Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Цели 29 октября 2010 г.

Лучше кнута и пряника

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№42, 2010)

О том, как правильно ставить цели, активно пишут и говорят. Свидетельством тому огромное количество книг по технологии успеха и тренингов, на которых обучают практическим навыкам целеполагания. Хотя аббревиатуры типа SMART или MBO уже давно набили оскомину управленческой братии, с достижением целей в организациях по-прежнему дела обстоят не лучшим образом. Почти каждый руководитель отечественного предприятия считает своим долгом пожаловаться на «ленивых и бестолковых» сотрудников, не способных выполнять поставленные задачи.

Относительно сложившейся ситуации свою точку зрения высказал Семен Кродий, психолог, HR-консультант: "Очень важно знать не только, «что делать?», но не менее важно иметь ответы на вопросы «как?» и «почему?». Если не знать механизмов, не понимать сути процессов, которые внедряются в организации или предназначены для того, чтобы изменить деятельность отдельного сотрудника, — любое самое благое начинание обречено на провал. Это утверждение касается любых управленческих технологий".

Все быстрее и быстрее

Один из способов, позволяющих достигать целей, — явление, получившее название «эффект приближения». Оно неоднократно проверено на крысах, собаках и лошадях. Например, как известно, последние всегда ускоряют свой бег, «почуяв стойло», этот эффект оказывается весьма действенным и для людей.

Его суть очень проста. Для того чтобы начать действовать интенсивнее и увеличить усилия, необходимо видеть как конец трудного пути, так и результаты предыдущей работы. Используется этот эффект и для стимулирования спроса. Так, к примеру, одна из европейских сетей ресторанов предложила бесплатный ужин на двоих каждому, кто соизволит откушать в их заведениях не менее двадцати раз. Акция продвигалась ни шатко ни валко. Однако, когда консультанты посоветовали предоставлять клиентские карточки, в которых бы наряду с двадцатью пустыми квадратиками было бы еще два уже отмеченных посещения, — эффективность акции увеличилась почти в два раза. Аналогичным образом «эффект приближения к цели» оказывает свое волшебное действие и на завершение любой работы.

«Бороться с нарушением графика сдачи работ мы пытались с помощью введения жест­ко установленных сроков и штрафов за их невыполнение. Однако оказалось, что жесткие сроки и письменные обязательства на некоторых сотрудников действуют как удав на кролика. В результате они, ожидая неизбежных неприятностей, вообще переставали что-либо делать, впадали в апатию. Учитывая, что люди у нас творческие, требующие особого подхода, мы подумали, что необходимо пересмотреть эти методы. Мы решили пойти другим путем. Во-первых, не наказывать, а поощрять перевыполнение, во-вторых, ввести поэтапное планирование. От непосредственного руководителя это требует больше времени на формулирование задач, но это себя оправдывает, так как проблему срывов сроков сдачи мы практически изжили», — рассказала Оксана Лях, заместитель директора дизайн-студии «Кул-арт» (штат — 14 чел.).

Однако, чтобы «эффект приближения к цели» заработал интенсивнее, по словам Андрея Коляды, менеджера по персоналу ООО «Бриста» (производство мебели, штат 77 чел.), не менее важно визуализировать приближение к цели: отмечать в графике плюсами этапы, на которые разбита задача. «Такая визуализация позволяет всякий раз производить оценку динамики приближения к цели, фиксировать свои достижения. Ведь далеко не все люди способны идеально планировать и придерживаться своего плана действий. Этот навык, безусловно, можно тренировать, но все же он основан на конституциональных предпосылках, это врожденное качество, так называемая способность к антиципации. Такой график перед глазами позволяет видеть степень приближения к цели, а это вдохновляет», — сообщил г-н Коляда.

Что мешает достигать?

  • Слишком амбициозные цели
  • Слишком большое количество целей
  • Неправильно сформулированные цели
  • Конфликтующие между собой цели
  • Перфекционизм, который не позволяет насладиться результатом, так как совершенство недостижимо
  • Излишнее самолюбие и некритичность, которые не позволяют признавать свои ошибки и учитывать их
  • «Достигательство» — зацикленность на результате и неспособность получать удовольствие от процесса

Разделяй и… медитируй!

Чтобы начало дела не было «лихой бедой», а его завершение не превращалось в серьезное испытание, Семен Кродий советует распределить функции «начинания» и «исполнения». «Некоторые бизнес-процессы дают возможность передоверять часть работы на начальных стадиях. В этом случае тоже начинает работать «эффект приближения к цели» — ведь часть работы уже сделана, даже если это будет примитивный обзор СМИ, касающийся данного вопроса», — отмечает г-н Кродий. «У себя в агентстве мы используем такой подход. Хотя это не основывалось на каких-то научных изысканиях, а произошло скорее интуитивно. Менее опытные сотрудники занимаются анонсированием вакансий и первичным отбором резюме, более опытные проводят собеседования и занимаются прямым поиском. Благодаря этому подходу мы значительно экономим более дорогостоящее время профессионалов», — поведала Светлана Федоренко, специалист рекрутингового агентства Best Servicе» (штат — 9 чел.).

Впрочем, при достижении целей не менее важно помнить и о возможной расплате — непреодолимом чувстве опустошения, которое может настичь того, кто добился желаемого. Считается, что так происходит с теми, кто достигает «не своих», а навязанных, не нужных ему целей. Однако наши эксперты уверены, что это закономерный итог любых сверхусилий. «Достигательство» может сыграть злую шутку. Человек втягивается в определенный ритм и уже не может остановиться. Завершив начатое, он сразу же хватается за следующее дело, не остановившись и не посмотрев по сторонам. Когда запас энергии иссякает, организм дает сбой», — уверен Андриан Бочкарев, HR-консультант.

Именно поэтому очень важно, завершая какой-либо проект, подвести его итоги, тем самым поставив символическую точку в окончании дела. «Если это значительный и сложный проект, который мог длиться более трех-четырех месяцев, нужно как минимум два-три дня отпуска, чтобы переключиться на выполнения других задач. Если меньше — может быть достаточно нескольких часов такой «медитации», — считает г-н Бочкарев. Кроме того, такая рефлексия необходима также и для того, чтобы «провести работу над ошибками» и в дальнейшем не допускать их, наступая на одни и те же грабли.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?
Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на васТайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас
Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступкиКак очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки
Кради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiстьКради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiсть
Как оказывать влияние. Новый стиль управленияКак оказывать влияние. Новый стиль управления

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)