ИНТЕРВЬЮ | Елена Грищук 20 декабря 2007 г.

Для украинского PR-рынка характерно спекулятивное завышение зарплат

Автор: Рената Рид
Источник: Publicity.kiev.ua

По оценкам экспертов, на украинском PR-рынке работает от 7 до 14 тысяч человек — при этом наиболее квалифицированные кадры сконцентрированы в специализированных PR-агентствах (от 500 до тысячи человек) и крупных компаниях (от полутора до трех тысяч специалистов). Кстати, во всех крупных компаниях существует PR-отдел (департамент, служба) — согласно исследованиям, его типичный штат 2-5 человек.

Сразу несколько ВУЗов ежегодно выпускают еще пять сотен свежих, теоретически подкованных кадров. В средних компаниях к PR-деятельности привлекаются "по совместительству" руководители, маркетологи и даже секретари.

В пиарщиков переквалифицировались многие журналисты и преподаватели. В каждом министерстве есть пресс-служба, а у каждого уважающего себя чиновника — пресс-секретарь.

Жители областных центров ринулись в столицу, в надежде получить непыльную и престижную работу PR-специалиста вкупе с зарплатой, выраженной четырехзначным числом.

Но потребности PR-индустрии, которая развивается ускоренными темпами, растут как на дрожжах. В результате — на рынке PR наблюдается острый дефицит не только квалифицированных, но и вообще "каких-нибудь" кадров. Не потому ли многие вчерашние студенты становятся PR-менеджерами и даже PR-директорами, а случаи "коллективного ухода" персонала из одного PR-агентства в другое — нередки?

О проблемах и тенденциях на рынке персонала в сфере PR рассказывает человек, который не понаслышке знает о подборе персонала высшего и среднего звена, в том числе и в области PR. Это директор рекрутинговой компании "Форсаж" Елена Грищук.

Елена Грищук Кто сегодня больше нуждается в специалистах — пиар-агентства или компании?

Елена Грищук (Е.Г.): PR специалисты сегодня остро востребованы на рынке — как агентствами так и компаниями. Могу отметить, что PR-агентства очень активно привлекают к себе специалистов. Тенденция последних лет заключается в том, что они стали сотрудничать с рекрутерами, чего не наблюдалось ранее. Я говорю как о сетевых, так и украинских агентствах.

Какие должности в области PR наиболее востребованы на украинском рынке?

Е.Г.: В компаниях наблюдается большой спрос на специалистов уровня Директора по связям с общественностью. Особенно это актуально для крупных предприятий — производителей товаров FMCG, торговых сетей, а также холдинговых многопрофильных структур. Тенденция последних 1,5 лет — специалисты по антикризисному PR, особенно в сфере тяжелой промышленности и машиностроения. Потребность в них зачастую связана с попытками рейдерских захватов предприятий, переделом прав собственности, когда задача PRщика — формирование необходимого имиджа предприятия или собственников в глазах общественности.

Если говорить о PR-агентствах — то здесь по-прежнему есть острая потребность в руководителях проектов, специалистах по связям со СМИ. Сейчас также появилась потребность в директорах для PR-агентств, особенно украинских. Пояснить это можно тем, что собственники агентств, которые ранее сами выполняли функцию директора, склонны сейчас уходить от оперативного управления бизнесом и поэтому готовы брать наёмного человека себе на замену. Иногда такие кадры вырастают внутри компании, но зачастую собственник PR-агентства обращается к рекрутерам и ставит задачу найти директора агентства.

Кто обычно является "непосредственным заказчиком" пиар-специалиста в компаниях?

Е.Г.: Рекрутинговая компания "Форсаж" специализируется на поиске и подборе топ-менеджеров и специалистов среднего управленческого звена. Как правило, центром принятия решений по найму PR-директора в компании является собственник или генеральный директор. Мы работаем напрямую с ними. Если речь идет о рядовом специалисте по связям с общественностью, который будет работать в департаменте маркетинга компании, то решение может принимать маркетинг-директор. В агентствах решение принимает директор и/или собственник.

Какие требования обычно выдвигают работодатели к PR-директору?

Е.Г.: Все зависит от задач. Но в общем, свод требований можно разложить на 3 категории. Мы практикуем такую классификацию в "Форсаж" и рекомендуем нашим Клиентам. Первое — это требования профессионального характера — набор компетенций, уровень ответственности и зона принятия решений. Второе —личностные характеристики человека. Третье — его мотивация, понимание того, что движет данным человеком в работе и по жизни в целом.

Профессиональные требования к PR директору — это умение разработать и внедрить глобальную PR стратегию, умение быстро принимать решения в кризисных ситуациях, отличные управленческие навыки и опыт построения эффективной команды, отличные презентационные навыки.

Работая с собственниками компаний, я заметила, что решающее значение в принятии решения о найме того или иного специалиста для них имеют личностные характеристики и мотивация претендента. Если выделить основные личностные качества, которые высоко ценятся собственниками, то это лидерство, открытость, стремление к развитию, здоровая и адекватная амбициозность, стрессоустойчивость, умение выстраивать отношения с людьми.

От чего зависит уровень зарплаты пиар-специалиста? Какой средний уровень заработной платы PR-специалиста?

Е.Г.: Уровень заработной платы, PR специалистов зависит от следующих факторов:

  • Уровень должности — директор зарабатывает больше, чем менеджер
  • Уровень компании — в крупных системных компаниях заработная плата, выше, чем в маленьких.
  • Бизнес, направление деятельности компании —топ менеджеры (PR-директора) компаний, работающих в сферах тяжелой промышленности, девелопмента, инвестиций, банковском секторе получают больше, чем топ менеджеры торговых компаний FMCG.
  • Уровень задач — работа, связанная с кризис- менеджментом, оплачивается дороже, чем работа в нормальных условиях.

Сегодня на рынке средний уровень заработка PR директора — 3-5 тыс у.е. Рядового PR-менеджера 1200 -2000 у.е. Безусловно, на рынке, есть отклонения от этих сфер. Так например, PR директора, работающие в управляющих структурах крупных финансово-промышленных групп, зарабатывают еще больше — 7-10 тыс. у.е. А в небольшом локальном PR-агентстве менеджер по работе с клиентами может зарабатывать и 700-800 у.е.

Насколько на Ваш взгляд оправдан этот уровень зарплат? Не является ли он завышенным?

Е.Г.: Я сейчас назвала реальные, оправданные и адекватные цифры, которые есть на украинском рынке. Но Ваш вопрос тоже абсолютно оправданный. Сейчас мы наблюдаем странную ситуацию, когда соискатели работы, называют цифры зарплаты, завышенные в разы. Это спекулятивное завышение кандидатами уровня денежных ожиданий, которое связано с тем, что спрос на квалифицированные кадры многократно превышает предложение. В такой ситуации на рынке идет жесткая борьба за квалифицированных специалистов. Работодатель стремиться заполучить ценного сотрудника, предлагая всевозможные "соблазны" в виде неоправданно высоких зарплат или карьерных возможностей. Многие люди склонны поддаваться таким искушениям. По словам наших российских коллег, подобная ситуация в РФ была года два назад. Но сегодня искусственный рост заработных плат остановился — в связи с насыщением рынка, стабилизацией ситуации на рынке труда.

Как Вы оцениваете "профпригодность" кандидатов? Например, оценить реальный профессиональный уровень PR-специалиста "постороннему" человеку — непросто...

Е.Г.: К "профпригодности" мы относимся очень серьезно, поэтому в рекрутинговой компании "Форсаж" введена уникальная система оценки кандидатов. Предыстория ее создания такая. В какой-то момент мы заметили, что количество замен стало увеличиваться, и сразу стали анализировать причины. Конечно, причин может быть несколько, и не все они связаны с работой рекрутеров. Но все же качество оценки кандидата является одним из очень важных факторов. Поэтому наша команда провела двухдневную выездную сессию, на которой мы вместе выработали новый прогрессивный подход к оценке кандидата. Поделюсь лишь некоторыми основными моментами.

Во-первых, приняв заказ у компании-клиента, мы прежде всего прописываем для любого уровня позиции набор общих компетенций. Затем определяем набор компетенций, важных для работы именно в этой компании. Под компетенции разрабатываем определенные количественные показатели, таким образом, еще до начала поиска кандидатов четко понимаем, какие качества будем оценивать в человеке.

Во-вторых, более тщательно подходим к анализу личности и выявлению мотивации кандидата. С этой целью используем метод глубинного интервью, но в некоторых случаях и тестовые методики. Сотрудники "Форсаж" имеют ценный практический опыт, и при этом постоянно обучаются и развиваются, поэтому они действительно могут профессионально подойти к вопросу оценки специалиста.

И в-третьих (очень важный момент), мы действительно серьезно работаем с рекомендациями на кандидата, обязательно проверяем их до того, как представить работодателю резюме.

Иногда мы привлекаем в качестве консультантов на проект — специалистов практиков в той или иной сфере. Они помогают оценить уровень профессионализма кандидата, разрабатывают и проверяют кейсы.

После всей этой работы наш Клиент получает серьезный и достоверный отчет о предлагаемом сотруднике.

Как Вы проверяете достоверность данных, указанных в резюме? Вот в резюме пиарщиков часто можно увидеть громкие бренды и умные термины, а потом оказывается, что человек был лишь "вторым ассистентом третьего помощника"...

Е.Г.: Мы обязательно проверяем рекомендации с предыдущих мест работы, общаемся с бывшими работодателями. Это обязательная процедура в "Форсаж" до того, как мы презентуем кандидата потенциальному работодателю.

Хочу заметить, что рекрутеры работают в тонком и щепетильном бизнесе. Поэтому здесь основной принцип — не навреди. Я имею в виду конфиденциальность. Кандидаты могут быть уверены, что никакая информация не уйдет из агентства без их ведома. Мы также не звоним настоящему работодателю, до момента, пока человек не проинформировал его о своем уходе из компании.

Насколько трудно, на Ваш взгляд, подобрать хорошего PR-специалиста?

Е.Г.: Я не думаю, что это трудная задача для профессионалов. Единственное осложнение, которое есть сегодня на рынке — это мотивация кандидатов. Мы можем найти и провести переговоры практически с любым специалистом. Однако вопрос в том, чтобы перевести его в новую компанию. Здесь рекрутинговая компания и потенциальный работодатель должны объединить свои усилия, чтобы корректно работать с мотивацией человека. Понять, действительно ли ему нужно менять работу, какие выгоды его переход принесет ему и новому работодателю. Привести адекватные аргументы. Профессионал высокого уровня может и отклонить предложение. Важно понимать, что невозможно перевести любого человека в любую компанию.

Я уверена, что при правильном отношении компания всегда находит именно того, кто будет в ней работать продуктивно и преданно. То же касается и соискателей работы.

Умеют ли кандидаты на пиар-должности "сделать себе хороший пиар" во время собеседования и до него?

Е.Г.: Все зависит от конкретного человека. Но в большинстве случаев —да. PRщики более коммуникабельные и публичные люди, чем например IT-специалисты или финансисты, Поэтому проблемы с самопрезентацией у них, как правило, нет. А если мы говорим о грамотных и системных профессионалах, то они всегда готовы предоставить адекватную информацию о своем опыте, ожиданиях, системе профессиональных ценностей. Касательно портфолио и рекомендаций, то по запросу нам их всегда предоставляют. В этом проблемы нет.

Относите ли Вы (и Ваши заказчики) специалистов в области PR к топ-менеджменту? Или же скорее к категории "управленцы среднего звена"?

Е.Г.: Специалисты, первой линейки управления, отвечающие за разработку стратегии бизнеса — это топ менеджеры. Соответственно PR-директор, директор PR-агентства — это топ-менеджмент. Среднее звено — это обычно руководитель проектов в PR-агентстве, PR-менеджер в компании.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Начинай с малого. Научно доказанная система достижения больших целейНачинай с малого. Научно доказанная система достижения больших целей
Триггеры. Формируй привычки — закаляй характерТриггеры. Формируй привычки — закаляй характер
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)