РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 29 июля 2016 г.

Как преодолеть кризис

Автор: Валерий Никишкин
Источник: "Гильдия маркетологов"

Книга Джеффри Лайкера (Jeffrey Liker) и Майкла Хоссеуса (Michael Hoseus) «Корпоративная культура Toyota» (Toyota Culture: The Heart and Soul of the Toyota Way) раскрывает ту сторону производственной системы Тойоты, о которой нам было известно крайне мало — о системе развития персонала.

Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании (Хэмен Саймон)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Появление книги Хэмена Саймона (Hermann Simon) "Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании" (Beat the Crisis: 33 Quick Solutions for Your Company) весьма своевременно, и советы, которые приводит автор, заставляют задуматься многих представителей отечественного бизнеса. Сегодня ситуация, происходящая на рынке, снова неспокойна, а колоссальный опыт автора в области менеджмента и маркетинга показал, что подавляющее большинство его советов является универсальными для любого кризиса.

Структура работы логична и легка для восприятия. В начале книги автором анализируются особенности современного кризиса, затем приводятся конкретные рекомендации по «выживанию» в данных условиях, разбитые на тематические блоки, а в финальной главе автор рассматривает несколько сценариев возможного развития ситуации в мире.

Необходимо отметить, что на разные рынки любой кризис влияет совершено по-разному. И если у большинства это время связано со сложностями и потерями, то некоторые направления бизнеса начинают только активнее развиваться. Но при грамотном подходе достичь роста в кризис можно практически на любом рынке. Автор указывает, что именно в период кризисов происходят активные переделы рынка, а в выигрыше часто оказываются компании, которые не потеряли прямой доступ к своим клиентам, сохранив и расширив каналы дистрибуции. Основной опасности подвергаются те компании, которые проявляют нерешительность и продолжают придерживаться старых стратегий. Зачастую это связано с возрастом менеджеров, для которых кризис 1930-х годов — это только история. На своем же опыте они пока не сталкивались ни с чем похожим, поэтому сложности, которые сегодня приходится преодолевать, зачастую кажутся им более глобальными и непреодолимыми.

Важно, что данная книга не касается макроэкономического анализа причин рецессии, а формулирует рекомендации рационального поведения в кризис для различных компаний. Автором предлагаются эффективные решения, особенность которых в том, что их можно быстро реализовать и получить желаемый результат в кратчайшие сроки. Поскольку цена ошибок в кризис возрастает, главной идеей книги стала помощь в выборе основных направлений смягчения последствий экономической ситуации и обеспечении выживаемости компании. Хэмен Саймон специально отмечает то, что в кризис как никогда важно, не упуская долгосрочную перспективу, сосредоточиться прежде всего на решении текущих задач, но для этого не подходят традиционные стратегии роста, т.к. в кризисное время нельзя экономить на том, что влияет на прибыль компании в текущем периоде.

Автор показывает, что в современных условиях прибыль многих компаний может сокращаться на 20%, 30%, иногда 40%. И простого сокращения расходов недостаточно для того, чтобы преодолеть возникающие в связи с этим трудности. Чтобы защитить бизнес в этой ситуации, необходимо сохранить уровень продаж, повысив при этом маркетинговую активность. Компании ни в коем случае не должны сокращать издержки за счет снижения качества продукции. При этом не будут работать и скидки, которые только сократят прибыль в краткосрочном периоде, чего на данном этапе компания не может себе позволить. Отсюда основной задачей, на которой стоит сосредоточиться, автор видит увеличение эффективности работы в области продаж.

Здесь автором приводится целых блок полезных и главное, оперативных, решений. Описываются эффективные модели, которые позволяют разделить риск клиентов, тем самым увеличив их лояльность и сохранив уровень продаж. Даются рекомендации, как использовать «приемы из прошлого», т.е. посмотреть на старые варианты взаимодействия с клиентами и партнерами (например, такие, как бартерный обмен) под новым углом. Приводятся схемы, позволяющие вместо сокращения штата, направить невостребованных сотрудников на поддержку отдела продаж и др. Довольно большая часть советов направлена на развитие дополнительных услуг и выведение их из «единого пакета». Автор объясняет, что на «рынке продавца» дополнительные услуги часто уходили на второй план. В кризис повышение дохода и прибыли возможно за счет увеличения их ассортимента и предложения каждой за отдельную плату — таким образом, клиент сможет самостоятельно выбирать оптимальный уровень затрат. По расчетам Саймона, модель бизнеса, когда компания превращается в поставщика не только товаров, но и комплекса услуг, выходя на дополнительные рынки, вполне эффективна в кризис.

Важным элементом книги являются приводимые автором методики, позволяющие рассчитать последствия принятия тех, или иных решений. Таким образом, представитель любого бизнеса сможет рассмотреть все предложенные советы и выбрать те из них, которые гарантированно помогут именно в его ситуации. Однако, как неоднократно предупреждает автор, решения необходимо принимать очень оперативно. Также необходимо оперативно анализировать все данные, поскольку в кризисной ситуации происходят быстрые изменения, поэтому очень важен оперативный мониторинг. Еще один ценный совет — не принимать необратимых решений. По возможности заменить крупные покупки арендой и др., т.к. в кризисных условиях неопределенности возможно завтра вам уже понадобится снова сменить стратегию.

После этапа кризиса, Хэмен Саймон предвидит в будущем важные перемены: продолжение тенденции деглобализации, активное госрегулирование и т.д. Кризис приведет к «очищению» рынка, слабые компании уйдут, так же, как и некоторые сильные, в силу невозможности закрепиться в конкретном сегменте. Прогнозируется сокращение верхних ценовых сегментов и появление сегментов ультранизких цен. Во многом это обуславливается и сменой потребительского поведения. По мнению автора, грядет «новый век умеренности». Расточительное потребление выйдет из моды, уступив место накоплениям и самоограничениям в покупках.

Данная книга является научно-популярным изданием и предназначена для предпринимателей и специалистов в сфере продаж, но будет также полезна преподавателям и студентам, изучающим маркетинг и менеджмент, как источник интересных практических решений и нестандартных подходов в управлении компаниями.

Об авторе:

    Валерий Викторович Никишкин, д.э.н., профессор, директор Учебно-научного центра по переподготовке и повышению квалификации РВШ ФДПО, член Европейской Академии Маркетинга (EMAC).



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики
Высшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минутуВысшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минуту
Быстрая черепаха. Неделание как способ достичь целиБыстрая черепаха. Неделание как способ достичь цели

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)