14-04-2015-big

7 саморазрушительных привычек хороших компаний

book1163На пути к успеху многие компании приобретают массу вредных привычек, то есть вырабатывают для себя определенные стереотипы поведения, которые в итоге оказываются губительными для них, – утверждает профессор Джагдиш Шет (Jagdish Sheth), признанный авторитет в области глобальной конкуренции и стратегического мышления. Джагдиш провел исследование и написал книгу “Саморазрушительные привычки хороших компаний и как избавиться от них” (The Self-Destructive Habits of Good Companies… And How to Break Them) о том, как успешной компании оставаться всегда в игре.

Как же хорошим компаниям избавиться от плохих привычек?

1. Отрицание

Технологии развиваются, а с ними и предпочтения покупателей. Некоторые компании забывают об этом, не желая верить, что кто-то проделывает ту же работу лучше. Гордость, не позволяет принять факт, что их успех не вечный.

Как все исправить. Чтобы не попасть в подобную ситуацию активнее контактируйте со своими менеджерами. Прислушивайтесь к их мнению, давайте возможность вносить свои предложения. Оценивайте, насколько ваша компания выработала привычку отрицания, ведь чем больше она укоренилась, тем сложнее от нее избавиться.

2. Высокомерие

Успехи в прошлом мешают некоторым компаниям увидеть реальную картину сегодняшнего дня. Обычно такие компании являются создателями инновационных товаров и считают, что им нет равных.

Как все исправить. Если ваша компания “заболела” высокомерием, вам просто необходим новый взгляд на очевидные для вас вещи. Правильным решением будет пригласить специалиста извне, который сможет указать на ваши ошибки. Не бойтесь сделать ставку на молодое поколение, например,  разбавьте вашу команду студентами старших курсов вузов из разных стран. Поставьте перед менеджерами новые задачи – это вольет новую жизнь в вашу компанию.

3. Самоуспокоенность

Превращение компании в монополиста или же  национализация способствует ее расслаблению. Самоуспокоенность возникает там, где сотрудники видят зарплату как что-то само собой разумеющееся, не зависящее от общих итогов деятельности. Обычно в  управлении такой компанией принимает участие большое количество людей, развитие происходит медленно, а процессы деятельности чрезмерно бюрократизированы.

Как все исправить. Вам необходимо задуматься о проведении модернизации и реорганизации вашего бизнеса. Необходимо улучшить продуктивность работы сотрудников. Выделите часть вознаграждения, которая будет зависеть от общих итогов компании – это даст стимул сотрудникам двигаться вперед. Можно прибегнуть к аутсорсингу непрофильных функций (если функция не ключевая – передайте ее партнерам). Это позволит сконцентрироваться на ключевых задачах вашого бизнеса. Существенно помочь может привлечение новой энергии (нового лидера).

4. Зависимость от компетенции

В организации правления такой компании присутствует непоколебимая вера в специализацию. Но замкнувшись в узких рамках своей специализации, можно утратить широту взглядов на товары.

Как все исправить. Чтобы не подвергать себя подобной зависимости, старайтесь ориентироваться не на современные технологии, а на технологии завтрашнего дня. Компания Intel организовала свою работу так, что процесс от конструкторской разработки до появления в продаже продукта занимает не более двух лет. Для конкурентов в этом случае существует только один путь развития – хотя бы не отставать.

Также поможет диверсификация своей компетентности. Скажем, если вы являетесь экспертом в нефтеперерабатывающей промышленности, не мешало бы знать и химическую. Этот опыт можно использовать для разработки, например, сельскохозяйственных химикатов.
Можно диверсифицировать свою компетенцию на разные рынки и рыночные сегменты.

Компания Cisco регулярно приобретает новые компании для расширения своей технологической компетенции. Рост через слияние и приобретение также является способом профилактики зависимости от компетенции.

5. Гигантомания

Компания стремится к увеличению объема продаж без всякой оглядки на маржу. Вследствие этого ее основной проблемой является падение маржи или чистой прибыли.

Как все исправить. В таком случае в первую очередь необходимо разработать такую систему вознаграждений торгового персонала, которая напрямую связывает вознаграждение с той прибылью, которую приносит компании каждый конкретный клиент.

Очень важно превратить снабжение в стратегическую, а не в административную функцию, чтобы не получалось так, что на вашем товаре почти все деньги зарабатывает кто-то другой. Эта проблема очень актуальна для товаров с низкой маржой, например, для персональных компьютеров.  Lenovo и HP добавляют только 11% стоимости, а 89% приходятся на поставщиков Microsoft и Intel.

6. Территориальный импульс

Компания “болеет” культурными конфликтами и борьбой за влияние. Нет прозрачной  системы карьерного роста.

Как все исправить. Уменьшить вероятность территориального импульса можно путем фокусирования на внешних драйверах таким образом, чтобы работники работали плечом к плечу для достижения общей цели. Начните разрабатывать прозрачную и понятную систему карьерного роста. Возможности  служебного продвижения не должны быть связаны с принадлежностью к определенному функциональному подразделению. Если внутри вашей компании имеется доминирующая функциональная культура (например, научный отдел фармацевтической компании), вы можете организовать ротацию сотрудников этого отдела по другим функциональным подразделениям.

7. Конкурентная миопия

Компания не уделяет достаточно внимания отслеживанию рынка и инновациям конкурентов. Никто не говорит, что нужно ориентироваться только на конкурентов, но наблюдать за их деятельностью стоит.

Как все исправить. Ориентируйтесь на развивающиеся рынки, где могут появиться конкуренты. Можно взглянуть на новые технологические разработки изнутри, если делать инвестиции в альтернативные конкурентные технологии, не зависящие от вашего ключевого бизнеса.

Компания Kodak, когда ее бизнес процветал, выделяла часть прибыли от продаж пленок и пленочных фотокамер для инвестиций в цифровую фотографию. В Kodak решили “сыграть на опережение”, чтобы избежать конкурентной миопии и, соответственно, гибели. Необходимо создать команду, которая будет постоянно отслеживать и анализировать действия конкурентов, а также собирать и распространять информацию об их изменениях.

Иллюстрация: Shutterstock

НЕ ПРОПУСТИТЕ:
Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.
Детальнее →