ИНСАЙТЫ | Гуру: Элия Голдратт 27 сентября 2007 г.

Опыты с «бутылочными горлышками»

Автор: Ирина Лепкина
Источник: журнал "Комп&ньон" (№30-31, 2007)

В отношении теории ограничений даже на украинском рынке скепсис оказался неуместным.

Теория ограничений (ТОС — Theory of Constrains) появилась еще в начале 1980-х гг. благодаря работам Элии Голдратта. Его первая книга «Цель» стала мировым бестселлером и вошла в перечень лучших изданий по менеджменту всех времен. Не меньший интерес вызвали последующие работы гуру — «Цель 2. Дело не в везении», «Критическая цепь», «Синдром стога сена», «Что такое Теория Ограничений Систем», «Необходимо, но не достаточно». Украинские топ-менеджеры изучать прогрессивные идеи Голдратта начали тоже уже давно. Однако об их внедрении в работу предприятий никто не задумывался. Определенный интерес к теории ограничений наш бизнес начал проявлять всего два года назад после тренингов Хейти Пакка, регионального директора Goldratt Consulting по странам Восточной Европы, и мастер-класса в Киеве самого Элии Голдратта.

Изначально, к огромному удивлению экспертов, даже приезд автора теории не произвел ажиотажа в украинских бизнес-кругах. Консультанты готовы были поставить на нашем бизнесе клеймо неготового к смелым и прогрессивным идеям. Но сегодня, спустя два года, прогнозы более оптимистичные. «Когда мы начали продвигать ТОС в Украине, с самого начала смирились с тем, что еще долго придется воспитывать наш рынок в данном направлении, — рассказывает Юлия Плиева, генеральный директор Apple Consulting. — Но мы ошиблись. Украинский бизнес очень быстро и охотно начал впитывать здравые мысли».

Успех в «бутылочном горлышке»

ТОС основывается на единственной цели компании — зарабатывании денег. Предприятие рассматривается как система ресурсов, связанных между собой процессами, в которых они участвуют. Все ресурсы работают на достижение цели, что является единственным критерием успеха или неудачи. Таким образом, любая организация рассматривается как одна или несколько последовательных и параллельных цепей. Очевидным становится факт, что возможности организации будут равны возможностям одного или нескольких слабых звеньев («бутылочных горлышек»), которых согласно ТОС не должно быть много. При этом под ограничением понимается все, что мешает системе на пути к достижению цели.

Для устранения любого ограничения необходимо пройти пять шагов, на которых основывается систематизированный и сфокусированный подход.

  1. Выявить ограничения системы («бутылочные горлышки») — критический ресурс, узкие места в процессе производства.
  2. Определить способы наиболее эффективного использования «бутылочного горлышка».
  3. Сделать все возможное, чтобы «бутылочное горлышко» использовалось наиболее эффективно и оптимально.
  4. Подчинить ограничению все остальное.
  5. Повысить пропускную способность «бутылочного горлышка» (то есть устранить его, например, за счет привлечения дополнительных ресурсов).
  6. Вернуться к первому шагу, то есть не позволить инерции (старым методам управления, разработанным на втором и третьем шаге) превратиться в новое ограничение.

ТОС-опыт

В настоящее время ТОС используют 3-5% компаний в мире. Среди клиентов Элии Голдратта — множество транснациональных корпораций: General Motors, Motorola, Intel, Procter&Gamble, Philips, Boeing и др. В первые годы своего существования теория ограничений применялась производственными компаниями, затем торговыми. Позже появились приложения ТОС, предлагающие пути анализа и решения проблем в управлении проектами, маркетинге, продажах, управлении людскими ресурсами и стратегии.

В свое время управление производством с помощью ТОС позволило компании General Motors достичь гораздо лучших показателей времени выполнения производственных заказов в отличие от ее главного конкурента Toyota. Известно также, что президент Toyota обязал прочесть книгу «Цель» весь менеджмент компании.

Целевые преимущества

Результаты, полученные корпорацией «Артериум» в операционной части бизнеса (производства, логистика, обеспечение качества) после внедрения ТОС.

  1. Снижение уровня запасов готовой продукции, сырья и незавершенного производства со 140 дней средних дневных продаж до 100 дней.
  2. Снижение времени пополнения склада со среднего уровня в 30 дней до 3 дней.
  3. Сокращение незапланированного времени простоя оборудования, которое является «бутылочным горлышком», через организацию сервисной службы и применение ее сотрудниками правил приоритизации в соответствии с ТОС.
  4. Снижение себестоимости продукции, что дало возможность компенсировать повышение затрат на энергоресурсы.
  5. Увеличение средней заработной платы сотрудников на производстве (до 50%) благодаря повышению продуктивности.

На сегодняшний день успешные примеры внедрения ТОС есть и на украинских рынках. Юлия Плиева рассказывает, что теория ограничений успешно работает как в большом, среднем, так и в малом бизнесе. Однако негативных примеров внедрения ТОС украинский рынок тоже не избежал. Неудачи пока единичны и характерны лишь для тех, кто решился самостоятельно, без помощи консультантов воплощать в жизнь идеи Голдратта, при этом недостаточно проработав стратегию.

Но об успехах и поражениях пока готовы говорить немногие. Одни просто не хотят рассказывать о своих конкурентных преимуществах, другие боятся выглядеть «глупцами», взявшимися за утопические идеи (для многих представителей топ-менеджмента они до сих пор остаются именно такими).

И все же эксперты достаточно оптимистичны в прогнозах, касающихся роста популярности ТОС в Украине. «Практически в 90% украинских компаний, занимающихся производством и дистрибуцией, применение ТОС может быть эффективным, — утверждает Юлия Плиева. — Неудачи в этом направлении могут ожидать лишь структуры, в которых работают лица с закостенелым мышлением, которые будут откровенно или скрыто саботировать прогрессивные изменения». Осложнения при внедрении ТОС могут также возникнуть на рынках с ярко выраженной олигополией и зависимостью от мировой конъюнктуры. Эксперты Apple Consulting (на сегодняшний день единственной консалтинговой компании, развивающей ТОС в Украине) считают, что в нашей стране сейчас достаточно предприятий, которые не замечают даже «валяющихся под ногами» денег. А именно с помощью ТОС они могут взять их и стать более рентабельными и конку-рентоспособными в короткий период.

«Главное — понимание и поддержка топ-менеджмента»

Игорь Колодий, директор по производственным операциям корпорации «Артериум»:

— Полученных нами результатов внедрения ТОС достаточно, чтобы утверждать: эта теория работает эффективно. Нам удалось улучшить показатели работы. Сегодня мы можем производить продукции больше, чем требует рынок.

Есть одно непреклонное условие для внедрения ТОС на предприятии — персонал должен быть готовым и достаточно бизнес-образованным, чтобы воспринять идеи поведенческих изменений, которые предлагает теория ограничений. Несмотря на то, что книги Элии Голдратта «Цель», и «Цель 2», «Критическая цепь», «Необходимо, но не достаточно» читаются довольно легко, изменения в поведении организаций, которые предлагает внедрить теория ограничений, чтобы получить прорыв в результатах, практически всегда идут вразрез с устоявшимися практиками. Без реального понимания и поддержки этих изменений со стороны топ-менеджмента внедрение не состоится. Закончится все лишь еще одним скепсисом по поводу очередного учения.

«Результат получили за короткий период»

Александр Харевич, аналитик товарного рынка ОАО «Луцк Фудз» (ТМ «Руна», «Маселко»):

— Зачастую топ-менеджеры и ведущие специалисты многих компаний, работая на результат, не замечают препятствий, которые возникают как внутри подразделений, так и во взаимоотношениях между отделами. Теория ограничений позволяет выявить данные препятствия и устранить их без привлечения дополнительных ресурсов со стороны. Решение каких-либо проблем происходит путем четкой структуризации деятельности каждого подразделения, балансировки работы отделов в целом. Внедрение ТОС на ОАО «Луцк Фудз» уже за короткий период дало поразительные результаты: возросла доходность, сокращены материальные запасы и срок разработки продукции, радикально упрощены операции. И это лишь некоторые достижения.

Основной трудностью при внедрении теории для компании стало вовлечение в процесс в равной мере как производства, так и менеджмента компании, создание единой системы, которая в дальнейшем могла бы быть усовершенствована.






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают
Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиватьсяНе в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться
Меняя правила. Что помогает лидерам, новаторам и неординарным личностям побеждатьМеняя правила. Что помогает лидерам, новаторам и неординарным личностям побеждать

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)