ИНСАЙТЫ | Цель 2 октября 2006 г.

Бизнес и цели

Автор: Владимир Кусакин, "Управление компанией" (Издается в России) (№1, 2006)

Почему одни достигают успехов и процветают, а другие в это время падают с вершины, затем приходят в себя и снова начинают карабкаться наверх? Что важнее всего в бизнесе? Как лучше продвигать свою компанию? Какое направление развивать в первую очередь? Как возродить интерес единомышленников к бизнесу, заново увлечь их своей идеей? На некоторые из этих вопросов пытается дать ответ автор статьи.

Пытались ли Вы когда-нибудь сформулировать ответ на вопрос, зачем занялись бизнесом? Что двигало Вами, когда приступали к его созданию? Был ли это отчаянный шаг или просто желание быть не хуже других, что-то доказать себе? Достигли Вы той цели, которую ставили перед собой? Возможно, эти вопросы покажутся банальными, но одним из самых важных в бизнесе является понятие цели. Мой восьмилетний сын Глеб, прочитав Гарри Поттера, очень хорошо сказал: «Волшебство — это просто: добиваться того, чего ты хочешь!» Постарайтесь вспомнить, добивались ли Вы в жизни того, чего действительно сильно хотели — машину, квартиру, должность и т. д. Если да, то эта статья, наверное, Вам поможет. Есть такая аксиома: четко сформулированные цели как в бизнесе, так и в жизни больше чем наполовину обеспечивают успех задуманного. Серьезные цели соответствуют большим играм и крупному успеху — и наоборот. К примеру, Ли Якокка, один из известнейших американских менеджеров, после того как его «ушли» из компании «Форд», поставил перед собой цель — поднять «Крайслер», и сделал это несмотря ни на что! Не так много людей знают один из секретов развития экономики в арабских странах. Мой знакомый Абдула Дервиш (состояние около 5 млрд долл.), очень приятный собеседник, слушая вопросы, которые я задавал, подшучивал: «Цена ответа — миллион долларов». Хотя, возможно, эта формулировка принадлежит одному из его приближенных.

Меня поразило, с какой гордостью Абдула смотрел на флаг своей страны, развевающийся на берегу Персидского залива. Примечательно, что большую часть доходов ОАЭ приносит уже не нефть, а туризм. Однажды арабы придумали план, как создать оазис в пустыне. Маленькие налоги на торговлю, строительство отелей и пр. Цель очень проста: создать в безжизненных песках город-сад и изменить климат. Наблюдая за осуществлением проекта, можно восхищаться или… смеяться: каждый турист, посетивший Эмираты, ест, пьет и… вносит свою лепту в увеличение плодородия почвы. Талантливые жители Востока научились использовать с толком то, от чего каждый человек ежедневно избавляется. В результате страна, которую сотни лет выжигало солнце, недавно испытала радость первых живительных дождей. Серьезные цели помогают собрать настоящую команду. Дальнейшее — вопрос Вашего упорства и гениальности стратегического планирования. С этим можно справиться.

Лучше всего учиться у тех, кто достиг настоящего успеха самостоятельно, а не по модным книжкам. Не поленитесь, постарайтесь узнать, какие цели ставят перед собой преуспевающие компании: возможно, Вы откроете для себя что-то новое или полезное.

Кстати, никто не мешает Вам лично поставить перед собой новую цель, если старая уже достигнута. Однажды на семинаре я попробовал донести до аудитории ту мысль, что мы чрезвычайно зависимы от собственных высказанных или невысказанных целей.

Наступило молчание. Достаточно оживленная, активно общающаяся после большого количества упражнений аудитория замолчала. Я, честно говоря, даже испугался — не переборщил ли. Но в перерыве ко мне обратились несколько руководителей, поблагодарив за то, что я поднял эту тему. И, как показали итоговые опросы, именно практические занятия по постановке целей оказались одними из самых ценных.

Итак, что же такое ЦЕЛЬ? Я нашел очень интересное определение в Большом энциклопедическом словаре: «Идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность».

Попробую привести несколько известных целей (прошу извинить, если мои формулировки не совсем совпадают с оригинальными, но их суть я воспроизведу точно):

  1. Сделать автомобиль доступным средством передвижения для широких слоев населения (Генри Форд).
  2. Обеспечить недорогой, качественной, красивой мебелью большую часть населения (ИКЕА).
  3. Изменить климат в стране, превратить пустыню в оазис (шейхи Объединенных Арабских Эмиратов).

Попробуйте сами узнать о целях тех или иных успешных людей или компаний, и Вы откроете для себя много интересного. Бывают цели другого рода, например:

  1. Захватить власть.
  2. Доказать Пете, что я не дурак.
  3. Заработать денег, чтобы прокормить семью.

ЦЕЛИ бывают созидательные и разрушительные, явные и скрытые, большие и малые. Но каждая из них, начиная воплощаться в жизнь, создает движение. И чем большую общественную поддержку получает та или иная цель, тем более активными становятся действия, предпринимаемые для ее достижения. Недостаточно просто иметь цель, необходимо донести ее до окружения, сделав желанной.

Допустим, цель владельца небольшой компании — заработать денег. Цели его ближайших помощников и младшего персонала точно такие же — заработать денег для себя. При этом у каждого из них могут быть разные представления о достатке. Существует большая вероятность наличия в этой компании трех разных бухгалтерий — одной для персонала, другой для руководителей и третьей для государства. Такая компания может работать, но ее неустойчивое финансовое положение не вызовет большого доверия у окружения.

Вспомните, пытался ли другой человек когда-либо заработать на Вас деньги? И как Вы в этом случае себя вели?

ЦЕЛЬ является одним из основных инструментов руководителя. Я по своему опыту знаю, насколько проще решать рабочие вопросы, если каждый раз спрашивать себя, какое из предложений быстрее приведет к намеченной цели.

Однако компании часто заменяют цель миссией. Прошу Вас не путать! Цель — это то, чего действительно можно и нужно достичь, а миссия — это, как правило, ни к чему не обязывающие лозунги. Например, «Соприкоснись с будущим» Тошиба или «Изменим жизнь к лучшему» Филипс. Цели не всегда публикуются на корпоративных сайтах, чаще всего из-за неточности формулировок. Как Вам, например, такое определение: «компания №1 на мировом рынке по объемам продаж портативных компьютеров»?

Интересно, что у всех крупных компаний очень четко сформулированы и прописаны цели. Верно и обратное: если Вы обозначите свои цели и действительно начнете двигаться в направлении их достижения, Ваше дело начнет быстрыми темпами развиваться, а Вы сами почувствуете ощутимый прилив энергии. Вспомните те моменты своей жизни, когда у Вас была какая-нибудь реальная и интересная цель. Как Вы себя чувствовали? Как быстро Вы двигались? Насколько насыщенной, интересной, яркой казалась Вам жизнь в тот период?

Если у Вас появилось желание более четко сформулировать свои цели, хочу обратить Ваше внимание на то, что они должны быть реальными, понятными, а главное, желанными для других людей. «И серебро речей моих не стоит золота молчанья моего» (это тоже я сочинил). Вы, наверное, почувствовали, что я немного недоговариваю. Честное слово, это не от жадности — мне просто очень хочется, чтобы Вы повнимательнее отнеслись к вопросу постановки цели и нашли на него собственные ответы.

Об авторе:

    Владимир Кусакин, президент компании "BusinessForward".
    Владимир Кусакин окончил Московский энергетический институт. Работал в Центре физического приборостроения АН СССР. Успешный предприниматель, а теперь и бизнес-консультант, эксперт в управленческом консалтинге, единственный в СНГ и странах Балтии представитель программы "Усилитель мощности руководителя".



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом
Ицхак Адизес. Лучшее. Пища для размышленийИцхак Адизес. Лучшее. Пища для размышлений
Накопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатамНакопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатам

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)