ИНСАЙТЫ | Бизнес-планирование 19 марта 2010 г.

Как определить, какая структура бизнес-плана Вам необходима?

Автор: Максим Серпухов, управляющий партнер, "Центр экономического развития"

Зри в корень.
Козьма Прутков

В данной статье рассматриваются основные ошибки, совершаемые при разработке бизнес-плана. Выделяются особенности формирования структуры бизнес-плана, сфокусированного на раскрытии необходимой инвестору информации. Такой подход позволяет раскрыть сильные стороны бизнес-плана и заинтересовать инвестора участвовать в нем.

Занимаясь своей профессиональной деятельностью в области бизнес-планирования и инвестиций, хотелось бы поделится своими наблюдениями и закономерностями этого не простого, но безумно интересного процесса и, тем самым, внести скромный вклад в дальнейшее развитие практики и теории бизнес-планирования.

Почему много хороших бизнес-планов остаются не реализованными?

Стоя у истоков зарождения, развития и воплощения идей, анализируя этот процесс с течением времени, невольно задумываешься, почему успешные компании и их руководители создавая и предлагая в целом хороший бизнес-план (вобравший в себя все лучшие пожелания Гуру бизнес-планирования и полного спектра учебно-научной литературы) так и не находят своей реализации, т.е. не достигают своих целей. В целом, реальные цифры, серьёзная организация, перспективный проект, технология поиска инвестора или партнера выбрана по современным и адекватным канонам, но что-то всё равно не учтено, поскольку ответ на Ваш бизнес-план отрицательный либо отсутствует вообще (что практически равнозначно).

Не секрет, что крупный и серьёзный инвестор получает бизнес-планы в огромных количествах и определить все преимущества Вашего проекта ему самостоятельно крайне сложно. Имея типовую структуру бизнес-плана, предложенную современными методологами бизнес-планирования, в большинстве случаев не удается выделить особенности Вашего проекта, а в этом заключается основной залог успеха.

Как определить, какая структура бизнес-плана Вам необходима?

Хороший бизнес-план должен содержать информацию, которая может заинтересовать лицо, для которого пишется бизнес-план, и участие его в проекте крайне необходимо. Как известно, интересы различных видов инвесторов также между собой разнятся. Правильная идентификация Вашего инвестора и четкое предоставление необходимой ему информации для принятия решения — основная задача качественного бизнес-плана.

Таблица типов и сфер интересов инвестора

Таблица типов и сфер интересов инвестора

Так, например, если инвестором проекта будет выступать банк — основными интересами его участия в проекте будут: доходность, денежный поток, активы (которыми располагает проект и которые составят при выдаче кредита основную массу залогового имущества). Соответственно, большинство банкиров проявят незначительный интерес к описанию многолетней истории предприятия, тонкостям технологического процесса производства товаров или услуг и т.д. Подобная информация лишь будет загромождать доступ к информации, действительно интересующей инвестора-банкира.

Если инвестором проекта будет выступать стратегический партнер, то сфера его интересов будет несколько отличатся от других типов инвесторов. Полезной информацией, содержащейся в бизнес-плане, для стратегического партнера станет: дальнейшее развитие бизнеса, выраженное в росте рыночной доли, технологическом сотрудничестве, росте капитализации предприятия и формировании дальнейших перспектив развития отрасли. При этом, описание в бизнес-плане уже известной информации о состоянии рынка, его структуре, новых тенденциях и пр. будут малоинтересны Вашему стратегическому партнеру.

Совладелец. Данный тип инвестора требует особого подхода, поскольку чаще всего совладелец предприятия или компании в курсе происходящих событий в компании, на рынке или отрасли. Предоставление стандартной для бизнес-плана информации будет для него малоинтересно, поскольку с историей компании он знаком, технологию производства и перспективы компании прекрасно себе представляет. В данном случае, при подготовке бизнес-плана особое внимание следует уделить тем новшествам и новым элементам, которые являются основой проекта. Концентрация информации вокруг предлагаемых изменений и расчёт эффективности их внедрения, а также возможности участия в них позволят сфокусировать интересы совладельца компании в предлагаемом бизнес-плане.

Сферой интересов частного инвестора является инвестирование средств в проект с целью получения дополнительного дохода. Соответственно, структура бизнес-плана должна отображать следующие интересующие частного инвестора сферы: денежный поток, структура активов, эффективность существующих бизнес-процессов, а также перспективы развития компании и отрасли. Малоинтересными разделами бизнес-плана для частного инвестора окажутся возможности технологического сотрудничества, особенности технологического процесса и др.

Интересами трудового коллектива в процессе составления бизнес-плана являются вопросы, посвященные выплатам дивидендов (при условии, что они являются акционерами данного предприятия), планируемым новшествам, а также вопросы, касающиеся условий труда и трудовой политики на предприятии. Практически без внимания останутся вопросы, посвященные технологическому сотрудничеству, росту рыночной доли, перспектив развития отрасли.

Инвестиционные фонды являются наиболее интересным инвестором с точки зрения привлечения инвестиций (это подтверждает статистика разработки бизнес-планов). Для подобного типа инвесторов особый интерес представляют: денежный поток, генерируемый предприятием, дивидендная политика, структура активов, показатели эффективности работы предприятия и перспективы развития компании (как правило, рост ее рыночной стоимости). Инвестируя средства в бизнес-проект инвестиционный фонд рассчитывает на дальнейшее развитие компании и ориентируется на возможную дальнейшую продажу своей части данной компании за значительно большую суммму средств, нежели было в неё инвестировано.

Основной сферой интересов бизнес-ангелов (венчурный инвестор) является: рост рыночной доли компании и дальнейшие перспективы развития предприятия и отрасли. В большинстве случаев венчурные инвесторы имеют схожие сферы интересов с инвестфондами. Основным отличием бизнес-ангела является возможность участия в инновационных, более рискованных проектах, соответственно особый интерес будет представлять сам проект и перспективы его дальнейшего развития.

Основные ошибки стандартных бизнес-планов

Типичная структура бизнес-плана не учитывает потребности в информации лиц, для которых составляются бизнес-планы и, соответственно, такой бизнес-план не может, что называется, заинтересовать («зацепить» или «втянуть») инвестора в проект, поскольку он попросту не может найти свой особый интерес от участия в данном проекте.

Соответственно, в зависимости от типов инвестора необходимо корректировать структуру и содержание бизнес-плана. Создание одного варианта бизнес-плана и автоматическая раздача его копий различным типам инвесторов сродни стрельбе из пушки по воробьям. При этом многие, даже с таким подходом, в них не попадают.

Зная сферу интересов каждого из инвесторов, следует более детально разрабатывать сам бизнес-план, уделив сферам интересов инвестора основную его часть. Конечно, в каждом отдельном случае при написании бизнес-плана необходимо исходить из особенностей проекта и специфики интереса инвестора участия в нем, корректируя тем самым структуру и содержание бизнес-плана.

Получив бизнес-план (или конкретный проект), инвестор сможет сразу увидеть свои преимущества участия в проекте и собственные выгоды (возможности) от реализации проекта. Отсутствие же «лишней» информации позволит инвестору сосредоточится на содержании самого проекта, что повысит презентабельность и шансы на реализацию Вашого бизнес-плана.

Литература

  1. Hurwicz L. Institutions as families of game forms // The Japanese Economic Review. 1996. Vol. 47, No 1. P. 113-132.
  2. Sherman, Andrew J. Raising capital: get the money you need to grow your business / Andrew J. Sherman. — 2nd ed. — 371 p.
  3. Савчук В. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллектаКак оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллекта
НЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатымНЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатым
Бойся... но действуй! Как превратить страх из врага в союзникаБойся... но действуй! Как превратить страх из врага в союзника

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)