КОММЕНТАРИИ | Творческий кризис 19 марта 2014 г.

Кризис креатива

Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№1-3, 2014)

Каждый третий управленец рано или поздно оказывается в творческом кризисе. Но важно не принять это состояние за выгорание, не стать дауншифтером в расцвете профессиональных сил, не сказать: "я устал и ухожу", а найти свой выход.

Кризис креатива
Автор коллажа:
Олег Локтев
"Совсем недавно мне довелось поработать в коучинге с молодым и энергичным топ-менеджером, который столкнулся с проблемой творческого застоя и не понимал, что с ним происходит. После того как он успешно реализовал сложный годичный проект, руководство поручило ему новую, еще более амбициозную задачу, не предоставив возможности отдохнуть. В силу своей молодости и высоких притязаний, не до конца осознавая всех последствий такого решения, менеджер активно приступил к работе, но уже фактически на старте стал буксовать и не продемонстрировал тот результат, на который рассчитывали акционеры", — рассказывает Виктория Журавлева, управляющий партнер консалтинговой группы "Четвертое измерение" (штат — 15 чел.).

Реалии бизнеса таковы, что управленцы постоянно пребывают в ситуациях высокой неопределенности, непрерывных изменений и принятия непопулярных решений.

Добавьте к этому внутренние кризисы, которые "накрывают" менеджеров среднего возраста. И на выходе — закономерный результат в виде творческого кризиса.

Виновата ли я

Если посмотреть глобально на проблему кризиса управленца, то первой вывод — человек просто устал.

"Накопившаяся усталость, стресс, спровоцированный гиперактивным темпом работы, рядом проектов нон-стоп, отсутствием отпуска, ненормированным графиком работы или работой без выходных и т. п., — вот неполный список того, что может "загнать топа в состояние творческого ступора", — говорит Дарья Лисицина, руководитель отдела маркетинга группы компаний "Текстиль-Контакт" (штат — около 350 чел.).

Психологи, бизнес-тренеры и коучи предлагают все же разделять виды кризиса, поскольку правильная его идентификация помогает найти путь решения проблемы. Условно можно выделить три вида кризиса: результативности, изменений и успешности. Почти все они могут проявляться в виде одних и тех же симптомов — симптомов творческого кризиса", — делится Виктория Журавлева.

Кризис результативности возникает в ситуации, когда руководитель в силу различных причин не способен обеспечить необходимый результат. Причины тому сугубо профессиональные: завышенная планка результата, недостаточно высокий уровень компетентности руководителя, отсутствие требуемых ресурсов в виде подчиненных или связей.

"Интересная особенность — в кризисе собственной результативности украинские менеджеры склонны обвинять своих коллег, подчиненных и руководство. И уже в последнюю очередь видеть причину в себе, — говорит г-жа Журавлева. — В нашей практике был случай, когда недавно назначенный финансовый директор крупной локальной компании в течение нескольких месяцев не мог достичь тех результатов, которых ожидали от него генеральный директор и акционеры.

Руководитель стал все реже появляться в офисе, ссылаясь на встречи с проверяющими органами и переговоры с партнерами, демонстрировал минимальное вовлечение в задачи компании, самоустранялся от текущих проблем и откладывал принятие важных решений, а в итоге уволился, обвинив компанию в недостаточной поддержке его инициатив".

Кризис изменений может происходить в жизни результативного руководителя, когда компания требует перехода на качественно новый уровень, новых подходов и новых результатов. В такой период руководитель, пребывающий в состоянии кризиса, теряет эффективность: не может предложить пути решения новых задач; выбрать профессиональные приоритеты, не растрачивая себя на второстепенные задачи; правильно распределить нагрузку, добиваясь максимального результата ценой минимальных усилий.

Украинские менеджеры очень часто объясняют свои кризисы личными причинами — потерей мотивации к работе или переосмыслением ценностей. Хотя, по факту, львиная доля причин их проблем находится в области профессиональной эффективности.

Первые лица бизнеса и топ-менеджеры нередко сталкиваются с кризисом успешности после достижения высот, о которых в свое время они не могли и мечтать. И пока внутри вызревает ответ на вопрос "что дальше", руки нередко опускаются.

Кроме этого, кризис успешности посещает зрелых и состоявшихся руководителей, которым в силу разных причин не удается сбалансировать работу и личную жизнь, карьеру и время для собственных нужд, развитие новых направлений бизнеса с удержанием предыдущих побед.

Внешние данные

Нередко причину "тупикового" состояния топа следует искать в особенностях организационной структуры, построения бизнес-процессов и внутренних коммуникаций.

"Творческий застой возникает исключительно по вине компании или руководителя, который допускает, чтобы работники заскучали и потеряли "огонь в глазах", — считает Антон Эйне, директор по маркетингу "Штраус СНГ" (производство кофе, штат — ок. 650 чел.). — Все работы и проекты должны быть распределены так, чтобы у людей в команде всегда были новые интересные задачи. Можно, конечно, пытаться списать причину застоя на человека, якобы он не способен развиваться. Но если так, то такого человека не стоило и держать". В то же время, многие эксперты утверждают, что внешние условия работы не менее значимы.

Наталья Вовк, бизнес-тренер, консультант ОМТ (штат — 50 чел.), выделяет несколько объективных факторов. "Некоторые руководители причину видят в следующем. Планы намечены, ресурсы выделены, а в процессе реализации выясняется, что их недостаточно и взять их негде. И тут уже будет все зависеть от человека: для кого-то чем труднее, тем лучше, а для кого-то наступает период разочарования, кризис жанра", — поясняет она.

Еще один пример из практики: по каким-то причинам топ-менеджер остается неуслышанным. Например, есть определенные сбои в бизнес-процессах, и нет никакой возможности донести до собственников или других заинтересованных лиц: что идет не так и почему, и что следует изменить. И может наступить момент, когда "опускаются руки". Это случается, обычно, из-за накопленных мелких разочарований и неудач, которые рано или поздно могут вылиться в отсутствие вдохновения в работе.

Но бывают случаи, когда взаимоотношения с собственниками бизнеса заводят топа в тупик. "Я работала с руководителем проекта производственного предприятия, для которого было важно, чтобы собственники признавали и понимали, сколько лично он сделал для проекта, как собрал и сплотил людей, как из них сделал отличную команду, которая через некоторое время достигла ожидаемых результатов и превзошла их. А собственники поднимали все новые планки достижений, не оценивая должным образом, по мнению топа, его заслуг. Он попал в зону разочарования, когда реальность не совпала с ожиданиями. В такой период демотивации человек просто не мог выдавить из себя ничего гениального, что продвинуло бы проект по шкале успешности выше", — рассказала Вовк.

Внешними причинами могут послужить смена акционеров или компании, кризис в организации или стране, изменения в личной жизни, например развод. Как по отдельности, так и комплексно эти причины могут привести к пассивности менеджера, потере вдохновения и творческому застою.

"В нашей практике была ситуация, когда низкая эффективность работы руководителя была вызвана недостаточно продуманной организационной структурой его подразделения. В функции была задана структура, неоптимальная для достижения результатов, как следствие, большинство сотрудников были загружена задачами, которые не были связаны напрямую с целями бизнеса и могли быть переданы на аутсорсинг. После незначительной оптимизации системы управления для повышения эффективности функции большая часть персональных трудностей руководителя была устранена, у него снова высвободилось время для инициатив, и он не был связан текучкой", — делится Виктория Журавлева.

Цикличный кризис

Творческий кризис (или застой) может быть связан не с личностными проблемами управленца, а с этапом развития, который переживает сама компания. Еще в 70-х годах прошлого века профессор Гарвардской школы бизнеса Лари Грейнер предложил теорию развития компании, которая получила широкое признание среди управленцев и организационных специалистов.

Суть модели Грейнера заключается в том, что любая организация переживает шесть этапов: творчество, централизация, делегирование, координация, сотрудничество, создание альянса. Каждый этап характеризуется необходимостью введения новых подходов к управлению в связи с увеличением размера организации и количества проектов.

В преддверии перехода на следующий этап развития компании ее управленцы испытывают жесткий творческий и управленческий кризис, который и является одним из важнейших признаков переходного периода. Появление симптомов кризиса требует от управленца не отдыха, а мобилизации сил для изменения всей системы управления для перехода на более высокий уровень развития компании.

Тупиковая профилактика

В первую очередь нужно остановиться и осознать, что человек на стадии кризиса. Эксперты предлагают два основных маркера, по которым можно определить творческий кризис.

"Регулярно отслеживайте свое внутреннее состояние. В фокусе должно быть отношение к работе. Первым маркером начала творческого кризиса может стать цинизм, который появляется у руководителя в высказываниях относительно целей компании, экономической ситуации в отрасли, нерадивых подчиненных", — говорит г-жа Журавлева. Второй маркер творческого кризиса — отстраненность от коллег, подчиненных и других специалистов. Человек старается не подпускать к себе новую информацию, его позиция "я занят, я работаю".

Наиболее верный выход из сложившейся ситуации — отдых. Причем два-три дня не спасают. Человеку необходимо более длительный срок — 10-14 дней. Да и эффективен такой отдых, только если причина кризиса — в усталости. Если же проблема не личностного характера, а заложена внутри организации, то по завершению отпуска все вернется на круги своя.

Другим способом выхода из творческого кризиса может стать противоположная позиция — активная деятельность. Такой метод называется "работа со своими ограничениями". Регулярное применение подхода "узнал что-то новое и немедленно внедрил его" поможет не застаиваться на одном месте и не зацикливаться на нерешенной задаче.

По мнению Дарьи Лисициной, одной из важнейших причин творческого кризиса является недостаток информации, необходимый для устранения проблемы. Поэтому главным способом решения станет поиск недостающей информации. Именно в этом русле необходимо проводить работу.

Еще одним способом выхода из кризиса может стать распространенная мировая практика — "работа в поле". Здесь руководитель снимает с себя регалии и становится за прилавок, выходит в цех, проводит переговоры и выполняет другую работу своих непосредственных подчиненных.

Ценность такого опыта колоссальна и по своей природе дает возможность по-новому взглянуть на себя — и именно это способно свести к минимуму любой, будь то личный или профессиональный, кризис.

Не менее важно в кризисный момент отделить себя от работы. Многие менеджеры буквально "женаты" на своих компаниях, живут ее интересами, берут работу на дом. В какой-то точке профессионального развития такой подход не позволит разглядеть скрытые возможности в ситуации, поэтому разумная дистанция от своего дела более чем необходима.

"В ситуации возникновения кризиса, вызванного внутренними личностными проблемами, необходимо отрефлексировать происходящее: проанализировать текущую ситуацию, понять "куда я иду", обозначить свои цели и задачи. Данный подход поможет прояснить положение вещей и увидеть возможности для выхода из кризиса. Если же самостоятельно провести такой анализ не получается либо он не помогает решить проблему, в этом случае я рекомендую обратиться к профессиональному коучу, который с помощью специальных методик поможет увидеть более широкую рамку ситуации и найти ресурсы для выхода из кризиса", — советует Виктория Журавлева.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
1 апреля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управленческое общение: как стать «фигурой влияния» для своих подчиненных (Ирина Головнева)
5-6 апреля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Ассистент руководителя: мотивация, организация работы, эффективная коммуникация (Наталья Дегтярева)
7 апреля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Все, что необходимо знать владельцам малого бизнеса о финансах, бюджетах и мотивации (Игорь Немировский, Инна Старожукова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как оказывать влияние. Новый стиль управленияКак оказывать влияние. Новый стиль управления
Включайся! Жінки, робота й воля вести за собоюВключайся! Жінки, робота й воля вести за собою
Lift. Поднимите энергию на максимально возможный уровеньLift. Поднимите энергию на максимально возможный уровень
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеруОбретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)