Business Week, 15 октября 2001

Лучшие программы MBA для топ-менеджеров

Когда люди записываются на курсы EMBA (магистра бизнес-управления для менеджеров высшего звена) — интенсивную двухгодичную программу, рассчитанную на топ-менеджеров с большим потенциалом, — они обычно хотят просто развить уже имеющиеся у них навыки управления. Однако скоро участники программы понимают, что на курсах они получают гораздо больше, чем ожидали.

Курсы менеджмента аспирантуры Северо-Западного Университета Kellogg собирают вместе необычную группу студентов — от торговца металлоломом до директора пивоварни. Работа в группе позволяет делиться коллективным опытом. По словам одного из аспирантов, 38-летнего менеджера по аудиту из ABN Amro, занимающиеся в группе «...пришли из разных областей деятельности, и каждый делится важным опытом. Именно это заставляет программу работать». Такой командный подход стал отличительным знаком Kellogg, — программы, уже десять лет занимающей первое место в опросе журнала BusinessWeek среди всех курсов EMBA. Репутация Kellogg среди директоров других курсов EMBA не уступает популярности, которой программа пользуется у самих аспирантов. Все аспиранты Kellogg, участвовавшие в опросе BusinessWeek, заявили, что снова бы выбрали учебу в Kellogg. Выпускники лестно отзываются об уровне преподавания и о Более трех тысяч студентов, принявших участие в опросе BusinessWeek 2001 года, самым важным критерием при выборе курса считают наличие первоклассных преподавателей и их умение эффективно использовать имеющийся у аспирантов опыт управления.

По результатам нового опроса второе место среди программ EMBA занял ближайший соперник Kellogg, аспирантура делового управления Университета Чикаго. Опрошенные высоко оценили адекватное отношение к себе со стороны инструкторов — как к взрослым, уверенно идущим по карьерной лестнице менеджерам, которые не забывают о собственной семье. По словам выпускников, интересы семьи менеджера упоминаются с первого дня занятий. Не все программы могут этим похвастаться.

Продолжая список пяти лучших программ EMBA 2001 года, на третьем месте находится Wharton School Университета Пенсильвании, получившая высшие оценки по результатам опроса среди директоров аналогичных курсов; Fuqua Business School Университета Дьюк, заслужившая высокую оценку за интенсивный учебный план; Kenan-Flagler Business School Университета Северной Каролины, программа которой включает трехдневные курсы этики и лидерства. Последняя программа, стоимость участия в которой составляет $54000, предлагает наилучшее соотношение цена-качество.

Рейтинг преподнес несколько сюрпризов. Относительный новичок, международная программа EMBA школы бизнеса McDonough Университета Джорджтаун, добралась до девятого места благодаря вниманию к международным аспектам управления и квалифицированному профессорско-преподавательскому составу. Напротив, традиционный лидер — школа бизнеса Колумбийского Университета — занял очень низкое место. Выпускники сетовали на «средний» уровень преподавателей и небольшое количество профессоров высокого уровня, а также их неспособность создать «чувство команды» в группе. Заместитель декана Университета сообщил, что сейчас разрабатывается программа повышения квалификации преподавателей.

С тех пор, как Дармутский Колледж предложил первые в мире курсы MBA по бухгалтерскому учету на железных дорогах, подобные программы были рассчитаны на обучение в основном молодых студентов. MBA для высшего менеджмента не пользовались особой популярностью до конца 60х годов, когда с Уолл Стрит пошел постоянный поток топ-менеджеров, никогда не учившихся в Колумбийском Университете, но желавших повысить свой профессиональный уровень. Сегодня EMBA представляют собой неотъемлемую часть корпоративной жизни, предоставляя управляющим возможность получить степень без длительного «отрыва от производства». Кроме того, это существенный источник дохода, приносящий аспирантурам одних только ведущих 25 университетов списка BusinessWeek до $150 млн. в год. Аспиранты программ EMBA не только приносят университетам деньги, но и являются «окном в реальный мир бизнеса» для кабинетных профессоров, которые в основном занимаются теоретическими исследованиями.

Так насколько важны программы EMBA для самих корпораций? Видимо, очень важны. 52% опрошенных компаний сообщили, что оплатили своим сотрудникам полный курс обучения, и почти все фирмы предоставили аспирантам отпуск на время учебы. В то же время растет количество обучающихся, самостоятельно оплачивающих курсы. Однако ослабление экономики ведет к тому, что компании потуже затягивают пояса, что грозит сокращением количества как программ EMBA, так и других курсов для менеджеров высшего звена.

Подобные программы раньше были территориально привязаны к университету, профессора которого читали курсы. В последнее время курсы EMBA стали активно расширяться, породив большое количество глобальных программ. В список лучших программ EMBA BusinessWeek2001 попали только «локальные» программы, но опрос проводился и среди выпускников глобальных программ, таких, как курсы Университета Дьюк (Чикаго) и Университета Торонто. Первая программа теперь преподается в таких городах, как Дурхем, Франкфурт, Прага, Сантьяго де Чиле, и ее выпускники высоко оценили уровень и структуру курсов. Тем не менее, участники некоторых программ жалуются на недостаточное внимание преподавателей к неамериканской практике ведения бизнеса.

По мнению аспирантов, самым эффективным вариантом является международное сотрудничество университетов. Нью-Йоркский университет создал совместную программу EMBA с HEC в Париже и Лондонской Школой Экономики (к ней же четыре месяца назад присоединился и Колумбийский Университет). Аспиранты горят желанием участвовать в программе, которая даст им возможность общаться с лондонскими профессорами и «качественными» однокурсников, у которых есть чему поучиться.

Возможно, самым трудным предметом для преподавания, требующим максимально интенсивного общения профессоров со студентами, является искусство быть лидером. Именно это качество компании требуют от менеджеров, особенно во время кризисов и спадов, например после кризиса управления, вызванного атаками террористов 11 сентября. Он показал, что лидерство — это не только искусство принимать решения; это еще и умение быть смелым, умение манипулировать ожиданиями сотрудников. До последнего месяца на курсах EMBA управление в кризисных ситуациях преподавалось по методике Гарвардской бизнес-школы на основании классического случая, произошедшего 20 лет назад с компанией Johnson&Johnson`s, когда в ее популярном обезболивающем «Tylenol» нашли следы цианида. Теперь же, по мнению многих, программы должны учитывать перемены, произошедшие в мире после катастрофы 11 сентября. Университет Дьюк теперь рассматривает пример компании Boeing — обучающимся предлагается представить себя в роли президента или вице-президента компании, и предложить возможные шаги для преодоления последствий катастрофы.

Другим ключевым фактором является состав групп. Многие программы выигрывают от большого количества женщин и различных меньшинств в классе (до 32%). Университеты Джорджии и Миннесоты активно привлекают женщин-менеджеров к участию в программах EMBA. Это непростая задача, во-первых, женщин-менеджеров не так много, а кандидатов на участие в EMBA еще меньше. Кроме того, женщинам не нравится жесткое расписание занятий, которое отдаляет их от семьи.

Облегчить обучение в таких случаях может лишь особое отношение к аспирантам со стороны преподавателей, готовых взять на себя заботы по размещению в гостинице и доставке в аэропорт и обратно. На первой строчке в списке самых «заботливых» стоит Kellogg.

Пока продолжается экономический спад и аспиранты, и сами компании дважды подумают, прежде чем принимать участие в EMBA, учитывая высокую стоимость обучения. Естественно, многие администраторы курсов начинают беспокоиться. Но пока не так много университетов говорят о падении количества желающих. Возможно, компании больше, чем когда-либо чувствуют необходимость в сильных кадрах. Плохие времена для фирмы — самое удачное время пойти поучиться.

Відгук

Відгуків немає

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментарі: 
 

  


bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тренди, Інсайти, Інтерв'ю, Рецензії, Бізнес-навчання, Консалтинг
СЕРВІСИ: Бізнес-книги, Робота, Форуми, Глосарій, Цитати, Рейтинги, Статті партнерів
ПРОЄКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

Сторінка Management.com.ua у Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управлінців    Management Digest у LinkedIn    Відслідковувати нас у Twitter    Підписатися на RSS    Поштова розсилка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua