Китайский быт

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Сергей Пашкеев, газета "БИЗНЕС" (№9, 2013)
размещено: 15.10.2013
обращений: 8257

На заводах тайваньско-китайской компании Foxconn собирается 40% бытовой электроники в мире.
Китайский быт (Foxconn) То, что большая часть непродовольственных товаров на полках наших магазинов изготовлена в азиатских странах — Корее, Вьетнаме, Индонезии, на Тайване и, конечно, в Китае, — мы уже воспринимаем как должное.

Однако этой тенденции менее 30 лет, а качественные изменения в мировой экономике произошли буквально на наших глазах — в конце 1990-х годов.

Обучение плаванию

В первой половине 1970-х годов азиатские страны, только вступившие на путь индустриализации, занимали на глобальном рынке место поставщиков всяческой мелочевки — дешевой массовой продукции, для изготовления которой не требовались особые знания и умения, нужно было просто много дешевого неквалифицированного труда.

На Тайване (строго говоря, в Китайской Республике; Тайвань — крупнейший из островов, составляющих ее территорию. — Ред.) индустриализация началась в конце 1960-х годов, когда США свернули программы военной и экономической помощи этой стране, посоветовав ей жить самостоятельно.

Правительство острова, со своей стороны, сумело воспользоваться имеющимися в его распоряжении ресурсами — многочисленным трудолюбивым и неприхотливым населением и возможностью беспошлинных поставок промышленной продукции в Соединенные Штаты.

В конце 1960-х — первой половине 1970-х годов на Тайване возникли тысячи мелких предприятий, выпускавших различную простую и дешевую массовую продукцию для отправки в США. Одну из таких фирм основал в 1974 г. 23-летний Терри Гво.

Одолжив у матери $7,5 тыс., Терри вложил их в аренду небольшого помещения в одном из пригородов тайваньской столицы Тайбэя и покупку нескольких станков, на которых нанятые рабочие отливали из пластмассы переключатели каналов для американских телевизоров. Терри Гво оказался талантливым продавцом и организатором.

От изготовления простых пластмассовых деталей компания Терри перешла к производству электрической фурнитуры. Свой первый по-настоящему крупный контракт она получила в 1980 г. от тайваньского предприятия японской компании Atari, ежедневно выпускавшего 15 тыс. игровых видеоприставок. Терри Гво поставлял на фабрику разъемы для подсоединения джойстика.

Заработав на производстве разъемов солидную по тем временам сумму, Терри вложил ее в поиск новых клиентов и техническое перевооружение производства.

Практически не зная английского, он, тем не менее, на несколько месяцев отправился в США, где объехал несколько десятков предприятий по изготовлению электронной и компьютерной техники. Результатом этой поездки стало заключение ряда контрактов на поставки комплектующих.

Вернувшись на Тайвань, Терри Гво инвестировал оставшиеся средства в освоение выпуска компонентов для компьютеров и электронной техники. Однако уже в середине 1980-х годов он столкнулся с теми же проблемами, что и другие тайваньские промышленники. Страна исчерпала ресурсы для дальнейшего экстенсивного развития.

На Тайване иссякли резервы рабочей силы, как следствие, затраты на оплату труда резко возросли. Тайваньским компаниям нужно было делать непростой выбор.

Либо, по примеру корейцев, выходить на рынки западных стран с собственными брендами, вступая в конкурентную борьбу с прежними заказчиками, либо оставаться производителями техники и комплектующих, но при этом переносить мощности в страны с менее дорогостоящей рабочей силой. Терри Гво выбрал второй путь.

Но вместо того чтобы, по примеру других промышленников, строить предприятия в Малайзии, Таиланде или на Филиппинах, он отправился на другой берег Тайваньского пролива, в материковый Китай (КНР). В конце 1980-х годов отношения между КНР и ее мятежной провинцией более-менее нормализовались.

Терри Гво стал одним из первых тайваньских предпринимателей, рискнувших вложить средства в Китай. Для размещения своего предприятия он выбрал бывшую небольшую рыбацкую деревушку Шэньчжэнь, расположенную у самой границы с Гонконгом, где в 1980 г. была создана одна из первых китайских свободных экономических зон.

В 1988 г., когда Терри построил там первую фабрику по изготовлению комплектующих, это уже был оживленный город с миллионным населением (сейчас — около 11 млн чел. — Ред.).

Для управления растущим китайским бизнесом Терри Гво основал компанию, которую назвал Foxconn. Она являлась 100%-ным дочерним предприятием его тайваньской группы Hon Hai Precision Industry Company, акции которой в 1991 г. были выведены на биржу Тайбэя. Сейчас г-ну Гво принадлежат 12% акций группы, в которой он занимает пост президента и председателя правления.

"Тайваньский Форд"

В первой половине 1990-х годов Foxconn была типичным поставщиком комплектующих, но в середине десятилетия она смогла сделать качественный скачок, который, без преувеличения, привел к настоящему перевороту в мировой электронной индустрии.

В 1995 г. Терри Гво встретился с Майклом Деллом, главой компанией Dell, которая тогда еще не была глобальной корпорацией, но уже шла к этой цели. В те годы компьютерные компании приобретали комплектующие у разных поставщиков и собирали готовые изделия на своих предприятиях в западных странах.

Основные финансовые показатели Hon Hai - Foxconn

Терри Гво предложил Деллу иной вариант — Foxconn обязалась поставлять Dell наполовину готовые компьютеры, в которые оставалось только вставить центральный процессор, блок памяти, материнскую плату и жесткий диск.

Майкл Делл принял это предложение. Для выполнения этого заказа, который обещал стать самым крупным в истории компании, Foxconn приобрела на тогдашней окраине Шэньчжэня большой участок земли, где позднее вырос индустриальный парк Longhua, ныне больше известный как Foxconn City.

В 1996 г. его "население" составляло всего около тысячи человек, а роль административного здания играли несколько 20-футовых морских контейнеров — точно таких же, какие сейчас можно встретить на украинских вещевых рынках.

Однако именно тогда у Foxconn начался период взрывного роста. Терри Гво выстроил не имевшую в то время аналогов производственную цепочку, что позднее принесло ему славу "тайваньского Форда".

Компания была образована по принципу вертикальной интеграции, покрывавшей абсолютно все этапы производственного процесса. В частности, Foxconn сама изготовляла медную проволоку, которая использовалась в проводах и кабелях, и штамповала корпуса персональных компьютеров из листовой стали.

Благодаря самостоятельному производству комплектующих и сосредоточению всех производственных мощностей в одном месте, компания обеспечивала сквозной контроль качества и экономила на логистике.

По мнению ряда экспертов, сотрудничество с Foxconn сыграло немаловажную роль в превращении Dell в одного из ведущих производителей компьютеров в мире.

В 2000 г. на фабриках Longhua трудились уже почти 30 тыс. человек, а доходы Foxconn достигали $3 млрд. Но это было только начало. В том же 2000 г. Hon Hai основала подразделение Foxconn International Holdings специально для изготовления мобильных телефонов.

Через год китайская компания получила заказ на изготовление материнских плат от Intel, которая решила сосредоточиться на производстве микропроцессоров. В 2003 г. был освоен выпуск жидкокристаллических экранов и мониторов, в 2006 г. — цифровых камер…

В 2010 г. в Foxconn работали 50 тыс. человек, которые занимались, кроме всего прочего, изготовлением новых станков и оснастки, наладкой производственных линий, дизайном корпусов мобильных телефонов. Это позволило компании быть гибкой и моментально реагировать на изменения потребностей клиентов.

При этом Foxconn не боялась, когда это было необходимо, брать на себя ответственность. Так, для металлического корпуса iPhone4 требовались специализированные станки для сверхточной штамповки, которые обычно применялись в конструкторских бюро для изготовления моделей и образцов.

Не дожидаясь, пока специалисты компании Apple внесут необходимые изменения в технологию, чтобы удешевить и упростить ее, Foxconn заказала в Японии больше тысячи станков более чем на $20 млн, чтобы обеспечить своевременное изготовление нужного количества "айфонов".

Сейчас Apple является крупнейшим клиентом Foxconn, ее заказы — это более 20% продукции, выпускаемой китайской компанией. Все "айфоны", "айпэды" и "айподы", принесшие Apple всемирную славу, были изготовлены на предприятиях Foxconn, которая, таким образом, имеет полное право считать себя непосредственно причастной к этому успеху.

Впрочем, ни Foxconn, ни сам Терри Гво никогда не гнались за славой. Даже сейчас, когда штат компании превышает 1,2 млн человек, что делает ее крупнейшим промышленным предприятием мира.

Гво дал свое первое интервью американским СМИ только в 2002 г. Конечно, причины для такой сдержанности были. Когда в середине 2000-х годов сведения о корпорации появились наконец-то в массовых западных СМИ, это были в основном негативные отклики. Что и говорить, компании было что скрывать за вполне зримыми и прочными бетонными стенами своего индустриального парка.

Рабочий — сила

Как известно, Hon Hai и другие тайваньские, японские и западные компании строили промышленные предприятия в Китае благодаря наличию там обширных трудовых ресурсов.

Их дешевизна долгое время принималась как данность, но в середине прошлого десятилетия в западную прессу стали проникать конкретные сведения о том, как все выглядит на самом деле.

Управленческая сборка Foxconn

Причем Foxconn, как крупнейший в мире производитель промышленных товаров под заказ (обычно применяется термин "Контрактное производство". — Ред.), стала "героем" весьма значительного количества публикаций.

Собственно говоря, по сравнению с английскими или американскими фабриками XIX в., китайские заводы представляют собой некий коммунистический промышленный рай.

Foxconn City — крупнейший в мире промышленный комплекс, в котором трудятся около 400 тыс. человек, действительно представляет собой настоящий город площадью 3 кв.км, на территории которого расположены не только фабрики, но и рабочие общежития, кафетерии, развлекательные центры, храмы и спортивные площадки.

Верная своим принципам, компания держит все под контролем. Она не только самостоятельно строит жилье для своих сотрудников, но и содержит сельскохозяйственные предприятия, обеспечивающие их продуктами.

Тем не менее по сравнению с современными западными стандартами Foxconn времен середины прошлого десятилетия производила, в общем-то, отталкивающее впечатление. Средняя продолжительность рабочей недели составляла 60 часов, а вместе со сверхурочными, которые не всегда четко оплачивались, могла достигать и 72 часов с шестью рабочими днями.

Рабочие, средний возраст которых был равен 23 годам, жили в переполненных общежитиях, где кровати в тесных и грязноватых комнатах устанавливались порой в три яруса. Менеджерами низшего звена часто становились грубые малограмотные люди, игравшие скорее роль надсмотрщиков, чем организаторов производства.

Заработная плата на сборочных линиях соответствовала законодательно установленному минимальному уровню, примерно равному 60 американским центам в час.

И все же это было значительно лучше, чем можно было получить на других предприятиях, которые тогда росли, как грибы после дождя, во всех приморских провинциях Китая, и несравненно лучше, чем в центральных сельских районах, откуда родом была основная масса работников.

В середине 2000-х годов конкурс в Foxconn составлял несколько человек на место, так что компания могла не церемониться со своей рабочей силой и устанавливала очень жесткую дисциплину и стандарты качества.

Нельзя сказать, что для американских компаний все это было чем-то новым. В конце концов они и работали с Foxconn именно потому, что она предоставляла им качественную продукцию по минимальным ценам и всегда была готова пойти навстречу.

Однако в США уже наступила эпоха политкорректности, и национальным компаниям приходилось "держать лицо", заботясь о своем реноме. Особенно актуально это было для Apple, для которой потребительское восхищение было важнейшей составляющей бренда.

Первые статьи с подробным изложением неприглядных сторон бизнеса Foxconn появились в британской, а затем и в американской прессе в 2006 г. Apple тут же отреагировала на это созданием специальных инспекций, которые занялись вопросами охраны труда в Китае.

Foxconn немного улучшила условия работы своих сотрудников, повысила зарплату, компенсировав это некоторым увеличением стоимости своей продукции для американских заказчиков, и на этом страсти вроде бы улеглись.

Однако весной 2010 г. по Foxconn City прокатилась целая волна самоубийств. Четырнадцать (по другим данным — 13) человек в течение двух месяцев свели счеты с жизнью, бросившись с крыш зданий.

По старой китайской традиции, самоубийство часто является формой выражения крайней обиды на несправедливость, своеобразной местью обидчику.

Эта версия выглядела правдоподобной, так как условия труда на предприятиях компании по-прежнему оставались весьма сложными, особенно по западным меркам. Foxconn получила новую и очень большую порцию негативных откликов в прессе.

Забота забыта

В принципе, Терри Гво трудно назвать образцом человеколюбия. Он очень требовательный лидер, готовый выслушивать чужое мнение и быть очень щедрым по отношению к менеджерам, оправдавшим его надежды. Но он очень жестко относится к лодырям и неумехам. Известна его фраза, в которой он сравнивает сотрудников своей компании с дикими животными, которым нужен хороший дрессировщик.

Но в случаях с самоубийствами он проявил себя достойно. Терри Гво на два месяца оставил свой офис в Тайбэе и переселился в Foxconn City, где ему прямо в директорском кабинете выгородили ширмой угол с койкой и шкафчиком для одежды.

Глава компании много общался с менеджерами и рядовыми сотрудниками, вел переговоры с клиентами, а итогом этого марафона стали решительные реформы.

Базовая заработная плата повысилась в 1,5 раза — теперь рабочий на сборке получал (без учета сверхурочных) почти 300 долларов в месяц. На предприятиях появились штатные психологи, которые должны были следить за атмосферой в трудовых коллективах и предупреждать кризисы.

Для разрешения трудовых конфликтов были созданы рабочие комитеты. Впрочем, в то же время крыши и лестничные пролеты всех зданий были огорожены металлической сеткой — на всякий случай.

Действия руководства Foxconn стали отражением новой тенденции, наметившейся в китайском промышленном секторе в последние годы. Вследствие кризиса в западных странах, приведшего к снижению спроса на китайские товары, правительство стимулирует рост внутреннего потребительского рынка. В рамках этой политики непрерывно повышаются зарплаты на китайских предприятиях, уровень жизни населения стабильно растет.

Для Foxconn увеличение затрат на оплату труда в Шэньчжэне стало дополнительным доводом в пользу переноса значительной доли производства во внутренние районы Китая, где этот фактор еще не успел проявиться в полной мере.

Компания создала второй промышленный центр в городе Чжэнчжоу (провинция Хэнань), а также строит предприятия в Чэнду в провинции Сычуань. Кстати, это именно производственные центры, без социальной инфраструктуры.

Учтя прошлую критику, компания предпочитает финансово помогать городским властям, чтобы те строили дома для ее сотрудников, а не возводить новые корпуса общежитий. При этом рабочие получают доплату, частично компенсирующую их расходы на аренду жилья.

С середины прошлого десятилетия Foxconn строит предприятия за пределами Китая, чтобы приблизить свое производство к конечному потребителю.

Заводы китайской компании появились в Мексике — с ориентацией на рынок США, и в странах Центральной Европы — для сбыта готовой продукции в Германии, Франции и странах Бенилюкса. Кроме того, Foxconn активно инвестирует в Бразилию и Индию, где выпускает электронику для национальных потребителей.

В 2010 г. небольшая фабрика, принадлежащая Foxconn и HP, была введена в строй в пригороде Санкт-Петербурга (правда, компания пока не решилась строить в России собственные производственные здания. — Ред.). В конце 2012 г. сообщалось о возможном строительстве завода Foxconn в Индонезии, тоже, очевидно, с ориентацией на внутренний рынок.

Дешевизна рабочей силы в данном случае не является для Foxconn значимым фактором, хотя в 2011 г. на одном из предприятий компании в Мексике вспыхнули беспорядки, вызванные, судя по всему, низкой зарплатой и неблагоприятными условиями труда.

Зато в середине прошлого года ходили слухи о том, что Foxconn якобы готова построить фабрику в США для выпуска продукции по заказам Apple. Эта информация вскоре была опровергнута — в Америку Foxconn не пойдет по причине высокой стоимости рабочей силы.

Пока Foxconn не собирается выходить на рынок с собственными брендами и конкурировать со своими заказчиками. Компанию, очевидно, устраивает ее статус всемирного производителя электроники с широчайшим ассортиментом продукции и глобальными масштабами деятельности.

По объемам выпуска во всем мире с ней может сравниться, пожалуй, только корейская Samsung, да и то не по всем позициям. Приоритеты для своей экспансии она видит на других направлениях.

Так, в прошлом году Foxconn приобрела крупный пакет акций бедствующей японской компании Sharp — одного из ведущих производителей жидкокристаллических дисплеев, экранов и панелей, а затем купила несколько ее заводов за пределами Японии.

Несколько лет назад среди менеджеров американских компаний была распространена шутка, что через 20 лет в мире останутся только две компании. Все на свете будет производиться в Foxconn и продаваться в Wal-Mart. Конечно, в любой шутке есть доля шутки.?



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
СтримПанки. YouTube и бунтари, изменившие медиаиндустриюСтримПанки. YouTube и бунтари, изменившие медиаиндустрию
Как работает GoogleКак работает Google
Цифровой вихрь. Как побеждать диджитал-новаторов их же оружиемЦифровой вихрь. Как побеждать диджитал-новаторов их же оружием



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)