Ниши консалтинга

Раздел: Стратегия
Автор(ы): Сергей Еремеев, Emergex Business Solutions
размещено: 29.07.2002
обращений: 8945

Главная и специфическая проблема консалтинга на наших просторах — это само название. В самом деле, как решиться довериться каким-то «советникам», когда только что у всех на глазах обанкротилась целая «страна Советов»? Что ни говори, а «промоутеры» нового направления в бизнесе малость перестарались: определения вроде «фабрика советов» — это уж слишком... А как платить за то, чего не нельзя потрогать?! А как признать, что кто-то может хоть в чем-то быть, по крайней мере, не глупее Босса?!

Вообще, в наших деловых кругах мнение относительно советов и советодателей сформировалось давно и в головах засело крепко. Наиболее часто встречающиеся вариации на тему таковы:

  1. «Всяк горазд советы давать», или еще похлеще: «Добрые советы дают те, кто не способен подавать дурные примеры»).
  2. «Советоподание» приносит неизмеримо больше удовольствия (а наш язык позволяет трактовать удовольствие как выгоду) дающему, нежели получающему.
Отчасти в связи с этим консалтинг у нас — это отнюдь не в первую очередь «советование» (некоторые из зарубежных профи на этом здорово обожглись!). Самым естественным образом консалтинг начал заполнять те ниши, которые оказались «исторически» и, главное, «психологически» востребованными, а именно:
  • «партнерство» (наиболее эффективная с точки зрения изменения имиджа «советующего бездельника» на имидж «трудолюбивого делателя»). К этому направлению относится прежде всего т. н. «аутсорсинг», а также «независимая экспертиза», в некоторых своих аспектах напоминающая посредничество;
  • «смычка науки с производством» (раньше худо-бедно, но налаженной централизованно). Консалтинг отчасти взял на себя функцию регулирования экономических процессов через пропаганду и внедрение «научных подходов», «передового опыта» и т. п.;
  • «психоанализ» («исповедь») — помимо всего прочего, необходимая форма самоорганизации (ведь не случайно же главнейший элемент исповеди — покаяние — буквально переводится как «переосмысление», или «переобдумывание»).
Таким образом, само по себе «консультирование» является скорее не целью, а инструментом консалтинга, причем до некоторой степени вынужденным, поскольку ни один нормальный руководитель не поделится с консультантом своим правом на принятие решений (или же консультант автоматически перестанет быть таковым). Попросту говоря, «консалтинг» у нас — это технический термин, который фиксирует не столько сущность деятельности, сколько накладываемые на нее ограничения. Что же касается указанных «ниш», то далее рассмотрим каждую из них отдельно.

«Партнерство»

«Аутсорсинг» буквально означает «внешний источник [обслуживания]», по сути же — особая форма аренды (одна фирма арендует у другой ее специалистов для обслуживания собственных нужд, вместе с этим «арендуя» и гарантии). Такой тип отношений клиента с консалтинговой фирмой является, пожалуй, самым далеким от «классического» консалтинга, самым «материальным» с точки зрения получаемых результатов, самым «просчитываемым» с точки зрения выгод, а потому на сегодняшний день самым динамичным и востребованным.

Главный «пафос» аутсорсинга заключается в модернизации традиционно наиболее консервативных (читай — отсталых) видов и элементов бизнес деятельности, т. е. тех, которые все еще «сопротивляются» современным требованиям к технологичности и процессности, сохраняя ярко выраженные патриархальные (или матриархальные) индивидуалистические черты, что рано или поздно неизбежно дестабилизирует ситуацию и создает неоправданные риски. Прежде всего, речь идет о бухгалтерской и административной деятельности, слишком уж «зацикленных» у нас на личностных факторах.

Из всех видов предлагаемых на рынке аутсорсинга услуг наиболее очевидна с точки зрения своей выгодности услуга бухгалтерского аутсорсинга — не случайно, малый бизнес давно использует его имитацию. (Например, когда один бухгалтер — «индивидуал» обслуживает сразу несколько фирм, что хоть и дешево, но крайне ненадежно, а потому адекватно предлагаемому консалтинговыми фирмами профессиональному аутсорсингу лишь по форме, по сути же полностью лишено его базовых преимуществ.)

Основные преимущества профессионального бухгалтерского аутсорсинга таковы:

  • «процессность», когда гарантом качества во всех смыслах этого слова (т. е. устойчивости, надежности, преемственности, полноты, своевременности и т. п.) выступает не отдельно взятый человек (скажем, главный бухгалтер, который может уйти в отпуск, заболеть, уволиться и т. д., не говоря уже о том, что он может просто оказаться в широком смысле слова непрофессиональным), а фирма, причем, как правило, уже зарекомендовавшая себя на рынке;
  • «технологичность» — фирмы, специализирующиеся на этой услуге, почти наверняка лучше клиента оснащены технически, программно, «литературно»; у них больше (по крайней мере, «по совокупности» подобранных специалистов) специальных знаний в самых широких сферах бухгалтерской деятельности, больше опыта «общения» с представителями фискальных органов (хотя бы в силу большего числа трансакций) и т. п.
Некоторые говорят о дороговизне такого рода услуг, но это все равно, что говорить о дороговизне внедрения новых технологий. При грамотном подборе и соответствующей эксплуатации ноу-хау окупаются с лихвой. В нашем случае достаточно перечислить «прямые» статьи экономии: сокращение штата, затрат на аренду помещений, технику, программное обеспечение, обучение, «подстраховку», штрафы и санкции — эти риски разделит с вами внешний партнер. Но главная выгода, конечно же, лежит в области «непрямой» экономии — надежность, качество и стабильность. Куда большая проблема и по настоящему серьезный «тормоз» — «двойная бухгалтерия». Ни одна уважающая себя консалтиговая фирма (а к другим обращаться — «себе дороже») в этом участвовать не будет (да и кто ж ее пустит в «святая святых» теневого менеджмента?).

Что касается «независимого посредничества», то круг услуг достаточно широк: различные формы аудита, прединвестиционная подготовка, управление запуском предприятий и проектов, структурная реорганизация, системы внутреннего контроля и т. п. Все это, конечно, нечто большее, чем «посредничество», однако указанное определение на сегодняшний день кажется уместным, поскольку к такого рода услугам прибегают, как правило, при значительных изменениях, и, прежде всего — в процессе смены собственности, когда новые хозяева (инвесторы) таким образом «убивают двух зайцев» — поручают преобразования и контроль над ними профессионалам и получают при этом гарантии незаангажированности. Иначе говоря, консалтинговые формы выступают в роли посредника между «старым» и «новым», для того чтобы максимально эффективно привести «старое» к требованиям «нового». Здесь традиционная «практическая» деятельность тесно переплетается с элементами «чистого» консалтинга.

«Смычка»

Хорошо известны слова Сократа: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Гораздо меньше — комментарий на это высказывание (приписываемый Сократу анекдотом того времени): «И потому я умнее всех!». Только по-настоящему сильный руководитель может позволить себе поддаться, признать, показать или даже проявить слабость (древний стратег Сунь Цзы говорил: «Если ты силен, покажи, что ты слаб»). Только по-настоящему умный человек может позволить себе признать, что он в чем-то некомпетентен, и уж тем более, не побоится обратиться за советом к профессионалу.

Как это ни прискорбно, одним из главных препятствий развития этой «ниши» консалтинга является почти табуированное «я начальник — ты...» и т. д. Такие боссы не понимают, что «нельзя объять необъятное» и «что сапоги должен точать сапожник». Консалтинг — это тот специфический род деятельности, участники которого профессионально обязаны держать руку на пульсе всего самого нового и прогрессивного как в области научных знаний, так и в сфере методов и методологий (в рамках, конечно, своих направлений). Они берут на себя «времязатраты» на постоянный мониторинг, который вкупе с жизненным опытом (продуктом приложения своих знаний в различных сферах), а также базовым «заготовками» и «наработками», позволяет (по крайней мере, в теории) сделать их услуги и максимально полезными, и максимально эффективными.

Область применения этих услуг необычайно широка: производственный (разработка и внедрения систем контроля качества, повышения эффективности и проч.) и финансовый консалтинг (анализ и менеджмент, бюджетирование, налоговое стратегическое планирование и проч.), выбор, разработка и внедрение систем (в т. ч. выбор «поставщиков решений» — вопрос, требующий максимальной незаангажированности и гарантий, без чего немало денег уже «вылетело в трубу»), разработка систем корпоративной диагностики, менеджмент кризисных ситуаций и т. д., и т. п., и проч. Кроме этого, большую роль играют предлагаемые консалтинговыми фирмами всевозможные семинары и тренинги, с успехом и с гораздо большей эффективностью исполняющие роль почившего в бозе общества «Знание».

«Психоанализ»

Исповедь, под которой в широком смысле можно понимать «раскрытие души» с сакральным подтекстом, — неотъемлемый элемент человеческой культуры. Классическое и наиболее совершенное оформление она нашла в христианстве. Новое время, обожествившее Разум, Науку и Прогресс (увы, действительно с большой буквы), подорвало столь необходимое восприятие исповеди именно как сакрального акта. Впрочем, свято место пусто не бывает, и эпоха позитивизма породила новых «исповедников» — психоаналитиков. Если бы «польза» от них состояла только в снятии стрессов (или, как говорят сами психоаналитики, преодолении комплексов), то разве стоили бы их услуги так дорого? Ну, ходили бы к ним взбалмошные звезды да томные миллионерши, — так ведь нет! Ходят косяками очень даже серьезные бизнесмены. А они не любят платить, им привычнее инвестировать. Значит, это им приносит прибыль? Да, и немалую. Ведь они «каются», т. е. «переобдумывают», сбрасывают «суетное», а значит, получают возможность сосредоточиться на стратегических вопросах, «усилить» и «переосмыслить» свой бизнес и т. п.

В чем же суть «психоанализа от консалтинга»? В том, что умный клиент (под клиентом понимается менеджмент предприятия-клиента, а умный — по определению, глупый консультантов не позвал бы!) не только знает свои проблемы лучше «самых-самых» других, но часто знает и наилучшие (с точки зрения специфики его бизнеса) пути решения этих проблем. Беда в том, что он часто не знает о том, что он знает. Чтобы «воспарить» над текучкой, привычкой и т. п., ему нужно выделить специальное время и «выговориться» перед тем, кто, по его убеждению, выслушает и поймет: во-первых, поскольку просто обязан (кто деньги платит?); во-вторых, как никак, а все-таки «жрец от бизнеса» (именно так позиционируют себя многие западные бизнес консультанты, не стесняющиеся играть роль «гуру менеджмента»).

Здесь все решают три обстоятельства (по убывающей значимости):

    1) имидж консалтинга как такового (пока еще слабоват, но тенденция роста налицо);
    2) имидж консалтинговой фирмы (самое ценное, что у нее есть);
    3) класс самого консультанта как «умного слушателя».
Если все элементы присутствуют, то большую часть своих проблем клиент может не только выявить, но и решить как бы самостоятельно, причем в фантастически короткие сроки. (Босс, конечно, «простит» консультанту его «бездельничанье» хотя бы на том основании, что у них, у гениальных боссов, свои причуды.)

Резюме

Одной из наиболее распространенных и усердно тиражируемых ошибок является представление о том, что главной задачей консалтинга является «оказание помощи клиентам в решении их проблем». Это заблуждение связано с тем, что долгие годы на слуху были лишь две консультации — женская и юридическая. И в первую, и во вторую, понятно, идут со своими специфическими проблемами. Но консалтинговая (заметьте, не «консультационная»!) деятельность — это все-таки классический бизнес, цель которого — прибыль. И поскольку главной ценностью консалтинговых фирм является их брэнд (а чем еще, собственно, они могут располагать, кроме репутации и специалистов, которые эту репутацию создают и поддерживают?), то на свою прибыль они могут рассчитывать только в том случае, если их деятельность будет адекватна цели бизнес деятельности их клиентов, каковой также является прибыль. Таким образом, главной задачей консалтинга на самом деле является помощь клиентам тем или иным легальным способом зарабатывать больше денег. Что же до «решения проблем», то это скорее один из способов достижения поставленной цели. Всего же таких способов, пожалуй, три: просто сделать, помочь сделать и научить, как сделать.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Найди свое «Почему?». Практическое руководство по поиску целиНайди свое «Почему?». Практическое руководство по поиску цели
Хороший рост — плохой рост. Масштабируйте возможности, а не проблемыХороший рост — плохой рост. Масштабируйте возможности, а не проблемы
Власть, влияние и политика в организацияхВласть, влияние и политика в организациях

Отзывы

Оксана
Ціеава і повчальна стаття.Багато прикладів і цитат.
2002-08-06 12:41:38
Ответить

Евгений
Инетресно, но не очень отвечает названию
2003-01-23 09:56:30
Ответить

Беляченко, vladislav.belyachenko@softrating.com.ua
Ну что ж, оригинальный взгляд ("жрец от бизнеса"):)
Если серьезно - "оторвать от суеты" - ежедневная проблема
консультанта.
С другой стороны - суметь "оторвать от суеты" - профи от консалтинга обязан уметь.
Ниша "психоанализ" - эта мысль меня "оторвала от суеты". Спасибо, Сергей.
2003-01-23 10:39:34
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)