Реконструкция мета-модели процесса по стандартам ISO серии 9000:2000

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): О.В.Малышев, журнал "Методы менеджмента качества"
размещено: 30.09.2004
обращений: 16320

Форма оживает содержанием
и не забывается.
Н. Рерих

Введение

В современных подходах к моделированию широко используется концепцию иерархии уровней моделирования: правила построения (язык, формат) модели i-го уровня называют моделью (i+1)-го уровня или мета-моделью по отношению к модели i-го уровня [1]. Статусы моделей применительно к процессу обсуждались в [2], здесь же достаточно упомянуть, что мета-модель процесса устанавливает "формат" моделей (описаний) конкретных процессов системы менеджмента качества (СМК).

Согласно определению, данному в стандарте ISO 9000:2000 (п. 3.4.1), под процессом понимается "совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих активностей, преобразующих входы в выходы", и его можно рассматривать как предельно общую мета-модель процесса. Но ограничивается ли мета-модель процесса в контексте стандартов ISO серии 9000:2000 (далее — Стандарты) данным определением? На самом деле, конечно же, нет. В данной работе представлен результат реконструкции мета-модели процесса по Стандартам, достигнутый в два этапа:

    1) "коллекционирование" требований и положений Стандартов, касающихся процессов и процессного подхода;
    2) систематизация материала, полученного в результате "коллекционирования".

Предпринятая систематизация основана на рассмотрении процесса с различных точек зрения, а именно:

  1. процесс как самостоятельная сущность;
  2. процесс как структура;
  3. процесс как элемент системы процессов;
  4. процесс как объект управления (при этом упоминаемые в Стандартах функции мониторинга, измерений, анализа, контроля и улучшения процесса рассматриваются как подфункции управления процессом);
  5. продукция как объект управления.

Результат проделанной работы оформлен в виде "Шаблона описания процесса", представленного далее. Позиции Шаблона, основанные на требованиях или положениях Стандартов, содержат соответствующие ссылки на его пункты. По отдельным позициям даны некоторые пояснения, заключенные в квадратные скобки. В процессе заполнения Шаблона они должны быть заменены "ответами" на поставленные "вопросы".

Шаблон описания процесса

1. Процесс как самостоятельная сущность

     1.1. Краткое название процесса
     [Краткое название процесса должно, с одной стороны, как можно более точно его идентифицировать, а с другой — быть удобным для ссылок].
     1.2. Код (идентификатор) процесса
     [Код присваивается процессу в некоторой системе кодирования и используется, в основном, для ссылок].
     1.3. Назначение процесса
     [Данная позиция используется для исчерпывающей идентификации процесса и его специфики].
     1.4 Тип процесса
     [Указывается тип процесса. Исходя из положений Стандартов, различаются следующие типы процессов:

  • процесс управления (управленческая деятельность руководства — п. 4.1);
  • процесс обеспечения ресурсами (п. 4.1);
  • процесс жизненного цикла продукции (п. 4.1);
  • процесс внутреннего обмена информацией (п. 5.5.3);
  • процесс, связанный с потребителями (п. 7.2);
  • процесс закупок (п. 7.4.1);
  • процесс, требующий валидации (п. 7.5.2);
  • процесс мониторинга (п. 8.1);
  • процесс измерения (п. 4.1, 8.1);
  • процесс анализа (п. 8.1);
  • процесс улучшения (п. 8.1);
  • процесс аудита (п. 8.2.2);
  • процесс, выполняемый сторонней организацией (п. 4.1);
  • процесс контроля процесса, выполняемого сторонней организацией (п. 4.1);
  • процесс подтверждения того, что способ мониторинга и измерения совместим с требованиями к мониторингу и измерениям (п. 7.6).
         Примечание. Возможны следующие ситуации:
  • расширение списка используемых типов процессов;
  • отсутствие указания для конкретного процесса на его тип;
  • отнесение конкретного процесса более, чем к одному типу].
         1.5. Ответственный за процесс
         [Указывается должность или ролевая функция лица, ответственного за процесс].
         1.6. Характеристики процесса и их метрики
         [Процесс может характеризоваться как качественно, так и количественно с применением метрик.
         Примеры количественных характеристик процесса: производственная мощность, ресурсоемкость, результативность и эффективность (плановые и фактические).
         Такая характеристика, как технологичность процесса, может быть представлена как качественно, так и количественно].
         1.7. Требования к процессу
         [К процессу в целом могут предъявляться требования, например, относительно его (плановой) результативности и эффективности].
         1.8. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении процесса (п. 4.1в)
         [Приводятся формулировки соответствующих критериев].
         1.9. Методы, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении процесса (п. 4.1в)
         [Приводятся перечень применяемых методов с их описанием (или ссылками на описания), а также перечень документов, необходимых организации для обеспечения эффективного осуществления процесса (п. 4.2.1г)].
         1.10. Создание процессом добавленной ценности (введение п. (б))
         [Описывается, какие добавленные ценности создает процесс, и как происходит добавление ценности].

    2. Процесс как структура

         2.1. Компоненты (элементы) процесса
         [Приводится описание компонентов (элементов), из которых состоит процесс и их взаимосвязей.
         Типовыми компонентами процесса являются:
  • входы (сырье, материалы, заготовки, тара, данные и тому подобное);
  • выходы (результаты функционирования процесса, готовая продукция).
         Кроме того, процесс включает ресурсы и информацию, необходимые для поддержки процесса (п. 4.1г), например:
  • используемая технология;
  • персонал (рабочие, служащие, должностные лица и т. п.);
  • технологическое оборудование (технологические линии, станки, инструменты и т. п.);
  • метрологическое оборудование;
  • транспортные средства;
  • энергоресурсы;
  • используемые базы данных и т. п.
         Могут быть установленные нормы использования ресурсов.
         При описании компонентов процесса следует также учитывать наличие инфраструктуры (п. 6.3) и рабочей среды (п. 6.4), необходимых для осуществления процесса.
         Описать структуру процесса можно используя графические методы].
         2.2. Требования к составным частям процесса
         [К составным частям процесса могут (должны) быть определены требования, например:
  • требования к входам (п. 7.4.1), промежуточным результатам и выходам процесса (п. 8.2.4) — стандарты, технические условия и тому подобное, в частности, требования относительно идентификации и прослеживаемости продукции в процессе (п. 7.5.3);
  • требования к другим компонентам процесса (персоналу, оборудованию, инфраструктуре, рабочей среде, энергоресурсам и т. п.)].

    3. Процесс как элемент системы процессов

         3.1. Процессы, которым подчинен данный процесс
         [Процесс в системе процессов предприятия может быть вспомогательным для других процессов (более высокого уровня). Приводится перечень таких процессов.
         Допускается, что описания этих процессов определяют взаимодействие данного вспомогательного процесса с другими вспомогательными процессами того же уровня, а также его участие в последовательностях процессов одного уровня].
         3.2. Поставщики входов и компонентов процесса, а также получатели выходов процесса
         [Примечание 1 к п. 3.4.1 стандарта ISO 9000:2000 фиксирует один из возможных вариантов взаимосвязи процессов, когда "входами одного процесса ... являются выходы других процессов". Это положение может быть расширено, например:
  • входами процесса могут быть выходы других процессов, а также другие процессы или их описания;
  • выходами процесса могут являться другие процессы или их описания;
  • компоненты процесса или их описания могут быть входами/выходами других процессов.
         Следует описать подобные связи].
         3.3. Другие взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами
         [Описываются взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами, отличные от "стыковок" процессов по входам, выходам и компонентам, например, сообщения, которыми обменивается данный процесс с другими процессами].
         3.4. Описание способа осуществления процесса
         [Способ осуществления процесса может быть описан по-разному, например:
  • произвольный текст со ссылками на определенные выше компоненты процесса и другие документы, устанавливающие способы осуществления деятельности в процессе, например, рабочие инструкции;
  • перечень вспомогательных операций (функций), которые в СМК не имеют статуса процесса, с описанием их назначения, способов выполнения;
  • перечень вспомогательных (низшего уровня) процессов;
  • описания последовательности вспомогательных процессов или операций и их взаимодействия (п. 4.1б), необходимости использования, в частности, графических средств: блок-схем, функциональных и других диаграмм и т. п.].
         3.5. Типовые процессы, которые имеют особенности описания
         [Нужно учитывать, что для некоторых типов процессов положения Стандарта оговаривают особенности их описания. К таким процессам относятся:
  • процесс проектирования и разработки (п. 7.3).
  • процесс закупок (п. 7.4.1);
  • процесс, подвергающийся валидации (п. 7.5.2);
  • процесс управления устройствами для мониторинга и измерения (п. 7.6)].

    4. Процесс как объект управления

         4.1. Планирование процесса
         [К объектам планирования можно отнести, например, объемы потребляемых процессом ресурсов, результативность и эффективность процесса.
         4.1.1. Наличие документов, необходимых для обеспечения эффективного планирования процесса (п. 4.2.1г).
         Приводится перечень соответствующих документов.
         4.1.2. Методы планирования
         Описываются методы планирования или приводятся ссылки на соответствующие описания].
         4.2. Мониторинг процесса (п. 8.2.3)
         [Описываются методы мониторинга, демонстрирующие способность процесса достигать запланированных результатов. При этом определяются ресурсы и информация, необходимые для мониторинга процесса (п. 4.1г), например:
  • требования к процессу;
  • контрольные точки процесса;
  • квалификация персонала, осуществляющего мониторинг].
         4.3. Измерение процесса (п. 8.2.3)
         [Если применимо, осуществляется измерение процесса для демонстрации способности процесса достигать запланированных результатов. При этом определяются ресурсы и информация, необходимые для измерения процесса, например:
  • измеряемые параметры процесса и требования к ним;
  • применяемое измерительное оборудование;
  • методики проведения измерений;
  • журналы по данным измерений;
  • график проведения измерений;
  • квалификация персонала, осуществляющего измерения.
         В частности, описываются методы, средства, регламенты, используемые для объективного измерения характеристик процесса и создания основы для его постоянного улучшения (введение п. (г))].
         4.4. Контроль процесса (п. 4.1)
         [Определяются, что и как контролируется в процессе, а также действия, которые необходимо предпринять в случае обнаружения отклонений.
         Если требования к процессу определены, а также налажен контроль выполнения этих требований, результатом этого контроля должны быть соответствующие записи (протоколы), например, записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процесс жизненного цикла продукции соответствует требованиям (п. 7.1г)].
         4.5. Анализ процесса
         [Описываются цели и методы анализа процесса, а также приводится перечень используемых данных о процессе, в частности, данные о его характеристиках и тенденциях, включая возможности проведения предупреждающих действий (п. 8.4в)].
         4.6. Улучшение процесса
         [Приводятся данные, являющиеся доказательствами постоянного улучшения процесса].
         4.7. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом (п. 4.1в)
         [Формулируются соответствующие критерии применительно к различным функциям управления].
         4.8. Методы, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом (п. 4.1в)
         [Применительно к различным функциям управления описываются соответствующие методы или даются ссылки на их описания].

    5. Продукция как объект управления

         5.1. Мониторинг продукции (результатов, выходов процесса) на соответствующих стадиях ее жизненного цикла (п. 8.2.4)
         [Описывается, как осуществляется мониторинг продукции с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах выпуска].
         5.2. Измерение характеристик продукции (результатов функционирования, выходов процесса) на соответствующих стадиях жизненного цикла (введение 8.2.4)
         [Описывается, как осуществляется измерение характеристик продукции с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах выпуска].
         5.3. Записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что произведенная продукция соответствует требованиям (п. 7.1г)
         [Если требования к продукции определены, а также налажен контроль их выполнения, то его результатом должны быть соответствующие записи (протоколы). Приводится перечень соответствующих записей].
         5.4. Управление несоответствующей продукцией (п. 8.3)
         [Представляется целесообразным связать данную позицию Шаблона с обязательной документированной процедурой "Управление несоответствующей продукцией"].
         5.5. Данные о характеристиках и тенденциях продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (п. 8.4.1)
         [Приводится перечень соответствующих данных].

    Заключение

    Несмотря на добросовестность, с которой я попытался провести выборку нужного материала из контекста Стандарта, представленный выше Шаблон не претендует на полноту учета всех требований и положений Стандарта — вполне возможно, что он может быть каким-либо образом дополнен. Но, на мой взгляд, уже в этом виде он имеет определенную практическую ценность, обусловленную своей структурой. Можно не сомневаться, что если для идентифицированного в системе процесса моделер1 должным образом ответит на все поставленные в Шаблоне вопросы, это будет хорошо выполненная полезная работа.

    Неуспех, на мой взгляд, возможен лишь в единственном случае — если процесс идентифицирован неудачно. Тогда моделера подстерегают различные трудности при поисках ответов на вопросы Шаблона. На практике попытка описать неудачно идентифицированный процесс, как правило, приводит к наивно-неуклюжим решениям, особенно, если моделер полон решимости идти "до конца". Однако, рассмотрение вопросов, касающихся искусства идентификации процессов, выходит за рамки данной статьи.

    Остается один вопрос: почему разработчики Стандартов не позаботились о компактном представлении мета-модели процесса и ее приходится "реконструировать" из кусочков, рассыпанных по тексту Стандарта? Думается, что если бы разработчики СМК получили компактную мета-модель процесса в свое распоряжение в 2000 г., внедрение процессного подхода оказалось бы более продуктивным.

    Как-то Л.Н. Толстого спросили, дескать, что он хотел выразить своим романом "Анна Каренина"? Классик заметил, что для ответа на этот вопрос ему пришлось бы заново пересказать весь роман, слово в слово. А для того чтобы раскрыть достойно тему процессного подхода, полагаю, "роман" (стандарты ISO серии 9000) следует существенно переработать.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. OMG Unified Modeling Language Specification. Version 1.4. September 2001. — 566 p.
    2. Малышев О.В. Чтобы процесс пошел... // Стандарты и качество. — 2003. — № 9. — С. 54-61.


      1 Попытка применить "кальку" с английского термина. "Modeler" — моделер — лицо, профессионально занимающееся моделированием (деятельности, информации и т. д.).


  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
    КНИГИ ПО ТЕМЕ:
    Кликология. Психология онлайн-шопинга для привлечения покупателейКликология. Психология онлайн-шопинга для привлечения покупателей
    Аналитическая культура. От сбора данных до бизнес-результатовАналитическая культура. От сбора данных до бизнес-результатов
    Клиентам это нравится. 52 правила для сервиса на высшем уровнеКлиентам это нравится. 52 правила для сервиса на высшем уровне



    МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
    АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
    СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
    ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

    Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


    Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

    Подписка на Менеджмент.Дайджест

    Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



    Спасибо, я уже подписан(-а)