ТЕНДЕНЦИИ | Руководитель-консерватор 5 февраля 2013 г.

Исчезающий вид

Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№46-47, 2012)

В длинном перечне требований к менеджеру пункт "инновационное мышление" занимает одну из верхних строк. Неужели топы, стремящиеся к стабильности, уже не нужны украинскому бизнесу?

Исчезающий вид
Автор коллажа:
Олег Локтев
Любая организация, согласно одному из законов менеджмента, противится изменениям. Ведь они влекут за собой потребность в освоении новых знаний, повышение трудо- и времязатрат, изменение условий работы, и все это зачастую "безвозмездно". Но если саботаж новаций расценивается рядовыми сотрудниками как акт справедливости, то руководитель, действующий в том же духе, вряд ли получит одобрение подчиненных.

По данным исследования, проведенного порталом rabota.ua специально для "ВД", среди украинских менеджеров — толпы "пессимистов", отличающихся полным неприятием каких-либо нововведений: практически каждый из тысячи участников опроса работал под началом такого руководителя (подробнее — см. "Типы топа", "ВД" №43, 2012). Но в то же время большинство опрошенных уверены, что такой руководитель-консерватор (другое название —"Пессимист") в силу своей неэффективности — практически вымирающий вид среди управленцев.

Явные нестыковки могут быть объяснены только тем, что поддер­живать "Пессимиста" просто немодно. К счастью, понятия "неэффективный" и "немодный" лежат в абсолютно разных плоскостях и не пересекаются.

Постоянство не в моде

Тот факт, что мода на "Пессимистов" прошла, подтверждают мнения наших экспертов. "Данный тип управления был возможен лишь на постсоветском предприятии, на котором, если переиначить изречение древних мудрецов, "все текло, но не менялось", — говорит Радислав Филатов, директор по развитию группы компаний "DiaWest-Комп’ютерний світ" (штат — 350 чел.). — Сотрудники данных предприятий закрыты для инноваций, не хотят ничего менять, поскольку привыкли работать так, как было. И зачем внедрять что-то новое? Ведь можно нарушить привычный ритм жизни, который всех устраивает. Некоторые из них до сих пор "живут прошлым", работают на устаревшем оборудовании, не вводят никаких изменений".

Такой подход является пережитком прошлого, в современном бизнесе он невозможен, поскольку приведет к краху компании, — таково мнение представителей наиболее чувствительной к инновациям отрасли — IT. "Современный мир каждый день предлагает множество новшеств, поэтому продвинутые компании должны меняться вместе с ним. В противном случае они потеряют свою узнаваемость, долю рынка и, в конечном итоге, клиентов", — считает г-н Филатов.

Наши эксперты составили целый список недостатков "Пессимиста". "Самым серьезным из недостатков такого руководителя будет негибкость и нечувствительность к изменениям на рынке. На данный момент, в условиях приближающегося кризиса, любой компании нужен человек, который сможет адаптироваться к быстро меняющимся условиям (правилам игры) и вести команду вперед, часто за счет использования различных нестандартных подходов, — говорит Татьяна Бреус, старший консультант по подбору персонала, консалтинговая компания Staff Service (штат — 20 чел.). — Еще одним минусом "Пессимиста" является частое игнорирование обратной связи со стороны подчиненных. Любые сигналы от сотрудников о том, что текущие способы работы недостаточно хороши и достижение желаемого результата требует другого подхода, приведут начальника-"Пессимиста" в ярость".

Пессимистическая классификация

Однако не стоит забывать, что, во-первых, "Пессимисты" обладают и сильными качествами, а значит, могут сослужить отличную службу компании. Во-вторых, не все они одинаковы.

Существует два варианта управленца-"Пессимиста": классический и нигилист. Принципиальное отличие этих двух типов менеджеров в причинах, которые побуждают их противостоять нововведениям. Соответственно, существуют и отличия в поведении таких топов.

Первый тип — "Пессимист классический" — консервативен из самых лучших побуждений. Такой руководитель болеет всей душой за свое дело. "Непринятие инноваций — это попытки защитить компанию от возможных негативных последствий в результате нововведений. Его девиз: "лучшее — враг хорошего", — говорит Алексей Гуменюк, психотерапевт, коуч. — Проблема в том, что такой управленец не готов принимать вообще никакие нововведения, поскольку желание перестраховаться и надуманные страхи делают его глухим к голосу разума".

Второй тип — "Пессимист"-нигилист — пессимистичен из личной противности. Это самый тяжелый вариант управленца, требующий от подчиненных и даже владельцев бизнеса определенных психологический знаний в области манипулирования. Нигилист предсказуем в своем отрицании каких-либо идей — он, не задумываясь, говорит "нет" на любую идею.

Если у компании есть четкая позиция на переговорах и требуется твердая позиция отрицания любых идей партнера, то такой босс будет просто незаменим. Однако его подчиненным приходится нелегко. Приходить к нему в кабинет без предварительной подготовки нельзя. Нигилист не приемлет инноваций, навязанных со стороны, но свои идеи он все же готов внедрять. В этом его главное отличие от классического "Пессимиста". Работая с таким боссом, важно научиться грамотно подбрасывать идеи, выдавая их за его собственные.

Оба типа "Пессимистов" прекрасно справляются с представительскими функциями. "Управленцы такого типа не просто отрицают новое, они радеют за сохранение старых традиций в компании. Фактически, они — хранители традиций, — продолжает Алексей Гуменюк. — В них чувствуется "старая школа", высмеянная вслух, но вызывающая уважение за умение презентовать себя и свою компанию".

…потому что он хороший!

В противовес списку претензий к "Пессимисту" мы предлагаем свой перечень сильных качеств, который подтверждает право на существование "Пессимиста" на просторах украинского бизнеса.

Во-первых, управленец-"Пессимист" совсем не глуп. Он, говорит народная мудрость, учится на чужих ошибках. Именно печальный опыт других компаний побуждает руководителя такого рода к чрезмерной осторожности. Стремление застраховать себя от неудач накладывает отпечаток на работу всей компании. Однако до такого управленца можно достучаться. С одним условием: аргументы в пользу нововведений должны быть очень весомыми.

Во-вторых, "Пессимиста" отличает глубокое понимание вопроса и способность к конструктивной критике. "Важно понимать, что "Пессимист" — это не управленец из "каменного века", он эрудирован и компетентен. Только излишне осторожен, — утверждает Алексей Гуменюк. — Знаниями "Пессимиста" необходимо пользоваться во благо компании". Умение анализировать чужой опыт дает возможность учесть максимальное количество ошибок, совершенных ранее при внедрении инноваций. Такой багаж делает "Пессимиста" незаменимым при принятии решения об изменениях. Правда, это возможно при одном условии — что он занимает не самую высокую позицию в компании.

Также "Пессимист" создает чувство стабильности, что может быть использовано как дополнительная мотивация для персонала. "Плюсом такого руководителя будет то, что для компании и своих подчиненных он будет оплотом и гарантом стабильности, — говорит Татьяна Бреус. — А так как любые неприятности компании могут отразиться как на доходах подчиненных, так и на наличии рабочих мест, то достаточно большой процент офисных сотрудников будет чув­ствовать себя спокойней и уверенней под началом руководителя-"Пессимиста".

По мнению нашего эксперта, наличие жесткой структуры, которую поддерживает "Пессимист", просто необходимо для эффективной мотивации подчиненных, которые ориентированы на избегание неудач либо мотивацию "кнута". Подобные сотрудники приходят в офис в 9 и сдают работу в срок для того, чтобы избежать взысканий со стороны начальника, соответственно наличие жестких рамок (структуры) их организует и позволяет работать продуктивно.

Один за всех

Руководство амери­канского Nations Bank Corporations в одном отделении банка про­вело эксперимент. Не желая избавляться от старых и компетентных сотрудников, они решили нанять одного "инновационного" лидера. Когда была выстроена новая структура, налажены процессы, управление отделением вернули в руки старой команды, которая в свою очередь снова стала оплотом стабильности и поддер­жания порядка в уже обновленной ком­пании.

Инновационное зло

Компания Philips ElectronicsNV в 1990 годах совершила одну из самых дорогих ошибок в своей истории. В погоне за инновациями они попробовали выпустить товар, который объединял в себе проигрыватель, устройство для обучения и музыкальный центр с портом для интернета. Через два года прогресс в развитии ПК вытеснил этот продукт с рынка. Фирма потеряла более $2 млн.

Пессимистка

Среди женских типов управленческого поведения (как и среди мужских), "Пессимистка" — наиболее редкий тип. И все же женщин-"Пессимистов" среди руководителей больше, чем среди мужчин — 22% против 17. Схожая тенденция наблюдается и среди "Новаторов": управленцев-женщин данного типа значительно меньше, чем мужчин. Гендерная психология объясняет это явление тем, что женщины традиционно отвечают за сохранение качеств, а мужчины — за появление новых.

Среди мужчин чаще встречается отклоняющееся поведение, в то время как женщины больше склонны к усредненной норме. Эта же закономерность работает и в процессе формирования управленческого поведения. Женщины склонны к постоянству, их поведение более устойчиво, среди них мало новаторов и больше тех, кто стремится к стабильности и постоянству.

Эффективность управленца типа Пессимист

Отличительной чертой "Пессимистки" от менеджера-мужчины того же типа является большая гибкость в роли критика инноваций. Связано это с тем, что в отличие от мужчины босса, слышащего только голос разума, на женщину можно влиять и на уровне эмоций. Это значит, что у женщины каналов восприятия информации как минимум на один больше, чем у мужчины. Главное — найти подход к "Пессимистке". Это дает шанс, что она примет необходимые инновации. Естественно, при условии, что они будут очень жестко аргументированы, а эффективность и затраты просчитаны до мелочей.

Большая гибкость в поведении "Пессимистки" дает возможность ей стать эффективной в областях, где "Пессимист" будет провальным на 100%. Торговая компания, сфера услуг, финансовое учреждение вполне подвластны "Пессимистке". А вот возглавить IT-компанию ей вряд ли удастся — ни тип управления, ни гендерные стереотипы, гласящие, что сфера компьютерных и информационных технологий — прерогатива мужчин, не позволят "Пессимист­ке" здесь стать успешной.

Зона успеха

По мнению самих работников компаний, «Пессимист» может быть эффективен в финансовых учреждениях и компаниях FMCG. Вероятно, они реже требуют инновационных изменений. Хотя наши эксперты утверждают, что в современном бизнесе вообще нет компаний, не требующих постоянных инноваций. Весь вопрос в частоте необходимости внедрения нового.

Производственное предприятие, компании FMCG, агропромышленные предприятия не могут раз в год менять оборудование и технологии. А значит, для этих компаний "Пессимист" — абсолютно приемлемый тип руководителя. Есть у «Пессимиста» одна черта, которая может сделать его эффективным практически в любой сфере деятельности — это умение конструктивно критиковать. «Пессимист» не просто противится нововведениям, он может дать конкретную аргументацию против, очертив все минусы и зоны возможных провалов.

Зона неудач

Список зоны неудач "Пессимиста" наши эксперты могли бы составлять до бесконечности. Лидерами этого списка, несомненно, стали наиболее динамично развивающиеся отрасли, такие как IT, телекоммуникации, консалтинг. "Основываясь на личном опыте, могу сказать, что для розничных сетей в сфере компьютерной и цифровой техники данный тип управления вообще не может быть приемлем, — утверждает Радислав Филатов. — Большинство компаний, которые не поддерживали инноваций, не подстраивались под потребителя, не отслеживали тенденции рынка, были вынуждены вообще уйти с рынка".

Подобное утверждение можно смело экстраполировать и на консалтинговые компании. Связано это с тем фактом, что данные отрасли построены на внедрении инноваций. Успешней будет именно та компания, которая первая изучила и внедрила нововведение. А здесь места "Пессимисту" просто нет.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»
Вы можете больше. Как находить работу и строить карьеруВы можете больше. Как находить работу и строить карьеру
Убедили! Как заявить о своей компетентности и расположить к себе окружающихУбедили! Как заявить о своей компетентности и расположить к себе окружающих

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)