РЕЦЕНЗИИ | Конспект книги 21 марта 2016 г.

Искусство стратегии

Источник: Zillion

«Искусство стратегии. Уроки Стива Джобса, Билла Гейтса и Энди Гроува» (Strategy Rules: Five Timeless Lessons from Bill Gates, Andy Grove, and Steve Jobs) Дэвида Йоффи (David Yoffie) и Майкла Кусумано (Michael Cusumano) невозможно пробежать по диагонали — интересный сложный кейс там на каждой странице. Йоффи и Кусумано событийно и логически объясняют стратегический и тактический подход каждого из трех великих бизнес-стратегов. Ценный реверс инжиниринг легенд, настольная книга, must read.

Искусство стратегии. Уроки Стива Джобса, Билла Гейтса и Энди Гроува (Дэвид Йоффи, Майкл Кусумано)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ

О книге

Мы тоже перечитали миллион всего про то, как стать новым джобсом, и тоже ничего не запомнили. На этом фоне ожиданий книга «Искусство стратегии. Уроки Стива Джобса, Билла Гейтса и Энди Гроува» оказалась чудо как хороша. Объясняя каждый из 4 постулатов 5 больших правил бизнес-стратегии, Йоффи и Кусумано постоянно прокручивают цикл: вот как действовали Джобс, Гейтс и Гроув. Вся книга, по сути, про схватку двух йокодзун в разных комбинациях. Основным антагонистом там выступает IBM, но иногда есть прекрасное и про пересечение интересов IT-троицы.

Майкл Кусумано и Дэвид Йоффи около 30 лет преподают стратегию бизнеса в Гарварде и Массачусетском технологическом институте. Работая над «Искусством стратегии», авторы много общались с функционерами Microsoft, Apple и Intel, в частности CEO Intel Энди Гроувом. Если про Гейтса и Джобса не знает ленивый, то Гроув у нас не так популярен, а по авторитетным рейтингам это «самый влиятельный человек в бизнесе за последние 25 лет». Примерно столько времени или немногим больше Йоффи и Кусумано, будучи исследователями стратегии, наблюдали за тем, как легендарные CEO развивали свой бизнес, захватывали рынок, снижали риски и решали проблемы. Йоффи к тому же был связан с Гроувом работой в Intel и многое видел лично.

Как уже ясно, книга нам прямо вот понравилась: каждый кейс — бизнесовая «детективная» история и разбор элегантной шахматной партии. Плюс ясная структура, схемы, насыщенность деталями, аналитические объяснения правильных решений, просчетов и будущих дилемм.

Strongly recommended: полезно почитать предпринимателям, стартаперам, стратегам, менеджерам, инженерам — для понимания того, как работает бизнес, для развития объемного видения и просто для удовольствия.

Идеи из книги

  • Стратегия начинается со взгляда в будущее. Гейтс сначала сказал IBM, что не занимается разработкой операционных систем, а потом вдруг все понял.
  • Гроув: будущее можно предвидеть лишь отчасти, поэтому лучше заглядывать в него не подальше, а почаще. Подстраивайте стратегию и тактику под изменения условий.
  • Подумайте о концепции, запросах потребителя, ходах конкурентов и векторе развития отрасли, а потом отсчитайте назад шаги, которые вы сделаете, чтобы прийти к цели, не пустив к ней конкурентов. Понадобятся талантливые сотрудники, ресурсы, технологии, оборудование и партнеры.
  • Используйте методы экстраполяции и интерпретации. Гроув в основу концепции Intel положил закон Мура об удвоении мощи процессоров каждые 2-3 года — и так пришел к идее ПО. Во время очередной недели размышлений Гейтс изучал данные о новых технологиях и вдруг осознал перспективы Интернета. Он начал думать, как оседлать этот тренд и не позволить ему поставить компанию под удар.
  • Стратегия «ось электронной вселенной» помогла Джобсу разработать дорожную карту для устройств и приложений. Нет смысла производить много разного. Джобс: «Тем, чего мы не делаем, я горжусь не меньше, чем сделанным».
  • Джобс: конкуренты — плагиаторы. По правде сказать, Стив увидел графический интерфейс пользователя в исследовательском центре Xerox, когда еще никто не придавал значения этой инновации. Джобс запугивал сотрудников судами, чтобы исключить утечку информации. Используйте решения конкурентов, которые могут поставить вас под угрозу.
  • Конкуренты не приходят — конкурентов пропускают. Хотите экскурсию по нашему фойе?
  • В технологическом бизнесе важно не авторство, а кто первым увидел перспективы и реализовал. Гроув не изобрел микропроцессор, но одним из первых понял, что эта технология изменит индустрию. Он брендировал (Intel Inside) и сделал всемирно известной деталь, которую большинство из нас не видели. Производители компьютеров в ярости требовали не указывать им, что ставить внутрь.
  • Не доверяйте своему главному партнеру. При случае он выключит вас из цепочки, как уже делал не раз и как делают все на рынке. Держите в уме цель — поменять правила игры на рынке. «Гейтс вовсе не был противником перемен — он просто хотел, чтобы они происходили на его условиях».
  • Гроув: паранойя — плюс для предпринимателя. Что нужно сделать сегодня, чтобы предотвратить завтрашние проблемы? Стройте защитные барьеры вокруг своих технологий и клиентов. Конкуренты уведут все при первой возможности. Джобс стремился максимально изолировать потребителей: теперь никто не хочет терять свои многолетние покупки в Apple Store.
  • Снижайте риски: Гейтс готовился к разрыву с IBM, и когда он произошел, новая версия Windows обеспечила Microsoft доходы и самостоятельность. Гроув дробил деньги на порции и фазы. Кроме того, он пришел к Compaq, когда понял, что IBM не будет покупать 386-й процессор. А Джобс перешел на процессоры Intel, когда успех iPod финансово подстраховал Apple.
  • Стратегия продаж: Джобс распорядился сворачивать предыдущую линейку iPod за полгода до выхода новой, чтобы не упустить рождественские продажи.
  • Развивайте отрасль: Intel, Microsoft и Apple постоянно представляли языки программирования и технологии для ускорения работы.
  • Джобс не любил идею совместимости с другими платформами, но пошел на уступки менеджерам и сделал App Store «не совсем закрытой платформой». Microsoft выбрала стратегию «не совсем открытой платформы». У каждой концепции есть плюсы и минусы.
  • Как бы ни был прекрасен ваш продукт, без качественной периферии он может остаться нишевым. Выигрывает лучшая платформа, а не лучший (и не первый) продукт. Задача бизнес-стратега в том, чтобы создать платформу и экосистему. Важно быстро уловить спрос на новую платформу.
  • Избегайте зависимости от смежников и партнеров, но поощряйте их для развития экосистемы. Не пугайте смежников и партнеров: если они почувствуют, что вы скоро станете конкурентом, начнут действовать в ущерб вашим интересам.
  • Повседневные тактические решения не менее важны, чем большая игра и долгосрочная стратегия.
  • Как это делают все: «Мы запускаем новый суперпроект!». Как это делал Джобс: скрытность, запутывание следов, публичный скепсис и «безобидность» в переговорах во время разработки суперпродукта — и жесткие переговоры, когда позиции сильны. С Джобсом, Гейтсом и Гроувом невозможно было вести переговоры, «они сметали со стола все фишки».
  • Стратегия в бизнесе: это жесткость сумо и гибкость дзюдо.
  • На заре карьеры Джобс, Гроув и Гейтс пытались многое делать самостоятельно. Со временем все трое пришли к пониманию, что надо нанимать лучших и перебирать штат в поисках самых компетентных — для управления или конкретного проекта. Джобс легко перебрасывал силы туда, где они были нужны для создания суперпродукта.
  • Гроув: «Нельзя расписать системы и процедуры на все случаи жизни. Всегда приходится полагаться на людей».
  • Джобс по сути был художником, который выбрал карьеру предпринимателя и область высоких технологий.
  • Если бы финансовый директор Фред Андерсон не отговорил Джобса покупать Universal Music, музыкальный рынок ополчился бы на iPod и раньше времени привлек внимание. Если бы команда не вынудила Джобса сделать iPod совместимым с Windows, новинка застряла бы в нише.
  • Подход Джобса: поощрять конкуренцию среди менеджеров и для контроля делить информацию на «стратегические порции».
  • Гейтс, Гроув, Джобс: постоянно смотрите отчеты и обращайте внимание на изменение сроков, выборочно вникайте в детали, понимайте технические нюансы.
  • Создайте открытую культуру, где есть свободомыслие, честность, ответственность и дебаты. Адрес Гейтса billg@microsoft.com знали все: его можно было переубедить, на дельное предложение он присылал вдумчивый ответ.
  • Лидер должен подбирать или воспитывать преемника, способного пойти новыми путями. Меняющийся рынок требует свежих продуктов, бизнес-моделей и платформ.
  • Сферический стратег в вакууме выглядит так: понимание технологий и рынка (Гейтс), дисциплина в управлении (Гроув), внимание к дизайну и умение сделать сложные технологии удобными для потребителя (Джобс).
  • Еще раз про «30 того, почему люди не делают бизнес». Ни у одного из троих тоже не было формального делового образования.

Что еще вы узнаете

  • Как Гейтс, Джобс и Гроув строили свои экосистемы.
  • Как решить дилемму новатора.
  • Что такое ценовая стратегия.
  • Что такое гравитация рынка.
  • Почему iWatch не взлетит при текущей стратегии и в каком случае взлетит.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуацияхСтрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях
Математика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решенийМатематика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решений
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)