ИНСАЙТЫ | Бизнес-планирование 19 марта 2010 г.

Как определить, какая структура бизнес-плана Вам необходима?

Автор: Максим Серпухов, управляющий партнер, "Центр экономического развития"

Зри в корень.
Козьма Прутков

В данной статье рассматриваются основные ошибки, совершаемые при разработке бизнес-плана. Выделяются особенности формирования структуры бизнес-плана, сфокусированного на раскрытии необходимой инвестору информации. Такой подход позволяет раскрыть сильные стороны бизнес-плана и заинтересовать инвестора участвовать в нем.

Занимаясь своей профессиональной деятельностью в области бизнес-планирования и инвестиций, хотелось бы поделится своими наблюдениями и закономерностями этого не простого, но безумно интересного процесса и, тем самым, внести скромный вклад в дальнейшее развитие практики и теории бизнес-планирования.

Почему много хороших бизнес-планов остаются не реализованными?

Стоя у истоков зарождения, развития и воплощения идей, анализируя этот процесс с течением времени, невольно задумываешься, почему успешные компании и их руководители создавая и предлагая в целом хороший бизнес-план (вобравший в себя все лучшие пожелания Гуру бизнес-планирования и полного спектра учебно-научной литературы) так и не находят своей реализации, т.е. не достигают своих целей. В целом, реальные цифры, серьёзная организация, перспективный проект, технология поиска инвестора или партнера выбрана по современным и адекватным канонам, но что-то всё равно не учтено, поскольку ответ на Ваш бизнес-план отрицательный либо отсутствует вообще (что практически равнозначно).

Не секрет, что крупный и серьёзный инвестор получает бизнес-планы в огромных количествах и определить все преимущества Вашего проекта ему самостоятельно крайне сложно. Имея типовую структуру бизнес-плана, предложенную современными методологами бизнес-планирования, в большинстве случаев не удается выделить особенности Вашего проекта, а в этом заключается основной залог успеха.

Как определить, какая структура бизнес-плана Вам необходима?

Хороший бизнес-план должен содержать информацию, которая может заинтересовать лицо, для которого пишется бизнес-план, и участие его в проекте крайне необходимо. Как известно, интересы различных видов инвесторов также между собой разнятся. Правильная идентификация Вашего инвестора и четкое предоставление необходимой ему информации для принятия решения — основная задача качественного бизнес-плана.

Таблица типов и сфер интересов инвестора

Таблица типов и сфер интересов инвестора

Так, например, если инвестором проекта будет выступать банк — основными интересами его участия в проекте будут: доходность, денежный поток, активы (которыми располагает проект и которые составят при выдаче кредита основную массу залогового имущества). Соответственно, большинство банкиров проявят незначительный интерес к описанию многолетней истории предприятия, тонкостям технологического процесса производства товаров или услуг и т.д. Подобная информация лишь будет загромождать доступ к информации, действительно интересующей инвестора-банкира.

Если инвестором проекта будет выступать стратегический партнер, то сфера его интересов будет несколько отличатся от других типов инвесторов. Полезной информацией, содержащейся в бизнес-плане, для стратегического партнера станет: дальнейшее развитие бизнеса, выраженное в росте рыночной доли, технологическом сотрудничестве, росте капитализации предприятия и формировании дальнейших перспектив развития отрасли. При этом, описание в бизнес-плане уже известной информации о состоянии рынка, его структуре, новых тенденциях и пр. будут малоинтересны Вашему стратегическому партнеру.

Совладелец. Данный тип инвестора требует особого подхода, поскольку чаще всего совладелец предприятия или компании в курсе происходящих событий в компании, на рынке или отрасли. Предоставление стандартной для бизнес-плана информации будет для него малоинтересно, поскольку с историей компании он знаком, технологию производства и перспективы компании прекрасно себе представляет. В данном случае, при подготовке бизнес-плана особое внимание следует уделить тем новшествам и новым элементам, которые являются основой проекта. Концентрация информации вокруг предлагаемых изменений и расчёт эффективности их внедрения, а также возможности участия в них позволят сфокусировать интересы совладельца компании в предлагаемом бизнес-плане.

Сферой интересов частного инвестора является инвестирование средств в проект с целью получения дополнительного дохода. Соответственно, структура бизнес-плана должна отображать следующие интересующие частного инвестора сферы: денежный поток, структура активов, эффективность существующих бизнес-процессов, а также перспективы развития компании и отрасли. Малоинтересными разделами бизнес-плана для частного инвестора окажутся возможности технологического сотрудничества, особенности технологического процесса и др.

Интересами трудового коллектива в процессе составления бизнес-плана являются вопросы, посвященные выплатам дивидендов (при условии, что они являются акционерами данного предприятия), планируемым новшествам, а также вопросы, касающиеся условий труда и трудовой политики на предприятии. Практически без внимания останутся вопросы, посвященные технологическому сотрудничеству, росту рыночной доли, перспектив развития отрасли.

Инвестиционные фонды являются наиболее интересным инвестором с точки зрения привлечения инвестиций (это подтверждает статистика разработки бизнес-планов). Для подобного типа инвесторов особый интерес представляют: денежный поток, генерируемый предприятием, дивидендная политика, структура активов, показатели эффективности работы предприятия и перспективы развития компании (как правило, рост ее рыночной стоимости). Инвестируя средства в бизнес-проект инвестиционный фонд рассчитывает на дальнейшее развитие компании и ориентируется на возможную дальнейшую продажу своей части данной компании за значительно большую суммму средств, нежели было в неё инвестировано.

Основной сферой интересов бизнес-ангелов (венчурный инвестор) является: рост рыночной доли компании и дальнейшие перспективы развития предприятия и отрасли. В большинстве случаев венчурные инвесторы имеют схожие сферы интересов с инвестфондами. Основным отличием бизнес-ангела является возможность участия в инновационных, более рискованных проектах, соответственно особый интерес будет представлять сам проект и перспективы его дальнейшего развития.

Основные ошибки стандартных бизнес-планов

Типичная структура бизнес-плана не учитывает потребности в информации лиц, для которых составляются бизнес-планы и, соответственно, такой бизнес-план не может, что называется, заинтересовать («зацепить» или «втянуть») инвестора в проект, поскольку он попросту не может найти свой особый интерес от участия в данном проекте.

Соответственно, в зависимости от типов инвестора необходимо корректировать структуру и содержание бизнес-плана. Создание одного варианта бизнес-плана и автоматическая раздача его копий различным типам инвесторов сродни стрельбе из пушки по воробьям. При этом многие, даже с таким подходом, в них не попадают.

Зная сферу интересов каждого из инвесторов, следует более детально разрабатывать сам бизнес-план, уделив сферам интересов инвестора основную его часть. Конечно, в каждом отдельном случае при написании бизнес-плана необходимо исходить из особенностей проекта и специфики интереса инвестора участия в нем, корректируя тем самым структуру и содержание бизнес-плана.

Получив бизнес-план (или конкретный проект), инвестор сможет сразу увидеть свои преимущества участия в проекте и собственные выгоды (возможности) от реализации проекта. Отсутствие же «лишней» информации позволит инвестору сосредоточится на содержании самого проекта, что повысит презентабельность и шансы на реализацию Вашого бизнес-плана.

Литература

  1. Hurwicz L. Institutions as families of game forms // The Japanese Economic Review. 1996. Vol. 47, No 1. P. 113-132.
  2. Sherman, Andrew J. Raising capital: get the money you need to grow your business / Andrew J. Sherman. — 2nd ed. — 371 p.
  3. Савчук В. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможностиПоцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности
Восемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучшеВосемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучше
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)