КОММЕНТАРИИ | Интуиция руководителя 24 ноября 2009 г.

Оракул в деловом костюме

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№47, 2009)

Интуицию — удивительное свойство, дающее руководителю возможность принимать быстрые и верные решения в ситуациях неопределенности, — можно и нужно развивать.

Лозунги, зазывающие на тренинг по развитию интуиции, гласят: «Вас никому не удастся обмануть в бизнесе!», «Вы больше никогда не будете проигрывать в казино!», «Вы сможете предвидеть будущее!». Те, кому действительно непросто добиться успеха в бизнесе, отдают мошенникам кровно заработанные, надеясь на чудо. Потому что поверить этим обещаниям могут только люди, напрочь лишенные этой чудесной способности. «Для успешного ведения бизнеса такие критерии, как опыт, удача и интуиция просто жизненно необходимы. Вряд ли есть люди, которые хоть раз в жизни не подключали свою интуицию для решения каких-либо вопросов. Ситуации могут быть абсолютно разного уровня сложности, иметь отношение к различным видам деятельности, но чаще всего интуиция остро необходима в разрешении срочных, сложных и неординарных вопросов», — считает Вера Тамко, руководитель департамента рекрутинга компании Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат — 20 чел.). «Интуиция более применима в ситуациях, когда явной информации недостаточно, но присутствует много догадок и другой непроверенной информации, когда времени на проверку и просчитывание просто нет, но есть опыт принятия решения в похожих ситуациях или знание о подобных случаях», — рассказала Татьяна Пашкина, главный специалист отдела персонала СК «Allianz Украина» (штат — 450 чел.).

Удивительное — рядом

Пожалуй, ни одно другое качество не облачалось в такие мистические покровы. Однако в интуиции нет никакой мистики. «Бизнес-интуиция — это не просто некое врожденное свойство, это коктейль из многих компонентов», — считает Павел Литвин, генеральный директор компании СК «Наста». Первый «ингредиент» — глубокие знания рынка, на котором работаешь, понимание ситуации, вводные для принятия решений. Второй — это умение анализировать, сравнивать, видеть аналогии и схожесть в логике развития ситуаций и процессов. Сюда же можно отнести и умение экстраполировать — корректно переносить опыт, полученный в конкретной ситуации, на случаи, которые могут иметь место в будущем. При этом ошибки менеджеров — зачастую не меньше, чем удачные решения — помогают научиться чувствовать обстоятельства, доверять не только очевидным фактам, но и предугадывать развитие событий. В качестве примера бизнес-интуиции я могу привести продажу «Правэкс-Банка». Сделка была проведена не позднее и не ранее, а в подходящее для продажи время».

«Интуиция зависит и от опыта, и от уверенности в себе, и от особенностей характера — склонен ли руководитель прислушиваться к внутреннему голосу или считает это блажью. Кроме того, некоторая часть интуиции построена на умении руководителя читать и понимать невербальные реакции собеседника. Как говорится, к делу это не пришьешь, но иногда способствует успешному проведению переговоров или, наоборот, пониманию того, что пора ставить точку», — считает Татьяна Пашкина. Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Теребов, руководитель консалтинговой компании «Альтаир» (рекрутинг, кадровый консалтинг, штат — 7 чел.) «Хотя интуицию преподносят как шестое чувство, это не так. Ведь, по сути, интуиция представляет собой продукт осознания ситуации на эмоциональном уровне. Просто нужно быть внимательным к своим чувствам и не бояться анализировать их. Например, после положительного исхода переговоров на душе у руководителя, как говорится, кошки скребут. Что-то не так, а что — непонятно. Можно отогнать эти мысли прочь, а можно попытаться понять — откуда они взялись. И может оказаться, что слова партнеров не совпадали с их невербальными сигналами — жестами и мимикой, в которые они неосознанно вкладывали свои сомнения или несогласие», — поясняет собеседник «ВД». И если в таком случае «руководитель, полагаясь на свою интуицию, принимает решение не работать с данным поставщиком, несмотря на его отличную репутацию на рынке и другие преимущества, впоследствии он оказывается прав, так как данная компания, допустим, по причине реорганизации срывает сроки поставок и подводит своих партнеров», — считает Вера Тамко.

Не ошибиться

Принято считать, что интуиция — это врожденное чувство, и многие люди ошибочно думают, что лишены столь ценного помощника. «Любое качество можно не просто развивать, но и доводить до совершенства, конечно же, путем проб и ошибок. Интуиция должна обязательно подкрепляться опытом в той или иной сфере, знаниями, опытом разрешения аналогичных ситуаций, наблюдательностью и умением слушать и слышать свой внутренний голос. Как правило, первое, что приходит в голову, и называется интуицией, и лучше всего зафиксировать эту мысль, а потом подключить опыт и знания. Хорошо, если оба подхода подскажут одно верное решение, а если нет? Вот тогда и нужно выбирать. Проделав эти комбинации несколько раз — возможно десятки, сотни и тысячи — и получив нужный результат, можно научиться работать со своей интуицией», — рассказывает Вера Тамко.

Однако для тех, кто не готов к самостоятельному поиску своего внутреннего голоса, рынок тренинговых услуг предлагает массу продуктов самого разного качества. В том числе и абсолютно бесполезных. «На тренинги приходят люди разного уровня подготовки. И, несомненно, есть личности, которые рассматривают интуицию как нечто мистическое и ждут именно волшебства. Но программа тренингов должна быть рассчитана таким образом, чтобы человек самостоятельно включался в работу над внутренним миром», — уверена Людмила Гавришенко, психолог, бизнес-тренер.

Поэтому, по мнению г-жи Гавришенко, тренинг по развитию интуиции должен содержать и такие позиции, как проработка внутренних установок человека, которые сформировались с рождения, выведение их из сферы подсознательного и замена негативных установок на позитивные, а также работу с телом с целью снятия психологических зажимов. Определить, насколько полезен или бесполезен может оказаться тренинг, можно и ориентируясь на его программу и характер упражнений (подробнее — см. рис. "Развить интуицию «на три-четыре»"). «Подход к выбору тренинга по развитию интуиции должен быть максимально рациональным. Ведь понятие «интуиция» наполнено для каждого собственным смыслом, а кроме того, определить его эффективность практически невозможно, ведь оценка будет очень субъективной», — утверждает Андрей Теребов.

Развитие интуиции

Передай другому

Ну а что делать, если у руководителя нет ни времени, ни желания заниматься «пустяками», пытаясь наладить диалог со своим внутренним голосом? Г-н Теребов советует в таком случае собрать вокруг себя способных помощников, которые обладают этим качеством от природы. «Иметь профессиональную интуицию совершенно необходимо для всех, в чьи функциональные обязанности входит работа с персоналом: руководителей, специалистов по персоналу, менеджеров по сбыту. Поэтому, выбирая претендентов на вакантные должности, при составлении кейса, стоит включать задания «на интуицию». К примеру, в свое время мне было предложено задание определить профессию, возраст и дать характеристику трем специалистам компании, в которую трудоустраивался. Это происходило следующим образом: в переговорную комнату по очереди заходили эти люди, и я имел право задать каждому один вопрос, не касающийся его личной или профессиональной жизни. Затем оценивалось количество правильных предположений», — поведал Андрей Теребов.

В популярном сериале «Теория лжи» главный герой, специализирующийся на выявлении лживых сведений с помощью оценки малозаметных эмоциональных реакций, выбирает себе помощников, имеющих дар интуитивного определения того, говорит человек правду или лжет. И хотя более традиционная работа не требует таких выраженных талантов, Андрей Теребов советует все же не пренебрегать подобными заданиями. Ведь способность таких сотрудников к мгновенной оценке информации представляет собой весьма ценное приобретение для компании.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
13-14 декабря 2017
Киев
ELForum 2017. Ежегодное событие для профессионалов, практиков и фанатов дистанционного обучения
14 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление отделом продаж (Наталья Дегтярева)
20-21 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление проектами (Олег Андриенко)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Эффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целейЭффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целей
Миф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть всеМиф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть все
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Как оказывать влияние. Новый стиль управленияКак оказывать влияние. Новый стиль управления
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)