КОММЕНТАРИИ | Корпоративное управление 1 мая 2020 г.

Антикризисный менеджмент: техника швейцарской армии

Автор: Жанна Крючкова
Источник: ЛіГА.Бизнес

Можно ли заранее подготовить компанию к кризису, почему важно знать теорию и иметь план A, B, C, D под разные сценарии.

Антикризисный менеджмент: техника швейцарской армии (Жанна Крючкова) Все кризисы цикличны, и время между ними сокращается. Для компании это тест на корпоративное управление. Готовность к кризисам должна быть заложена в стратегии развития любого предприятия. В проблемные времена важны скорость принятия решений и дисциплина их исполнения. Поэтому, помимо импровизаций, должны быть планы и четкие инструкции. Если менеджмент не предвидит кризис, то это вопрос к менеджменту.

Тест на корпоративное управление

В сложные периоды предприятие становится похоже на армию. Когда я проходила курс Executive MBA в бизнес-школе IMD, у нас был отдельный модуль по кризис-менеджменту, который мы проходили в швейцарской армии. В университете нужно было зубрить латынь, а в швейцарской армии — технологии действия в кризис.

Одна из них называлась "5+2", и ее базовыми элементами были: понимание проблемы, оценка ситуации, принятие решений, план действий, приказы.

Тут важен каждый пункт. Потому что, если мы что-то пропустим, оно потом нас неизбежно догонит.

Например, мы можем озвучить план действий менеджерам, но пренебречь формализацией, и решения могут быть неверно услышаны и исполнены. Как известно, "каждая великая стратегия рушится в момент исполнения".

Штаб оперативного реагирования

Как реагировать на кризис? Сначала создается штаб оперативного реагирования. Кто может войти в этот штаб? Это звездный час не только для лидера организации, но и для поддерживающих функции компании сотрудников: финансистов, HR, IT, юристов, PR, специалистов по безопасности.

Финансистам необходимо задать вопросы: "Что у нас с ликвидностью? Какой прогноз на ближайший квартал".

У IT спросить, в порядке ли инфраструктура, есть ли доступ к информации для принятия решений, защищены ли мы, потому что во время кризиса увеличивается количество кибератак.

У HR — можем ли мы поступать рациональным и гуманным путем. В это время юристы следят за соблюдением законов и за тем, чтобы менеджмент не перестарался в своих решениях. А профессионализм PR-службы может стать определяющим, потому что во время кризиса возрастает важность коммуникаций внутри компании и за ее пределами.

Сценарий A, B, C, D

Алгоритм реагирования и создания планов должен быть встроен в корпоративное управление. Когда стало понятно, что будет введен карантин, мы в компании оперативно провели Наблюдательный совет, на котором рассмотрели разные сценарии развития событий.

Директора наших предприятий знают, что должен быть план A, B, C, D под разные сценарии: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный и "все пропало".

Меня иногда спрашивают: "Зачем прорабатывать очень плохой сценарий?". Это снимает неопределенность и страхи перед тем, что мы не знаем, как действовать, если обстоятельства повернутся наихудшим образом.

Я оптимист и верю в план А, но мне интересно поразмышлять, что мы будем делать, если нет — и этот план должен быть готов. Воспринимаю это как игру.

Помните диалог из мультфильма "80 дней вокруг света?": "— Есть ли у вас план, мистер Фикс? — Есть ли у меня план? Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана".

Что нужно предпринять в кризис?

Есть несколько правил, которые подойдут практически к любой индустрии:

  • Переходим от децентрализации к централизации. Важны приоритеты, скорость принятия решений и дисциплина исполнения.
  • Фокусируемся на денежных потоках, но не на прибыли. Фраза "Cash is king. Profit is your opinion" актуальна как никогда.
  • Планируем операционные расходы, исходя из операционных доходов. Управление финансами выходит на первый план; основной фокус ставится на тактическое планирование на 1-3 месяца.
  • Не инвестируем. Острая нехватка финансов оставит право на существование только реальным инвестиционным проектам.
  • Поддерживаем динамическую среду. Концентрируемся не на результатах, а на процессах и повышаем их качество. По возможности не останавливать процессы — перезапуск с нуля дается сложнее.

Можно ли заранее подготовить компанию к кризису?

Лидерство во время кризиса определяется трансформационным ресурсом, которым обладает компания. Предприятия с лучшим корпоративным управлением и корпоративной культурой более устойчивы во времена кризиса. Они легче переносят стресс.

Рекомендую каждому руководителю периодически устраивать себе экзамен — проходить аудит на организационный дизайн.

Например, по модели Джона Гэлбрейта (John Galbraith), куда входит стратегия, структура, процессы, KPI, вознаграждение и оценка компетенции сотрудников. Те компании, которые обращают внимание на теорию и проверяют, все ли у них в порядке с точки зрения теории, будут лучше готовы к сложным временам.

Против компании может сработать даже элементарное нарушение норм управляемости. Я знаю компании, где у СЕО в оргструктуре 18 прямых подчиненных. Что случится в кризис с таким бизнесом? Не нами придумано, что у главнокомандующего на войне мало подчиненных. Чем выше ранг — тем меньше подчиненных.

Позитивный момент кризиса состоит в том, что он очищает бизнес от нежизнеспособных стратегий, структур, завышенных оплат.

Эпоха социальной солидарности

Может, это прозвучит пафосно, но я думаю, что нас ждет эпоха социальной солидарности. В прошлом веке на смену гонке вооружений пришла гонка потребления. Если мы продолжим идти по пути собственничества и господства, то наша планета и человечество с большой вероятностью окажутся в плачевном состоянии. Мы привыкли к выражению "устойчивый рост". Но на последнем экономическом форуме в Давосе обсуждалось, что делать, если роста не будет.

Недавно с моими однокурсниками по бизнес-школе, а у нас учились представители более 30 стран, мы обсуждали возможные перспективы. Кризис показал, что — независимо от страны, у нас одинаковые проблемы. Сейчас, как никогда, мы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Макроэкономические условия для всех одинаковые, а вот справляться с кризисом компании будут по-разному. Рузвельт, 32-й президент США, чей срок правления как раз пришелся на времена Великой депрессии, говорил: "Делай то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть".

Три сценария для человечества

Мы попали в определенный цивилизационный слом. Есть базовых три сценария для человечества.

Первый заключается в том, что возникнет глобальная система управления ресурсами и люди будут наслаждаться жизнью. Критики этой теории приводят пример эксперимент американского этнолога с мышами, которым были созданы идеальные условия, и в результате вся популяция деградировала и погибла.

Второй — ученые доказали, что в XXI веке человечество завершит формирование глобальной социальной сети. На планете будет жить 12 млрд человек, и, несмотря на развитие технологий и медицины, больше нас не станет. Согласно этому сценарию, население планеты будет то сокращаться, то возрождаться в режиме маятника.

Третий сценарий поддерживают трансгуманисты, которые говорят о том, что человек и технологии сольются, образуя нового homo sapiens. Им оппонируют неолуддиты — те, кто выступают против активной экспансии технологий. С их точки зрения, развитие технологий не помогает, а усугубляет неравенство на Земле, создавая глобальные проблемы.

Вне зависимости от сценария человечеству нужно учиться жить в новой парадигме, когда роста не будет, а на смену капитализму должна прийти более просвещенная эпоха.

Об авторе:

    Жанна Крючкова, совладелец компаний "Стикон" и "Алмаз Групп", основатель Jansen Capital Management.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
25 сентября — 10 октября 2020
Киев
ШКОЛА ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА. Управленческий учет. Показатели эффективности. Бюджетирование. Анализ компании. Менеджмент. Мотивация
28 сентября — 2 октября 2020
Киев
Интенсив «Школа современного нормирования»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Книга Ленивого Гуру. Поток. Результаты. Без усилийКнига Ленивого Гуру. Поток. Результаты. Без усилий
Как выжить среди мудаков. Лучшие практикиКак выжить среди мудаков. Лучшие практики
Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задачГоршочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2020, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается Strategic

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



➥ Спасибо, я уже подписан(-а)