Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


ИНТЕРВЬЮ | Тони Бьюзен 13 января 2009 г.

Супермышление — это просто!

Автор: Инна Примак, журнал "Управление компанией" (Издается в Украине) (№2, 2008)

Карты ума — это попытка проникнуть в тайны мышления, понять, как мозг работает с информацией, и облегчить ему эту задачу. Карты ума увеличивают возможности запоминания и осмысления самых разнообразных данных. О том, как помочь своему мышлению быть эффективным, расскажет Тони Бьюзен, автор техники ментальных карт.

Во второй половине XX века студенты, ученые, писатели и прочий творческий люд увлеклись идеей развить свои умственные способности до суперуровня. Тогда Тони Бьюзен, автор концепции супермышления, показал, как с помощью карт ума (mind maps) можно превратить анализ и запоминание огромных массивов информации в увлекательное занятие, которое под силу каждому. Сегодня карты ума используют не только для личностного, но и для профессионального развития. Но прежде чем приступить к разговору с Тони Бьюзеном о перспективах его методики, обратимся к теории — слишком много появилось в последнее время подделок, и это на фоне того, что в нашей стране данный инструмент с полувековой историей относительно недавно обрел популярность.

Тони Бьюзен (Tony Buzan) Тони Бьюзен (Tony Buzan)

Психолог, автор методики «карты ума» (mind maps — ментальные карты, интеллект-карты), способствующей запоминанию, творческому мышлению и организации умственной деятельности.

Автор и соавтор более 100 книг:
«Супермышление», «Учебник быстрого чтения», «Максимально используйте свой разум», «Умные родители — гениальный ребенок» и др.

Советник руководителей государств и лидеров корпораций.

Предпочитает представлять рассказ о себе в виде ментальной карты (см. карту ума ниже).

Карта ума — это технология изображения информации в особом графическом виде. Фактически любой текст, событие, идею — все, что нужно проанализировать или запомнить, можно представить схематически, нарисовать. Выглядеть эти рисунки могут по-разному, но принцип их построения — один: в центре картинкой либо одним-двумя словами обозначается основная идея или проблема — ядро, из которого произрастают, как ветки, связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Затем каждая ветка продолжает делиться на более тонкие веточки — так происходит детализация свойств, обозначаются направления работы, углубляются ассоциации. Важно каждую новую ветвь рисовать другим цветом и придерживаться этой цветовой гаммы при дальнейшем разветвлении — так будут четко выделяться смысловые блоки.

Карта ума

Казалось бы, все просто. Обычная древовидная структура, применяемая в привычных нам каталогах и дневниках. Что тут нового? А новое заключается в особом визуальном способе представления информации, в передаче ее не словами, а образами и цветом. Такая карта ума отражает радиантную структуру мышления, присущую нашему мозгу. До сих пор неизвестно, как именно человек запоминает информацию, каким образом она накапливается в мозгу, как выстраиваются и сохраняются взаимосвязи между информационными блоками. Тем не менее на уровне здравого смысла понятно, что попытка запомнить все подряд, с сохранением последовательности и иерархии (как это часто делают, например, студенты, запоминая конспекты целиком) — непродуктивна, поскольку связи между объектами получаются только линейными, по цепочке — от одного к другому. Гораздо интереснее (и эффективнее), если каждую мысль, каждый образ или эмоцию представить себе как объект (или узел), от которого расходятся во все стороны десятки, тысячи ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Мыслительный процесс начинается в одном из узлов и может направиться в любую сторону, к любым объектам — так мы открываем дорогу креативности. Мысль как бы разветвляется, детализируется, расходясь от центрального объекта в разные стороны. Именно так помогают запоминать и «структурировать» информацию карты ума.

Сам Тони Бьюзен признается, что разработал свои карты для того, чтобы лучше запоминать лекции в университете. Однако чем больше он шлифовал этот инструмент, тем сильнее убеждался, что он помогает не только фиксировать некий результат умственных усилий (например, получение новых знаний на лекции), но и генерировать новые идеи и знания. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в нем активно участвуют и правое, и левое полушария мозга, чего не происходит при составлении обычных списков.

Да и вообще, рисование карт (как руками, так и при помощи специальных компьютерных программ) — за­нятие куда более интересное и полезное, нежели забивание информации в базу данных или занесение в файлы и каталоги. И вот почему. Во-первых, карта ума намного нагляднее любого четко структурированного списка, она позволяет охватить идею, проблему, задачу — практически любой аспект и даже комплекс — одним взглядом. Карты ума можно составлять для какой угодно информации (в этой статье, например, традиционный рассказ об авторе концепции представлен в виде такой карты). Пересмотр карты через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает возобновить в памяти картину в целом, а также увидеть новые решения. Выстраивая карту или рассматривая уже готовую, вы будете видеть, на какой из ветвей не хватает информации, какая выглядит бедной на фоне остальных. Даже если вы не знаете, что именно должно находиться на той или иной ветке, то по крайней мере будете понимать, в каком направлении искать. Бывает достаточно провести от объекта на карте ума веточку и подумать, что она могла бы означать, — и в голову приходят интересные идеи. Как появилась у Тони Бьюзена идея ментальных карт, мы спросили у него самого.

Тони Бьюзен: Эта идея росла во мне, словно деревцо, на протяжении многих лет. Еще в семилетнем возрасте я понял, что могу увеличить силу ума, значительно развить свои умственные способности. Затем, в колледже и университете, я именно в этом и практиковался — пытался запоминать и выучивать как можно больше, по-особому организовывая свои записи. Вскоре понял, что теряю интерес к подобным экспериментам. Задумался, почему так происходит. Оказалось, что серьезная причина кроется в моих записях. Как и всякие конспекты, они были написаны ручкой одного цвета, что делало их монохромными, монотонными и в результате — очень нудными! Как только я принимался за конспект, мне сразу же хотелось спать, внимание рассеивалось — я просто вырубался. Больше всего не нравилось, что там было очень много слов. А реально значимым для моей памяти, как я заметил, было всего 10% текста — так называемые ключевые слова. Решил организовывать свои записи, выделяя ключевые слова, потом настал черед ключевых слов для областей ключевых слов, и, наконец, я понял, что бывают главные слова — центральные ключевые слова — они составляют каркас для запоминания любой информации. Важным открытием стало и то, что цвет — отличный инструмент для структуризации информации: ведь с помощью цвета можно одним вещам придать больший акцент, а другие сделать второстепенными. Доказано, что цвет стимулирует мозговую активность, пробуждает интерес и повышает возможности ассоциативного мышления — вот почему настоящие, работающие карты ума обязательно должны быть разноцветными. Ну, и в довершение, я пришел к мысли, что использование картинок и образов может заменить необходимость в словах (составляя карту, всегда отдавайте предпочтение рисованию). Таким образом, объединив ключевые слова, цвет и образы, я получил рецепт для создания карт ума в том виде, в котором все их знают сегодня. Весь путь от рождения идеи до ее реализации занял у меня чуть больше двадцати лет.

«Управление компанией»: Говорят, что человек использует силу своего мозга всего на несколько процентов. Можно ли говорить, что с помощью карт ума этот процент реально увеличить?

Т.Б.: По последним оценкам, человек на самом деле использует даже меньше одного процента возможностей своего мозга — особенно в том, что касается приобретения знаний и развития креативности. И я смею утверждать, что во многом это происходит как раз из-за попытки загрузить мышление словами, линиями, цифрами. В своих каждодневных умственных действиях люди мало используют цвета, ритмы, пространственную ориентацию, воображение. Не умеют управлять естественным мультипликатором своих умственных способностей, который им дала сама природа. А карты ума дают возможность запустить этот мультипликатор и таким образом гораздо эффективнее использовать ресурсы мозга.

Впрочем, сегодня нарастают и противоположные веяния: люди стремятся переложить функции запоминания и накопления информации на машины. Зачем тогда им нужны будут ментальные карты, спросите вы? Я уверен, что никогда компьютер не сможет заменить человеческий мозг, да и вообще вопрос не в том, чтобы соревноваться с компьютером по объему накопленных знаний. Вопрос в том, чтобы использовать цифровые возможности — так же, как и свой собственный мозг — по максимуму. А что является наиболее естественной (с точки зрения человека) формой накопления информации? Разветвленный, даже в чем-то хаотичный набор данных, идей, образов, воспоминаний, звуков, запахов — всех тех элементов, которые проникают в нашу память и различными причудливыми способами скрещиваются между собой. Ментальные карты — попытки приблизиться к этому продуктивному хаосу. А уж где вы будете хранить их — в папке на полке или в папке в компьютере — это дело вкуса.

«УК»: Принято считать, что основная сфера применения карт ума — обучение, где требуется запоминание большого объема информации. А как можно использовать карты для создания чего-то нового, для принятия решений?

Т.Б.: Действительно, карты ума помогают «помнить все». Для этого я их и придумал. Но, когда идея получила свое практическое воплощение, я понял, что на самом деле изобрел нечто вроде «швейцар­ского армейского ножа». Оказалось, что с помощью ментальных карт мозг может управляться с разными мыслительными задачами.

Например, если мне нужно принять какое-то решение, я просто рисую карту, в центре которой ставлю себе вопрос, на вервях развешиваю все «за» и «против» и придаю каждому аргументу и возражению количественное выражение (в процентах, деньгах, датах и пр.). И, когда карта нарисована, решение как будто само выскакивает у меня перед глазами.

То же и с генерированием идей. Если вы разместите в центре карты объект или тему, тогда на ветках будут появляться всевозможные образы и ассоциации — развивайте их, соединяйте друг с другом. Именно так и рождаются новые идеи!

Все больше исследований, проводимых различными университетами, подтверждают, что карты ума повышают уровень креативности и продуктивности человека (или команды) минимум на 300%!

«УК»: Итак, с чего начать составление своей первой карты ума?

Т.Б.: Думаю, сегодня недостатка в информации о картах нет, ее много в интернете, ее много в моих книгах. Тренироваться составлять карты для личных целей, думаю, можно с помощью листа бумаги и набора цветных карандашей. А продвинутым картостроителям и тем, кто составляет карты для целей бизнеса, предлагаю использовать специальное программное обеспечение. Например, программу iMindMap, разработанную в нашем центре. Почему я рекомендую именно эту программу? Потому что она отражает результат 40-летних исследований на предмет того, каким образом человеческий мозг и машина будут лучше всего взаимодействовать друг с другом. Ведь при составлении карт очень важно, чтобы программа могла подхватить и развить любую ассоциацию, не ограничивая полета человеческой мысли. Так что не все представленные на рынке программы для составления карт одинаково полезны!

«УК»: Можете привести примеры применения ментальных карт в целях бизнеса?

Т.Б.: Многие бизнесмены успешно используют ментальные карты как для собственного развития, так и для развития своих компаний. Недавно в интервью NewsWeek Билл Гейтс назвал карты ума проводником в будущее информационных технологий. Эл Гор на фото для журнала Time позирует на фоне огромной карты ума, которую он использует для организации и контроля своих мыслей. Он всегда имеет при себе стопку отрывных бумажек, на которых записывает идеи, пришедшие ему в голову. Затем переносит эти идеи на карту ума и развивает дальше. В частности, недавно вышедшая его книга о глобальном потеплении написана с помощью карт ума. Да практически все компании из списка Fortune-500 используют карты ума. И диапазон их применения поистине безграничен: мозговые штурмы, совещания, переговоры, тренинги, продажи, маркетинг, проектный менеджмент, управление знаниями, планирование, создание стратегий — все это области, где карты ума действительно работают. При всей своей простоте этот инструмент имеет одно важное свойство — он позволяет проникать в суть проблемы и одновременно видеть весь спектр стоящих перед вами задач. Как-то один топ-менеджер сказал: «До знакомства с ментальными картами я словно ехал в машине, у которой ветровое стекло забрызгано грязью. Составив свою первую карту, я понял, что очень многого не видел в собственном бизнесе».

«УК»: Какая карта ума больше всего Вас поразила?

Т.Б.: За право называться самой впечатляющей, по-моему, соревнуются две карты ума. Первую создал доктор Майкл Стенли, глава отдела по разработке новых самолетов в штаб-квартире корпорации Boeing в Сиэтле. Перед ним стояла нелегкая задача: проинструктировать сотню ведущих конструкторов по новой модели самолета, перед тем как они приступят к разработкам. Информация занимала 3000 страниц — так что можете себе представить весь необходимый объем работ. Доктор Стенли начал с того, что перенес текст руководства на карту ума и повесил ее на стену. Затем он пригласил конструкторов и наглядно, прямо на карте показал каждому его область ответственности и взаимосвязи с другими членами команды. В результате, помимо ясного понимания своего фронта работ, у каждого сложилось четкое представление о том, какие задачи стоят перед командой в целом. В результате с помощью карты ума Майкл Стенли обеспечил компании $12 млн. экономии за год.

А еще я бы выделил завершенную 13 сентября 2007 го­да «Самую большую карту ума в мире», высотой — с трехэтажный дом, а в ширину еще больше! На ней представлена история Сингапура. Нарисовали карту 1600 учеников из 15 сингапурских школ. Кроме прочего, это еще и наглядный пример того, что достичь уровня супермышления может кто угодно, какой бы сферой он ни интересовался!


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Умение слушать. Ключевой навык менеджераУмение слушать. Ключевой навык менеджера
Связи решают все! Правила позитивного нетворкингаСвязи решают все! Правила позитивного нетворкинга
Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?
Стиральная машина для мозгов. Как научиться эффективно управлять своими мыслями и добиваться намеченных целейСтиральная машина для мозгов. Как научиться эффективно управлять своими мыслями и добиваться намеченных целей
Бойся... но действуй! Как превратить страх из врага в союзникаБойся... но действуй! Как превратить страх из врага в союзника

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)