ИНСАЙТЫ | Стратегия 26 июля 2011 г.

Гибкость, тощее производство и знание:
три стратегии в новых условиях

Автор: Эдуард Мальцев
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№6, 2010)

В условиях экономической турбулентности менеджерам приходится выбирать, как реагировать на спад деловой активности. Обострение конкуренции при росте и обострение конкуренции при спаде — большая разница.

Часто декларируемый отказ от стратегии в условиях спада — это маскировка либо реальной стратегии, либо стратегической беспомощности. На наш взгляд, главными реальными стратегиями в условиях обострения конкуренции при спаде являются гибкость, тощее производство и знание.

Гибкость понимается в смысле способности исполнить практически любой заказ или быстро настроиться на выпуск новых товаров/услуг. Стратегия: самый гибкий — самый быстрый — самый конкурентоспособный.

Тощее производство предполагает, что все сделано для того, чтобы затраты были минимальными. Стратегия: самый низкозатратный — самый конкурентоспособный.

Знание предполагает адекватный прогноз развития событий в стратегических горизонтах и выстраивание стратегии с учетом такого прогноза. Стратегия: предупрежденный — самый подготовленный — самый конкурентоспособный.

Гибкость

Как правило, наиболее гибкий — малый бизнес. Небольшой размер, вовлеченность собственника в управление, плоская структура, отсутствие значительной инфраструктуры позволяют быстро и точно реагировать на изменения среды и использовать новые возможности.

Проблема малого бизнеса в том, что в новых условиях остается все меньше ниш, которые неинтересны крупным игрокам.

Для среднего и крупного бизнеса гибкость предполагает избыточность ресурсов, наличие технологического оборудования, которое в состоянии (после перенастройки) выпускать другую продукцию, специалистов, подготовленных для решения более чем одной задачи, а также система управления, которая может себе позволить трансформировать организацию так, как это необходимо, и тогда, когда нужно.

Такую избыточность может позволить себе далеко не каждая организация. Универсальные специалисты стоят дороже, а оборудование не меняется каждый год. Системы управления, как правило, заточены на развитие существующих бизнес-моделей и эксплуатацию выбранных сегментов.

О гибкости говорят многие, но на самом деле она доступна лишь тем, для кого изначально является частью бизнес-модели.

Тощее производство

Философия тощего производства — это философия низких затрат на всех стадиях цепочки формирования стоимости. Мы говорим о философии, поскольку главные составляющие низкозатратных бизнес-моделей — сам способ организации модели и организационная культура, для которой низкие затраты — главная ценность.

Организационная культура не возникает и не изменяется быстро. Она формируется годами совместной работы и личным примером отцов-основателей.

В основе модели тощего производства — малые запасы. К сожалению, деловая культура в нашей стране не позволяет целиком положиться на пунктуальность поставщиков и сделать складской буфер минимальным.

Популярные в последний год сокращения сотрудников — это обрезание старых бизнес-моделей за счет дополнительной нагрузки на оставшийся персонал. Переход к модели тощего производства потребует переформатирования и элементов цепочки формирования стоимости, и всех деловых отношений компании.

Знание

Гибкость и тощее производство предполагают, что компания становится более адаптивной и менее затратной. В таком состоянии бизнес встречает новый деловой ландшафт независимо от того, каким именно он будет.

Подход, основанный на знании-прогнозе, подразумевает трансформацию бизнес-модели специально под новую (прогнозную) реальность.

Как правило, такой подход требует нового качества коллективного знания о рынке. Часто знаний отраслевого рынка (маркетингового исследования, маркетингового анализа) оказывается недостаточно. Необходимо понимание причин и механизмов (модели) динамики всей экономической системы, которая меняет конкретный рынок.

Результатом экономического моделирования становятся наиболее вероятные сценарии. Понимание динамики экономики позволяет выработать новую (целевую) бизнес-модель.

Каждый подход имеет свои «за» и «против», и задача менеджеров — точно выбрать тот, который соответствует возможностям и ресурсам компании.

Об авторе:

    Эдуард Мальцев, управляющий партнер юридической фирмы «С.К.О. Форум».



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Вместе. Как найти единомышленников, создать сообщество и ощутить связь со всем миромВместе. Как найти единомышленников, создать сообщество и ощутить связь со всем миром
Сделай это неправильно. Почему бунтари побеждают на работе и в жизниСделай это неправильно. Почему бунтари побеждают на работе и в жизни
Kind Regards. Деловая переписка на английском языкеKind Regards. Деловая переписка на английском языке

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)