модель и план архитектуры самообновляющимися.

Модель оценки зрелости архитектуры организации

Оценка зрелости архитектуры организации включает модель зрелости с различными уровнями и ряд элементов, подлежащих оценке, а также методологию и инструментарий (анкеты и другие средства). На выходе создается подробный отчет об оценке, который описывает зрелость организации в целом, а также относительно каждого архитектурного элемента. Ключевые составляющие этой модели изображены ниже:

Модель оценки зрелости

Рис. 1. Модель оценки зрелости

Модель зрелости архитектуры организации (Enterprise Architecture Maturity Model, EAMM) используется для выполнения оценки зрелости. EAMM поддерживает модель, которая представляет ключевые составляющие архитектурного процесса производственной организации. Цель состоит в том, чтобы повысить успешность архитектуры организации благодаря выявлению слабых мест и созданию задаваемой эволюционной траектории для улучшения всего архитектурного процесса.

Модель зрелости организации

Рис. 2. Модель зрелости организации

EAMM включает:

  • Элементы архитектуры.
  • Уровни зрелости организации.
  • Систему показателей зрелости.

Элементы архитектуры организации

Основываясь на отраслевых стандартах и нашем консалтинговом опыте, выявляются и подлежат оценке, являясь частью методологии оценки зрелости архитектуры организации, следующие элементы архитектуры:

Элементы архитектуры организации

Рис. 3. Элементы архитектуры организации

Организационная структура

  • Определение организационной структуры, ролей и зон ответственности и соотнесение с EARB-ролями.
Планирование
  • Ориентиры и план осуществления программы архитектуры организации.
Архитектурный процесс
  • Архитектурный процесс.
Стандарты
  • Сбор актуальных стандартов, лучших практик, рекомендаций и спецификаций.
Измерения
  • Фокусирование на процедуре измерения качественных показателей.
Соответствие
  • Связь бизнеса с IT.
Управление
  • Планирование и осуществление управления.
Соблюдение установленных требований
  • Соблюдение утвержденных стандартов, процессов и других элементов архитектуры организации; процессы документирования и следования изменениям.
Коммуникации
  • Обучение и распространение подробной информации об архитектуре организации и стандартах.
Вовлеченность
  • Всеобщая поддержка программы архитектуры организации в рамках последней.

Далее в таблице приведены краткие описания каждого элемента.

Уровни зрелости организации

Модель зрелости архитектуры организации и сегменты, изображенные ниже, отражают фазы, в которых оказывается организация по мере развития программы архитектуры. Модель следует по пути развития программы архитектуры организации и устанавливает ориентиры для измерения эффективности, а также определяет естественный путь дальнейшего развития архитектуры организации.

Сегменты рисунка определяют уровни модели зрелости архитектуры организации. Каждый уровень содержит описания, характеризующие программу архитектуры организации на данном этапе.

Уровни зрелости организации (НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ)

Рис. 4. Уровни зрелости организации

Архитектура оптимизируется:

  • Стандарты и отклонения используются для совершенствования процесса разработки архитектуры организации.
  • Четкое управление всеми инвестициями, вложенными в IT.
  • Измерения архитектурного процесса используются для оптимизации бизнес-решений и управления ими.
  • Бизнес вовлечен в непрерывный процесс совершенствования IT-архитектуры.

Архитектура управляема:

  • Архитектурный процесс организации — часть ее культуры.
  • Документация архитектуры организации постоянно обновляется и анализируется.
  • Высшее руководство непосредственно вовлечено в процесс анализа архитектуры организации.

Архитектура определяема:

  • Высшее руководство поддерживает архитектуру организации.
  • Определяемая архитектура организации.
  • Существуют архитектурные процессы и базовая модель.

Архитектура в разработке:

  • Разрабатываются архитектурные процессы организации.
  • Определены зоны ответственности, деятельность в стадии реализации.
  • Нет формального управления.

Начальный уровень:

  • Процессы архитектуры организации не регламентированы и локализованы.
  • Существующие стандарты соблюдаются по минимуму или совсем не соблюдаются.
  • Небольшое количество информации об архитектуре организации.

Архитектура организации отсутствует:

  • Нет архитектуры организации.
  • Нет IT-стандартов.
  • Избыточное количество сотрудников.

Методология оценки

На диаграмме ниже отображен подход к оценке зрелости архитектуры организации:

Методология оценки

Рис. 5. Методология оценки

Окончательно определить модель

  • Определить показатели оценки.
  • Использовать общепринятые уровни зрелости архитектуры организации.

Провести анкетирование

    Подготовить исследования для:
  • заказчиков приложений;
  • топ-менеджеров;
  • IT-директоров;
  • операционного отдела.

Собрать и оценить отзывы

  • Собрать отзывы стейкхолдеров.
  • Ввести отзывы в инструмент оценки.
  • Проанализировать и оценить результаты.

Провести оценку зрелости

  • Оценка относительно каждого показателя.
  • Оценка воздействия на каждый показатель.
  • Предложения по улучшениям.

Представить отчет по оценке

  • Отметка зрелости и уровень по каждому показателю.
  • Уровень зрелости организации.
  • Следующие шаги.

Системы показателей зрелости

Системы показателей зрелости описывают отметки зрелости по отношению к каждому элементу архитектуры и его уровню зрелости на основе соответствующих мероприятий, осуществленных в рамках организации. На рис. 6 изображен пример системы показателей зрелости.

Система показателей зрелости архитектуры организации, выводы

Рис. 6. Система показателей зрелости
архитектуры организации, выводы

Заключение

Зрелость в пределах модели архитектуры будет меняться в рамках бизнес-архитектуры, бизнес-процессов, технологической архитектуры и плана архитектуры. Это постоянно эволюционирующий процесс организации, способствующий ее эффективному развитию и поддержке.

План архитектуры — это не документ, который мы однажды создаем, затем ставим на полку и изредка к нему обращаемся. Это план и методология, позволяющие проводить эффективный анализ ситуации для принятия решений.

Вот самые важные составляющие, которые должны быть рассмотрены при оценке архитектуры или постановки задач:

  1. Соблюдение стандартов организации.
  2. Соответствие принципам архитектуры организации.
  3. Оценка бизнес-архитектуры.
  4. Соблюдение операционных стандартов.
  5. Функциональная оценка по отношению к задачам и целям.
  6. Повторное использование существующих приложений/технологий/инфра-компонентов.
  7. Применение существующих/подходящих компетенций и навыков.
  8. Соблюдение нефункциональных требований.

Об авторах:

    Гопала Кришна Бихара (Gopala Krishna Behara) — старший специалист по архитектуре организации в подразделении Wipro с 16-ти летним опытом работы в сфере IT.

    Прасад Палли (Prasad Palli) — практикующий партнер в подразделении архитектуры организации Wipro с 15-ти летним опытом работы в сфере IT.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложностиВнедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности
Укрощение больших данных. Как извлекать знания из массивов информации с помощью глубокой аналитикиУкрощение больших данных. Как извлекать знания из массивов информации с помощью глубокой аналитики
Верховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мирВерховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мир



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)