ИНСАЙТЫ | Монетизация 30 апреля 2015 г.

Как на самом деле зарабатывают интернет-компании

Автор: Илья Носырев
Источник: журнал "Деловая среда"

Капитализация каждой из этих компаний превышает $1 млрд., их имена у всех на слуху, но как именно они зарабатывают деньги, обычно остается за кадром. Многие из них являются интернет-сервисами, где регистрация для всех участников совершенно бесплатна.

Как на самом деле зарабатывают интернет-компании
Иллюстрация: Shutterstock

1. Foursquare

У многих из нас есть аккаунт на этом сайте, и некоторым даже удалось стать «мэром» того или иного места — столовой, дома культуры или книжной лавки. Это весело и даже в какой-то степени почетно — именно элементы геймификации сделали этот сайт популярным, и сейчас у него более 45 млн. зарегистрированных пользователей. Но неужели вся его работа — чистая благотворительность? Ведь Foursquare не просит денег за регистрацию ни с рядовых пользователей, ни с компаний — более того, чаще всего аккаунты компаний регистрируют не их официальные представители, а именно посетители, которые часто бывают в их офисах или торговых точках. Нет, благотворительностью тут и не пахнет — в действительности сервис все-таки получает деньги с компаний: они платят за каждого клиента, приведенного при помощи средств геолокации. Например, если вы ищете ресторан или парикмахерскую, сайт подсказывает вам близлежащие заведения; если вы бронируете там столик или занимаете очередь на стрижку, ресторан и парикмахерская делают отчисления Foursquare. Поскольку Foursquare сейчас — один из мощнейших сервисов геолокации в мире, сотрудничество оказывается выгодным и для самих зарегистрированных компаний.

2. Twitter

Что получает эта популярная соцсеть с того, что дает пользователям возможность читать и обсуждать новости? Самое мощное средство монетизации Twitter — это сервис контекстной рекламы Promoted Trends, чьи сообщения показываются в левой колонке пользовательского аккаунта. Любая компания может купить право заявить о себе как минимум на один день. В 2010 году, когда сервис был запущен, цена за один день пользования услугами Promoted Trends составляла $80 000, но уже к 2013 году она достигла $200 000. Даже если Twitter продает всего одну такую услугу в день, ее годовая выручка составит $73 млн. Кроме того, несколько лет назад соцсеть за деньги предоставляла доступ в реальном времени к своей базе данных таким IT-гигантам, как Microsoft и Google — цена услуги для каждой компании составляла $15 млн в год.

3. Square

В 2010 году эта компания подарила небольшим фирмам возможность обходиться без терминала банковских карт. Расплачиваться дебитными и кредитными картами стало можно непосредственно со смартфонов и планшетов при помощи небольшого ридера, подсоединяемого к их аудиовходу. Трудно поверить, что компания, которая растет, как на дрожжах (менее чем за год сумма ежедневных сделок в ее платежной системе достигла $4 млн.) питается крошечными отчислениями со сделок. С каждого платежа, будь он сколь угодно велик, Square оставляет себе всего $0,15, плюс дополнительные 3,5%, которые система берет только с тех, кто вводит данные карты вручную (такая необходимость, если представитель компании не обзавелся ридером и вводит данные клиента в любое доступное мобильное устройство). Схема монетизации работает именно за счет числа сделок — а оно, в свою очередь, растет именно благодаря скромности требований Square.

4. Gilt Groupe

Необычная торговая площадка для модных брендов одежды продает товары по ценам, которые подчас выгоднее, чем в официальных магазинах тех же марок. Как это может быть — неужели Gilt Groupe торгует себе в убыток? Разгадка кроется в том, что в действительности компания скупает у брендов те партии товаров, которые залежались на складах и нуждаются в немедленной реализации. Компания покупает их с большой скидкой, а затем добавляет к ним маржу, которая обычно составляет не менее 50% их окончательной цены — и продает с большим успехом. Бизнес-модель оказалась настолько удачной, что продажи ежегодно росли в несколько раз — если в 2008 году они составляли всего $25 млн., то в 2009-м поднялись до $170 млн., а в 2010-м — до $425 млн.

5. Spotify

Этот британский музыкальный сайт гораздо лучше любых пиратских — Spotify позволяет бесплатно слушать любые саундтреки бесплатно и при этом легально. Роялти, которые платит самая компания за всю эту музыку звукозаписывающим студиям, заставляют заподозрить ее как минимум в альтруизме — ее выплаты в среднем в 5 раз выше, чем, например, при обычном контракте студий с радиокомпаниями. Как же Spotify удается не только держаться на плаву, но и процветать? Дело в том, что никакого бесплатного сыра в действительности нет — после определенного числа прослушиваний одного и того же саундтрека (например, популярной или любимой песни) сайт предлагает зарегистрироваться. Добиться окупаемости проекту было нелегко — например, в 2009 году, когда у сайта было всего 250 000 подписчиков, его доходы составляли 11 млн. фунтов, а расходы на лицензирование — 18 млн. фунтов. Все поменялось, когда число подписчиков перевалило за 1 млн., а Spotify из локального проекта превратился во всемирно известный.

6. LivingSocial

Это сайт, предлагающий насладиться радостями тотального потребления со скидкой — рестораны, авиаперелеты, экзотические путешествия и билеты в кино, на которых можно сэкономить до 80%. И все это в родном городе — сервис геолокации позволяет находить самые выгодные места. Схема монетизации LivingSocial, впрочем, очевиднее, чем у сервисов, речь о которых шла выше — конечно же, он живет процентами с продаж, как и его более именитый конкурент — Groupon. Но сотрудничать с LivingSocial сейчас, пожалуй, выгоднее, чем с Groupon: последний берет около 50% с каждой сделки, а запросы LivingSocial скормнее — 30-35%. И представьте, даже соглашаясь оставлять треть цены посреднику, эти компании получают вполне приличную прибыль! Для потребителей эта информация — прекрасный повод задуматься, насколько сильно они переплачивают за любые повседневные услуги.

7. Facebook

Так же, как и Twitter, эта социальная сеть получает львиную долю доходов с рекламы — благодаря тому, что Facebook собирает столько данных о пользователе, объявления получаются адресными и генерируют на порядок больше лидов, чем обычная интернет-реклама. Однако это не единственный источник доходов соцсети — мало кто знает, например, что Facebook забирает почти треть (30%) от стоимости любых покупок, совершаемых через интерфейс онлайн-игр: покупая виртуальные монетки или еду для котика-тамагочи, вы не даете умереть с голоду Марку Цукербергу. В общей выручке соцсети деньги за виртуальное добро составляют около 12%, удивительно, не правда ли?




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутациюПерсональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию
Просто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые временаПросто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые времена
Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджментуЛовушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)