РЕЦЕНЗИИ | Статья по книге 9 декабря 2019 г.

Контекстуальная модель, которая поможет сделать идею наглядной для всех

Источник: Блог издательства "МИФ"

Контекстуальная модель — это прекрасный инструмент, который позволяет с максимальной точностью донести мысль до аудитории, подчеркнуть ключевые пункты, защитить свою интеллектуальную собственность и задать систему координат для дальнейшего обсуждения. Широко известны «квадрат планирования» Стивена Кови (срочное/важное), а также пирамида здорового питания, которой пользуются диетологи. Из книги «Внимание самому важному» (Attention Pays) приводим алгоритм, с помощью которого можно сделать свою идею яркой и понятной для всех.

Внимание самому важному. От стресса и хаоса к осмысленности и концентрации (Нин Джеймс)

Зачем нужна контекстуальная модель

Удачная контекстуальная модель упрощает даже самые сложные понятия, причем это еще и прекрасный способ привлечь внимание, поскольку благодаря наглядности она легко вписывается в любое изложение. Контекстуальная модель воспринимается одновременно и правым, и левым полушарием мозга. А в коллективе всегда найдутся и логики, и визуалы. Логикам она дает необходимые данные, чтобы принять решение, при этом изображает их наглядно, как требуется визуалам.

Воистину увидеть — значит поверить!

Ниже вы найдете четырехступенчатый алгоритм для создания контекстуальных моделей. Руководители часто просят подобрать схему для организационных рассылок. Предпринимателям бывают нужны модели для уникальных авторских разработок. А автор книги «Внимание самому важному» Нин Джеймс (Neen James) любит устраивать блиц-интервью во время лекций. Очень интересно бывает пригласить одного из слушателей на сцену и забросать вопросами, а потом р-р-раз! — и создать контекстуальную модель для этого человека прямо на глазах у изумленной публики.

У Нина есть невероятно талантливые друзья, например Джадсон Лейпли (Judson Laipply) — знаменитый создатель первого вирусного видеоролика на YouTube «Эволюция танца»; певец и композитор из Нэшвилла Патрик Генри, который выступает на радиостанции Sirius с импровизациями по заказу слушателей — всегда очень меткими и смешными; Джон Петц (John Petz), который сопровождает бизнес-тренинги самыми настоящими волшебными фокусами. У них всегда получается удивить публику. Для тех, кто не умеет петь и танцевать, но тоже хочет вызывать восторг у аудитории, есть волшебный фокус — контекстуальные модели.

4 шага к вспышке интереса

Правильная контекстуальная модель подчеркнет главную мысль выступления, ускорит объяснение, привлечет и удержит внимание слушателей. А как ее создать?

Шаг 1: выберите форму. Какая геометрическая фигура приходит на ум, когда вы думаете об идее, которую хотите донести в своей презентации, учебной программе или продукте, который надо продвигать? Квадрат, круг, треугольник?

Многоступенчатый метод или процесс ассоциируется с лестницей, пирамидой. Его удобно представить в виде треугольника. Если речь идет о соотношениях, подойдет круг (или диаграмма Венна). Может быть, вы хотите сравнить или противопоставить несколько подходов? Используйте квадрат, поделенный на части, или систему координат с осями х и у.

Шаг 2: выберите основную идею. Какую мысль вы хотите донести до слушателей в первую очередь? Не усложняйте модель, перегружая ее лишними деталями: главный пункт должен быть один. Что именно вам нужно сделать — описать метод, продемонстрировать технические параметры, представить ожидаемые результаты? После того как сформулируете основной посыл, будет легче понять, как отобразить его визуально.

Шаг 3: выберите движение. Лучшие контекстуальные модели включают в себя элемент движения, особенно если речь идет о динамических процессах. Движение можно показать с помощью координатных осей х и у, стрелок или даже затенения. Слушатели должны с легкостью определять свое положение на модели и отслеживать желаемый путь.

Шаг 4: выберите слова. Чтобы модель выглядела солидно и убедительно, тщательно выбирайте слова. Какой стиль вы предпочитаете — официальный или разговорный? Чем вы чаще оперируете — глаголами действия или описательными выражениями? У каждого из нас своя языковая палитра, и, применяя ее, мы должны быть последовательными. Употребляйте те слова, что уместны в контексте и понятны слушателям.

В следующий раз, когда вам понадобится представить новую разработку команде или доложить о ходе проекта высшему руководству, попробуйте создать контекстуальную модель. Не исключено, что это вызовет ту самую вспышку интереса, которая нужна для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном делеОднозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле
Шаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из силШаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из сил
Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиватьсяНе в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)