РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 2 ноября 2018 г.

Вечный расцвет организаций

Источник: Strategic Business Review

Организации, как и люди, проходят стадии развития и старения. В каждой книге Ицхака Адизеса (Ichak Adizes) эта фраза повторяется в той или иной форме, напоминая о сути авторского подхода. Сегодня мы поговорим о новой книге бизнес-терапевта — «Стремление к расцвету. Как добиться успеха в бизнесе с помощью методологии Адизеса» (The Pursuit of Prime: Maximize Your Company's Success with the Adizes Program). Да, наконец он сформулировал и систематизировал ответ на один из часто задаваемых вопросов его учеников и клиентов: если каждый бизнес, подобно человеку, обречен проживать детство, юность, зрелость и старость, — то как продлить его лучшие годы?

Стремление к расцвету. Как добиться успеха в бизнесе с помощью методологии Адизеса (Ицхак Адизес)

Вспомним теорию

На многих тренингах эту методологию упрощают, сводя к 4 основным периодам, поэтому вкратце вспомним полную версию: Ухаживание, Младенчество, Давай-давай, Юность, Расцвет, Стабильность, Аристократизм, Контробвинения, Бюрократия, Смерть. Как правило, их изображают в виде перевернутой параболы, где на вершине находится Стабильность, а Ухаживание и Смерть — точки, близкие к крайним.

Во время Ухаживания будущий основатель проекта мечтает, разрабатывает и высчитывает, строит планы на будущее. В период Младенчества начинается реализация замыслов и производство результатов: продажи, отзывы в прессе и от клиентов. На стадии Давай-давай бизнес набирает обороты, наращивает штат и переходит в Юность. Здесь обрисовывается структура компании, учредитель нанимает СЕО, новые и старые члены команды «притираются» между собой, иногда забывая о клиентах. Преодолев эти трудности, компания переходит в вожделенный период Расцвета, когда все работает слаженно и гармонично.

Затем следует Стабильность, когда инновации начинают потихоньку уступать место контролю. За ней — Аристократизм с его вниманием к внешним атрибутам успеха: дорогой офис, покупка других компаний вместо взращивания своих «дочек», внимание не к тому, что делается, а к тому, как. В период Контробвинения становится очевидным, что бизнес увядает, и начинается поиск «крайних» и урезание издержек. За ними приходят Бюрократия, когда в компании все работают «по уставу», а деятельность ориентируется на заботу о государственной поддержке, а не о клиентах, и Смерть — которая может наступить мгновенно или длиться годами.

Почти у каждого из периодов, ведущих к росту, есть свои «ответвления»-ловушки. На этапе Ухаживания можно Увлечься чем-то другим. и проект заглохнет. А может Умереть во Младенчестве — если учредитель охладеет к проекту или потеряет деньги. На стадии Давай-давай учредителю (или их группе) может оказаться сложно уйти от дел, передав полномочия другим людям. В период Юности, совсем как у людей, компаниям опасно спешить взрослеть, отказываясь от духа предпринимательства и стремясь к контролю и стабильности. Так начинается преждевременное старение бизнеса. Знатоки методологии Адизеса здесь наверняка припомнят ловушку Неисполненных обязательств и возможность Развода. Да, в целом это и о них тоже: когда учредителя-инноватора выталкивают из компании, чтобы он «не расшатывал устои» своими выходками. Так случилось, например, в Apple с приходом Билла Скалли и последующим увольнением Джобса.

На первый взгляд, это привлекает внимание: любой стартап стремится к стабильности и солидности (заработать, чтобы не работать, ну, или хотя бы работать 8 часов в сутки вместо 16), так почему же стабильность — плохо? Всему свое время. Компании, как и люди, не «перепрыгивают» из одной стадии в другую, а крепнут постепенно, наращивая обороты и мощности. Одни и те же процессы в одной стадии могут быть необходимыми, а в другой — губительными. То, что работает на одной стадии жизненного цикла, на другой становится аномалией. Например, в Юности четкие, упорядоченные совещания нужны, а в период Расцвета они скучны и утомляют, им нужна искра неформальности, чтобы вдохновлять.

Аномалии — это термин Адизеса для обозначения проблем, вырастающих из естественных трудностей, которым долгое время не уделяли должного внимания. Ведь когда мы растем, то все время что-то преодолеваем — это заложено природой. Скажем, если в растущей фирме увеличивается себестоимость продаж — это нормальная проблема, трудность, которую можно и нужно решить почти по ходу. Но если ее долго игнорировать, она перерастает в проблему аномальную — денежный кризис. И это уже требует серьезного вмешательства и вложения больших ресурсов для решения проблемы. Это как вовремя замазать зеленкой счесанную на бегу коленку или же чистить загноенную рану уже у хирурга, с промываниями и перевязками.

А как же вечный Расцвет?

С ним все просто: сначала грамотно достичь, потом удержать и поддерживать. Грамотно — значит видеть уровень проблемы (нормальная или аномальная) и реагировать на нее правильно и вовремя.

В новой книге Адизес последовательно рассказывает, как это сделать, вкратце описывая элементы диагностики компании, по которым можно определить ее «возраст»: стиль управления, структура, стратегия, персонал, вознаграждения. При этом важно помнить, что разные подразделения компании могут иметь разный «возраст» и не обязательно он должен совпадать. Скажем, маркетингу положено быть инновационным, агрессивным и юным, а бухгалтерия при этом обязана отличаться зрелостью и стабильностью. Главное, чтобы все ключевые сотрудники, отвечающие за изменения, обладали общим видением и воплощали его слаженно и гармонично.

Каждому отдельному этапу развития компании посвящен отдельный раздел книги. Каждый построен по привычной схеме: притча-история, иллюстрирующая вопрос, ключевые проблемы и главные рекомендации, как не просто решить это, а и сочетать с шагами, направленными на развитие бизнеса именно в этот период. (Мы же помним, что эти шаги в разных периодах тоже разные). Это примерно, как разбинтовать-промыть-забинтовать колено на ходу.

Да, на каждом этапе роста проблемы разные, но алгоритм их лечения — один для всех и состоит из 11 шагов, сфокусированных на перезапуске стратегии и внутренней структуры бизнеса. Много внимания посвящено тому, чтобы все эти изменения естественным путем формировались внутри коллектива, там же сотрудники сами определяли роли и ответственность и воплощали новую миссию в жизнь.

К слову, определение миссии, по Адизесу, должно содержать:

  • рынки потребителей, которым компания будет служить;
  • анализ сильных и слабых сторон компании в отношении маркетинга, производства и распространения в сравнении с конкурентами;
  • прогноз будущей среды (внутренней и внешней) и ее вероятного влияния на организацию.

Определение, полезное не только зрелому, но, в первую очередь, и молодому проекту, не так ли? Менять мир к лучшему — дело очень конкретное.

Поскольку система Адизеса построена на психотерапевтическом подходе к бизнесу, о чем автор упоминает в каждой своей книге, особое внимание уделено человеческому фактору. Последняя глава книги — о 18 управленческих мифах, приверженность которым может породить проблемы. Вот некоторые из них.

Миф №3: успешные компании — самые гибкие. На самом деле: гибкость и контроль — характеристики, присущие разным стадиям роста. Секрет успеха — в их гармоничной пропорции.

Миф №10: стратегия предшествует структуре. На самом деле: структура компании отражает стратегию, которая отражает ее сущность. Если хотите достичь спортивных успехов, не стоит тренировать теннисиста в бассейне.

Миф №16: сокращения повышают эффективность. На самом деле: хирурги прячут свои ошибки, а менеджеры сокращают сотрудников.

Каждое живое существо проходит разные стадии жизни от рождения до смерти. Но организация — нечто другое, и в этом — хорошая новость. Организациям стареть не обязательно, их молодость и расцвет могут длиться столетиями. Переживать взлеты и падения, возвращаться на пик активности после стадии упадка — и продолжать свой путь.

Новая книга Адизеса посвящена тому, как достичь расцвета и в нем остаться. Ее хочется растащить на цитаты и применять во всех областях жизни. Впрочем, как и другие его книги. «Каждый раз, дописав книгу, я понимаю: в процессе работы над ней я узнал столько нового, что впору садиться и переписывать. …Каждая книга подводит меня на шаг ближе к истине», — заключает автор. В каждой его книге узнаешь с первых страниц что-то привычное, знакомое, и каждый раз ощущаешь себя сильнее и увереннее, дочитав до конца. А что скажете вы?




comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
5 октября — 7 декабря 2020
Киев
Курс «Управленческий коктейль»
7-8 октября 2020
Киев
Лидерство и управление командой
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметилиПокажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили
Тайные мысли успешных женщинТайные мысли успешных женщин
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2020, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается Strategic

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



➥ Спасибо, я уже подписан(-а)