КОММЕНТАРИИ | Цели 29 октября 2010 г.

Лучше кнута и пряника

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№42, 2010)

О том, как правильно ставить цели, активно пишут и говорят. Свидетельством тому огромное количество книг по технологии успеха и тренингов, на которых обучают практическим навыкам целеполагания. Хотя аббревиатуры типа SMART или MBO уже давно набили оскомину управленческой братии, с достижением целей в организациях по-прежнему дела обстоят не лучшим образом. Почти каждый руководитель отечественного предприятия считает своим долгом пожаловаться на «ленивых и бестолковых» сотрудников, не способных выполнять поставленные задачи.

Относительно сложившейся ситуации свою точку зрения высказал Семен Кродий, психолог, HR-консультант: "Очень важно знать не только, «что делать?», но не менее важно иметь ответы на вопросы «как?» и «почему?». Если не знать механизмов, не понимать сути процессов, которые внедряются в организации или предназначены для того, чтобы изменить деятельность отдельного сотрудника, — любое самое благое начинание обречено на провал. Это утверждение касается любых управленческих технологий".

Все быстрее и быстрее

Один из способов, позволяющих достигать целей, — явление, получившее название «эффект приближения». Оно неоднократно проверено на крысах, собаках и лошадях. Например, как известно, последние всегда ускоряют свой бег, «почуяв стойло», этот эффект оказывается весьма действенным и для людей.

Его суть очень проста. Для того чтобы начать действовать интенсивнее и увеличить усилия, необходимо видеть как конец трудного пути, так и результаты предыдущей работы. Используется этот эффект и для стимулирования спроса. Так, к примеру, одна из европейских сетей ресторанов предложила бесплатный ужин на двоих каждому, кто соизволит откушать в их заведениях не менее двадцати раз. Акция продвигалась ни шатко ни валко. Однако, когда консультанты посоветовали предоставлять клиентские карточки, в которых бы наряду с двадцатью пустыми квадратиками было бы еще два уже отмеченных посещения, — эффективность акции увеличилась почти в два раза. Аналогичным образом «эффект приближения к цели» оказывает свое волшебное действие и на завершение любой работы.

«Бороться с нарушением графика сдачи работ мы пытались с помощью введения жест­ко установленных сроков и штрафов за их невыполнение. Однако оказалось, что жесткие сроки и письменные обязательства на некоторых сотрудников действуют как удав на кролика. В результате они, ожидая неизбежных неприятностей, вообще переставали что-либо делать, впадали в апатию. Учитывая, что люди у нас творческие, требующие особого подхода, мы подумали, что необходимо пересмотреть эти методы. Мы решили пойти другим путем. Во-первых, не наказывать, а поощрять перевыполнение, во-вторых, ввести поэтапное планирование. От непосредственного руководителя это требует больше времени на формулирование задач, но это себя оправдывает, так как проблему срывов сроков сдачи мы практически изжили», — рассказала Оксана Лях, заместитель директора дизайн-студии «Кул-арт» (штат — 14 чел.).

Однако, чтобы «эффект приближения к цели» заработал интенсивнее, по словам Андрея Коляды, менеджера по персоналу ООО «Бриста» (производство мебели, штат 77 чел.), не менее важно визуализировать приближение к цели: отмечать в графике плюсами этапы, на которые разбита задача. «Такая визуализация позволяет всякий раз производить оценку динамики приближения к цели, фиксировать свои достижения. Ведь далеко не все люди способны идеально планировать и придерживаться своего плана действий. Этот навык, безусловно, можно тренировать, но все же он основан на конституциональных предпосылках, это врожденное качество, так называемая способность к антиципации. Такой график перед глазами позволяет видеть степень приближения к цели, а это вдохновляет», — сообщил г-н Коляда.

Что мешает достигать?

  • Слишком амбициозные цели
  • Слишком большое количество целей
  • Неправильно сформулированные цели
  • Конфликтующие между собой цели
  • Перфекционизм, который не позволяет насладиться результатом, так как совершенство недостижимо
  • Излишнее самолюбие и некритичность, которые не позволяют признавать свои ошибки и учитывать их
  • «Достигательство» — зацикленность на результате и неспособность получать удовольствие от процесса

Разделяй и… медитируй!

Чтобы начало дела не было «лихой бедой», а его завершение не превращалось в серьезное испытание, Семен Кродий советует распределить функции «начинания» и «исполнения». «Некоторые бизнес-процессы дают возможность передоверять часть работы на начальных стадиях. В этом случае тоже начинает работать «эффект приближения к цели» — ведь часть работы уже сделана, даже если это будет примитивный обзор СМИ, касающийся данного вопроса», — отмечает г-н Кродий. «У себя в агентстве мы используем такой подход. Хотя это не основывалось на каких-то научных изысканиях, а произошло скорее интуитивно. Менее опытные сотрудники занимаются анонсированием вакансий и первичным отбором резюме, более опытные проводят собеседования и занимаются прямым поиском. Благодаря этому подходу мы значительно экономим более дорогостоящее время профессионалов», — поведала Светлана Федоренко, специалист рекрутингового агентства Best Servicе» (штат — 9 чел.).

Впрочем, при достижении целей не менее важно помнить и о возможной расплате — непреодолимом чувстве опустошения, которое может настичь того, кто добился желаемого. Считается, что так происходит с теми, кто достигает «не своих», а навязанных, не нужных ему целей. Однако наши эксперты уверены, что это закономерный итог любых сверхусилий. «Достигательство» может сыграть злую шутку. Человек втягивается в определенный ритм и уже не может остановиться. Завершив начатое, он сразу же хватается за следующее дело, не остановившись и не посмотрев по сторонам. Когда запас энергии иссякает, организм дает сбой», — уверен Андриан Бочкарев, HR-консультант.

Именно поэтому очень важно, завершая какой-либо проект, подвести его итоги, тем самым поставив символическую точку в окончании дела. «Если это значительный и сложный проект, который мог длиться более трех-четырех месяцев, нужно как минимум два-три дня отпуска, чтобы переключиться на выполнения других задач. Если меньше — может быть достаточно нескольких часов такой «медитации», — считает г-н Бочкарев. Кроме того, такая рефлексия необходима также и для того, чтобы «провести работу над ошибками» и в дальнейшем не допускать их, наступая на одни и те же грабли.




БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
20 января — 1 апреля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Mini MBA — "Эффективный руководитель"
24 января 2017
Киев, Украинский дом
Менеджер и команда. Как создать команду мечты (Максим Батырев)
24 января 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Тайм-менеджмент и принципы делегирования (Наталья Дегтярева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
К черту все! Берись и делай!К черту все! Берись и делай!
Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективнымИскусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным
Сила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесiСила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесi
Искусство влияния. Убеждение без манипуляцийИскусство влияния. Убеждение без манипуляций
Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджментуЛовушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)