Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Бухгалтер и финансовый менеджер — четыре отличия

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Ольга Пестрецова, журнал "Финансовый директор" (№2, 2004)
размещено: 06.05.2005
обращений: 47493
отзывов: 12

Для владельца бизнеса, не занимающегося управлением предприятием, финансовый директор — основное лицо, отвечающее за прибыльность его компании. Поэтому, человеку, выполняющему столь важные функции, лучше заниматься исключительно этим.
Кто выполняет функцию финансового менеджера на вашем предприятии? Довольно часто на этот вопрос предприниматели отвечают одинаково: человек, в прошлом главный бухгалтер. В самом деле, многие компании, особенно активно развивающиеся, столкнувшись с необходимостью наличия финансового менеджера, пошли по одному пути: повысили в должности главных бухгалтеров. И столкнулись с проблемой: руководитель всё равно не получает полной информации, требуемой от финансового менеджера, а последний совершенно перегружен. К тому же постоянно находится в стрессовой ситуации, поскольку не может предоставить руководителю то, чего от него ожидают. Проблема возникает из-за непонимания предпринимателями отличий между бухгалтерией и финансовым менеджментом. На самом деле их работа тесно взаимосвязана, но, тем не менее,— это абсолютно разные функции, и выполнять их должны абсолютно разные люди.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кстати, разветвление и увеличение масштабности функций финансового менеджера происходили естественным путем вслед за развитием самой экономики. Так, до 20-х годов XX столетия на Западе функции финансового менеджера или директора как таковой не было вообще. Работали финансово-экономические отделы, занимающиеся всеми финансовыми делами. Разделение служб: бухгалтерской, экономической и финансовой началось только в 20-е годы. В это время активно стал развиваться фондовый рынок и основная задача финансистов заключалась в работе с ценными бумагами.

Кризис 30-х годов потребовал от финансистов новой квалификации: необходимы были люди, умеющие оценивать ликвидность, способность предприятий генерировать денежные потоки, и, конечно же, выявлять признаки банкротства компаний по набору индикаторов.

В 40-е годы востребованными стали функции планирования, бюджетирования и оценки денежных потоков. Поскольку Америка в этот период была на высоте (страна не участвовала в войне и зарабатывала огромные деньги на поставках товаров воюющим государствам), ей потребовались оценщики инвестиционной привлекательности предприятий, специалисты, способные прогнозировать будущий потенциал компании.

В 50-е годы возникли новые задачи, потребовавшие от финансистов новых способностей. Задачей номер один становится оптимальное использование ресурсов. Начинают развиваться экономико-математические методы управления активами предприятий, а особенно популярной становится концепция стоимости денег во времени.

60-70-е годы стали периодом управленческого учета. Информация о предприятиях для рынка уже унифицирована и стандартизирована, выявлены основные коэффициенты оценки бизнесов, возникла потребность разбираться в экономике внутри компаний. Развиваются модели оптимизации денежных и материальных запасов.

80-90-е годы ознаменовались бумом инвестиционных рынков. Соответственно, функции финансовых менеджеров расширились еще и в эту сферу. В зону компетенции финансистов вошли расчет и оценка инвестиционных портфелей предприятий.

Таким образом, современный западный финансовый менеджер — это человек, занимающийся всеми перечисленными вопросами. Он планирует будущие денежные потоки, оценивает ликвидность и инвестиционную привлекательность предприятия, анализирует состояние на финансово-валютных рынках и фондовых биржах.

МЫ ПОЙДЕМ СВОИМ ПУТЕМ...

В Украине, в силу исторических особенностей, развитие функций финансового менеджера, как и, собственно, возникновение такой должности, происходило немного другим путем. Первые десять лет функционирования страны в условиях рыночной экономики всеми финансовыми вопросами занимались бухгалтеры. Основной задачей этих специалистов была уплата налогов, все остальное — во вторую очередь. Но, поскольку развитие экономики требовало от предприятий качественного выполнения и ряда других задач, специалистам приходилось в экстренном порядке осваивать всю лестницу функций, пройденную Западом за 80 лет. Нельзя сказать, что профессиональных финансистов в то время не было вообще — в экономических ВУЗах и в советское время существовали факультеты банковских финансов и финансов предприятий. Тем не менее, знаний, требующихся от специалиста компании, функционирующей в условиях рыночной, а не плановой, экономики, они не давали.

Период западных 20-х годов, т. е. этап освоения ценных бумаг, Украина фактически проскочила. Сейчас с ценными бумагами работают только отделы корпоративных прав банков, инвестиционные компании и предприятия-эмитенты ценных бумаг. Финансовым менеджерам других предприятий с этой задачей столкнуться не пришлось, а те, кто выполняет функции, связанные с ценными бумагами, реализует их в достаточно усеченном виде в силу неразвитости фондового рынка Украины. Современная тенденция украинского бизнеса — переквалификация бухгалтеров в финансовых менеджеров или директоров. Формально это выглядит приблизительно следующим образом: бухгалтер через какое-то время повышается до главного бухгалтера, а потом — до финансового директора. На практике это означает добавление все новых и новых задач к послужному списку последнего. И вот тут начинаются проблемы.

ЧЕТЫРЕ ОТЛИЧИЯ

Финансовую деятельность любого предприятия можно условно поделить на три основных направления: бухгалтерский учет и налоги; управленческий учет и бюджетирование; анализ финансового состояния и финансирование деятельности предприятия. Так вот, бухгалтер по определению не может координировать сразу три направления. У него другое образование, другие задачи и даже другой тип мышления. И это ни в коем случае нельзя ставить в вину последнему. Просто финансовый менеджер и бухгалтер — это разные люди, разные должности и разные функции. Это аксиома, которая, в силу все тех же исторических особенностей развития нашей страны, потребовала доказательств. Рассмотрим отличия финансового менеджера и бухгалтера детально.

Итак, профессиональная компетентность. Бухгалтер — это специалист, работающий по системе учета в соответствии с действующим законодательством. Его задачи — вовремя и правильно заплатить налоги и отчитаться перед государственными органами, клиентами и партнерами компании, следить за состоянием счета предприятия и сводить баланс к единому показателю. Это далеко непростая работа. Она требует серьезной профессиональной подготовки и высокой квалификации, особенно в украинских условиях, когда законодательство изменяется с завидной регулярностью.

Финансовый менеджер, в свою очередь, должен управлять рабочим капиталом, планировать финансовые потоки и бюджеты предприятия, разрабатывать финансовые стратегии. При этом, постоянно анализируя реальное экономическое состояние предприятия, сверяя его с общенациональной и даже международной ситуацией на рынке, должен вовремя принимать определенные финансовые решения для оптимизации ситуации. Кроме того, от финансового директора требуется предоставление руководителю компании достоверной информации о текущем состоянии предприятия, прогноза его будущего состояния и плана действий для дальнейшего развития. Бухгалтер же не в состоянии этого сделать, поскольку он не располагает необходимой информацией.

Информационную компетентность, вероятно, можно выделить как отдельный пункт различий между бухгалтером и финансовым менеджером. Первый формирует бухгалтерские и налоговые отчеты на основе имеющихся первичных данных и налогового законодательства. Эти цифры — итоги деятельности предприятия за период. То есть, цифры вчерашние. Прогнозирование будущего финансового состояния компании на основе таких данных требует дополнительной их обработки по специальной методике анализа, знание которой не лежит в зоне компетенции бухгалтера.

Финансовый менеджер работает с документами управленческого учета, т. е. обладает информацией о стоимостном результате ежедневной деятельности предприятия, о движении денежных средств, продажах, производстве и закупках, о его финансовом состоянии в разрезе отдельных видов бизнеса, о стратегическом положении предприятия на рынке и, что самое важное, о текущей стоимости компании для учредителей и собственников. Эти данные и ложатся в основу прогнозов, бюджетов и стратегий предприятия. И именно эта информация больше всего интересует руководителя компании.

Простой пример: из определенной инструкции бухгалтер знает, что к определенной дате фирма обязана заплатить определенную сумму — это основная его работа, знать сколько и когда должно быть перечислено, для того чтобы у предприятия не было проблем с законодательством. Финансовый директор, в свою очередь, обладает информацией о состоянии предприятия на текущий момент, а также о будущих планах компании, к примеру, взять кредит. Исходя из этого, он может принять решение: есть ли смысл платить указанную сумму сейчас, или существуют варианты продления срока для оптимизации финансового положения внутри компании. Последнее, кстати, также можно отнести к отличительной черте финансового директора: он ознакомлен с хозяйственным правом и может предложить альтернативные варианты работы службам финансовой отчетности, если в этом есть необходимость.

Естественно, человек, работающий бухгалтером на предприятии, может взять на себя сбор и анализ еще и управленческих данных. Но, таким образом, он будет заниматься уже двумя масштабными и одинаково важными видами деятельности. Помимо необходимости нового образования, человеку потребуется еще и огромное количество дополнительного времени и энергии. Специалисты, справляющиеся с обеими функциями одинаково хорошо, заслуживают уважения, но, к сожалению, их очень мало.

Цели — третья отличительная черта бухгалтеров и финансовых менеджеров. Цель бухгалтера прозрачна и очевидна — соответствие финансовой деятельности предприятия налоговому законодательству. Современный финансовый менеджмент, в свою очередь, ставит перед собой одну глобальную задачу — максимизация рыночной (экономической) стоимости компании при помощи роста доходности капитала предприятия. Бизнес-среда постсоветского пространства в силу многих факторов в полной мере еще не столкнулась с необходимостью приоритетной ориентации именно на эту цель, но западные финансовые менеджеры уже давно работают в этом направлении. Тенденция развития отечественной экономики также позволяет говорить о выходе указанной цели работы финансистов на первый план в ближайшее время.

Различие целей тянет за собой еще один немаловажный момент, отличающий бухгалтера от финансового менеджера,— тип мышления. Финансовый менеджер как человек, ориентированный на финансовый результат и максимизацию рыночной стоимости компании, постоянно сталкивается с необходимостью оценки альтернативных возможностей на рынке капитала. Чтобы направить ресурсы предприятия в самое выгодное русло, он должен принимать финансовые или инвестиционные решения только с учетом всех рисков, при этом обязательно оценив потенциальную доходность всех альтернативных вариантов вложения средств.

Бухгалтеру же не нужна оценка альтернатив. Скорее важными для его работы качествами можно назвать педантичность и пунктуальность. Тот факт, что бухгалтер не обладает альтернативным мышлением, ни в коем случае не является его «минусом». Люди, выполняющие различные задачи, по-разному мыслят, что абсолютно нормально.

ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА

Итак, аксиома доказана. Функции финансового менеджера и бухгалтера на предприятии, работающем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики, должны быть разделены. Один человек теоретически может выполнять обе работы, но это будет связано с немалыми трудностями для него самого, и не обеспечит руководителю возможности получать всю необходимую информацию.

Как уже было сказано ранее, финансовая деятельность предприятия разделяется на три направления. Так вот, идеальной можно назвать следующую схему управления этими направлениями: главный бухгалтер занимается бухгалтерским учетом и налогами; планирование, учет и контроль берет на себя финансовый менеджер, а финансовый директор управляет средствами всего предприятия на основе анализа данных, предоставленных бухгалтерией и менеджером. Часто в компаниях не выделяется функция финансового менеджера — финансовый директор занимается двумя направлениями. Это не настолько важно, как разделение функций бухгалтера и финансиста.

Разделения двух функций, помимо потребностей самого предприятия, требует и рынок. Важность функций, выполняемых финансовым директором достаточно велика, для того чтобы утверждать: от качества их выполнения зависит положение компании на рынке. Именно поэтому финансовые директора фактически единственные из всех функциональных руководителей отделами предприятия обычно входят в совет директоров. А для владельца бизнеса, не занимающегося управлением предприятием, финансовый директор — основное лицо, отвечающее за прибыльность его компании. Поэтому, человеку, выполняющему столь важные функции, лучше заниматься исключительно этим.

Об авторе:

    Ольга Пестрецова,
    канд. эконом. наук, доцент,
    директор консалтинговой компании
    "Центр бизнес-технологий ТОТ",
    сертифицированный бизнес-тренер, консультант.


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Как управлять компанией с помощью бюджетов? Получите финансовую модель прогнозирования для постановки целей компании и сотрудникам на семинаре «Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью».

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменовФинансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов
Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существуТвитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу
Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решенияТайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения
13 банков, которые правят миром13 банков, которые правят миром
Путь хеджера. Заработай или умриПуть хеджера. Заработай или умри

Отзывы

Олег, om@khpg.org
Мне статья понравилась.
Немного прояснились функции бухгалтера и финансового менеджера.
Спасибо
2005-05-06 17:21:13
Ответить

ольга, uralukr@ukr.net
спасибо большое!коротко и понятно
2005-05-13 15:17:31
Ответить

Андрей, fin@telenet.dn.ua
Статья замечательная! Ее бы еще и руководителям уяснить не мешало бы! Так где же их возьмеш.
2005-05-16 19:42:09
Ответить

Оксана
Уважаемая Ольга!
У меня возникло несколько вопросов по Вашей статье. Не могли бы Вы на них ответить (или прокомментировать?):

1) профессиональная компетентность - что означает "сводить баланс к единому показателю? Не могли бы Вы подсказать (в балансе, составленном по правилам любой страны - по Вашему выбору - где этот единый показатель находится? Я думаю, что это открытие - "единый показатель баланса" заслуживает на Нобелевскую премию;

2) Вы пишете, что задачей финансового директора является "...представление достоверной информации о текущем состоянии предприятия, прогноза его будущего состояния и плана действий для дальнейшего развития . Бухгалтер же не в состоянии этого сделать, поскольку он не располагает необходимой информацией". Не кажется ли Вам, что планы развития и выбор соответствующей финансовой стратегии опделеяется стратегией Компании, а не наоборот, финансовая стратегия определяет общую стратегию компании? Стратегию Компании вырабатывает руководитель (или коллективный орган руководства компанией, а не финансовый директор, не так ли? Последний (финансовый директор) выстраивает финансовую стратегию как инструмент реализации общей стратегии Компании, а не наоборот.

Ваш бухгалтер не обладает "достоверной информацией". Если под достоверностью информации Вы понимаете (как и все, кто профессионально занимается финансовой функцией в Компании) добросовестное представление, то Вы не можете не согласиться с толкованием Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, что добросовестное представление приравнивается к прозрачности. Если, в соответствии с Вашим тезисом, "...бухгалтер не располагает необходимой информацией", то возникает вопрос не о прозрачности информации, которой якобы не владеет бухгалтер, а о прозрачности бизнеса ...

3) информационная компетентность - бухгалтерские и налоговые отчеты формируются по различным правилам: налоговые - в соответствии с налоговым законодательтсвом, а бухгалтерские - в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Эти правила не совпадают (очевидно, Вы об этом осведомлены)... Информация о движении денежных средств не возникает из данных управленческого учета. Она, как и любая другая информация, отражающая трансакции Компании, регистрируется на основании первичных документов в финансовом учете (Поэтому и существует такое понятие как "первичный документ"). Текущая стоимость компании для учредителей и собственников (= для рынка) есть не что иное, как текущая рыночная стоимость чистых активов Компании (Активы - Обязательства = Капитал);
Тезис относительно ознакомления финансового директора с хозяйственным правом и способностью предложить альтернативные варианты службам финансовой отчетности, если в этом есть необходимость - альтернативные варианты предлагаются не тогда, когда следует решать вопрос платить в срок, ранее принятый на себя, а на этапе планирования сделки. Не укажите ли инструкцию, в соответствии с которой "...бухгалтер знает, что к определенной дате фирма обязана заплатить определенную сумму"? Может быть я ошибаюсь, но сроки погашения обязательств определяются договоренностями между субъектами сделки, а не инструкциями, не так ли?

4) цели - не подскажете с какого именно момента времени целью бухгалтера было соответствие финансовой деятельности предприятия налоговому законодательству?
2005-06-17 19:43:23
Ответить

Stanislav, slitvinov@findirector.com
А кто нибудь может подсказать что это за "финансовая стратегия"? Никакой финансовой стратегии в компании нет и не может быть. Есть понятие общей стратегии компании. В нее помимо прочих составляющих входит финансовая политика, но извините никак не финансовая стратегия, это нужно четко понимать. Общую стратегию компании разрабатывает и утверждает СД или правление, но никак не Топ-менеджеры.
А вообще на самом деле, статейка так себе.

Всего наилучшего!
2005-06-19 15:18:25
Ответить

Гена
ХА ХА ХА
Разбили текст в пух и прах ...
Автор наверное уже пожалел что написал.... :)
2005-07-02 13:10:46
Ответить

Владимир Пикуза, vpikuza@voliacable.com
Гена! ХХХХХХХХХХХ А!!!!!!!!
А Вы?
Хоть плевок свой в этой жизни зафиксировали?
Уверен что нет!
Уважаемые господа, извините, что ответил никому.
2005-07-02 20:12:51
Ответить

af, arsbv@mail.ru
Не согласен с выделением службы главного бухгалтера, ее не должно быть, как отдельной структуры - правильная структура ФЭС организации - департамент учета, департамент планирования и финансово-экономического мониторинга, казначейство. В таком случае удается оптимизировать бихнес-процессы и повысить эффективность ФЭС
2005-09-03 08:55:34
Ответить

Андрей, vegab@mail.ru
Да что Вы прицепились! Статья замечательная. Может быть и написана без вычитки на сооответствие МСБО, но полезность ее для представления высшему руководству несомненна.
2006-02-18 14:02:42
Ответить

Дмитрий, blurman_83@mail.ru
Уважаемая Оксана!
Не стоит заниматься "буквоедством" там, где это неуместно. По вашим замечаниям.
1. Финансовый менеджер должен достать нужную информацию из финансовых и управленческих отчётов и обработав её получить нужный показатель (либо несколько показателей). Как упоминалось в статье, такими показателями могут быть: рыночная стоимость компании, экономическая добавленная стоимость, тощо. Бухгалтеры, за очень редкими исключениями, даже не знают о существовании этих показтелей.

2. Финансовая стратегия является составной частью общей стратегии предприятия (её функциональной стратегией). Т.е. финансовая стратегия направлена на то, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами)выполнение стретегических целей компании. Следующий тезис этого пункта является в чистом виде теоретическим, т.е. теоретически он верен, а вот практически...

3. Простой пример: как проводится по бухгалтерским счетам дача взятки должностному лицу? Скорее всего прячется в "представительских расходах" или другой удобной бухгалтеру статье. Но для анализа денежных потоков нужно чётко знать, куда ушла каждая копейка. Соответственно в управленческом учёте данная операция может быть (если управоенческий учёт качественно поставлен) учтена верна, что даст возможность для объективного анализа.

4. В статье просто неудачно подобрана фраза, что Вы с удовольствием и заметили. Имелось в виду, что задача бухгалтера вести учёт по РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫМ правилам (НСБУ, МСФО, налогового учёта).
2006-10-05 13:27:38
Ответить

смотреть все отзывы на этот материал (12)

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)