Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


ІНТЕРВЬЮ | Бернд Халлир 29 ноября 2006 г.

Еврофинал-2016. Интервью с Берндом Халлиром

Материал опубликован в журнале "Новая торговля" (№7, 2006)

Немецкий теоретик ритейла Бернд Халлир предсказывает скорое поглощение украинской розницы европейскими ритейл-монстрами. Пугает, наверное...

Нет шансов?

— С чем связаны такие прогнозы? Неужели у национального ритейла нет никаких шансов?

— Шансы, конечно, есть всегда. Но даже если Украина ударится в строительство собственных сетей на все сто, отгородиться от мировых процессов вряд ли удастся. Это подтверждает и развитие ритейла в других странах.

Д-р Бернд Халлир — генеральный директор Европейского института торговли в Германии (до 1993 г. Немецкий институт торговли).
  • Инициатор создания компании Orgainvent, на основе разработок которой были созданы правила работы Европейской комиссии в мясомолочной отрасли.
  • Соорганизатор EUREPGAP/FoodPlus, создающей стандарты для отслеживания качества продовольственной продукции.
  • Председатель правления EuroShop (наибольшая международная выставка по инвестиционным товарам для розничной торговли).
  • Основатель и руководитель (с 2005 г.) Европейской академии ритейла, в состав которой сегодня входят около 67 образовательных и исследовательских организаций 23 стран мира.
  • Автор более 200 книг и статей, которые известны на всех континентах.
  • Тенденция глобализации ритейла действует по абсолютно логичным закономерностям экономики: если есть ниша, — ее нужно заполнить. Почему локальный и региональный ритейл уходит в небытие? Да потому, что просто не может конкурировать с сильнейшими западными компаниями — такими как Billa, МЕТRО, которые без особого труда захватывают пустующие пространства. Сегодня они делят между собой сферы влияния — рынки стран с менее развитой экономикой в целом и ритейлом в частности, в своих странах являясь, конечно, национальными: в Германии преобладают немецкие сети, во Франции — французские, в Англии — британские. Для них Китай, Индия — огромное поле деятельности, не сопротивляющееся изменениям и новациям, особенно хорошо организованным.

    Наш номер — 4

    — Куда направляются иностранные розничники в первую очередь?

    — Завоевав страны Восточной Европы, они направятся в Центральную. Первой и основной волне вторжения Польша, Чехия и близлежащие страны подверглись еще в 90-е годы минувшего столетия. Упомянутым выше немецким, французским и британским сетям удалось войти туда очень просто. Как результат, через 10 лет в первой десятке пищевых ритейлеров Польши уже не было ни одного польского. Та же интернационализация и модернизация ожидают Украину и Румынию лет через 10.

    В данный момент главной мишенью является Индия, под номером два — Китай, потом — Россия. Четвертым номером до прошлого года была Украина, но в связи с недавними политическими событиями и явной нестабильностью в стране ее инвестиционная привлекательность явно снизилась. Если же вы присоединяетесь к ЕС в 2007 г., то у вас есть все шансы вернуть себе законное место в этом рейтинге — 40 миллионов людей все-таки очень большой потребительский сектор.

    Что делать?

    — Чего не хватает украинским розничникам, чтобы самим превратиться в завоевателей, а не со страхом ожидать вторжения иностранцев?

    — Я думаю, что больше всего Украина и другие страны этого уровня развития нуждаются в образованном ритейл-персонале — с таким багажом знаний и умений, которого было бы достаточно для "большой" экономики. Основать один или два магазина несложно, но как открыть 50 или 100 магазинов? Как предложить не 200-300 позиций ассортимента, а 3 тыс. или 30 тыс.? Вряд ли на этот вопрос сможет ответить специалист, воспитанный в социалистические времена на очень узком ассортименте. Восполнить же должным образом пробел в образовании украинцам не позволяет замкнутый круг: подобраться к международной практике ритейла студентам и преподавателям сложно из-за отсутствия широких материальных возможностей, которые непонятно как без этого опыта могут появиться. Кроме того, в постсоветских странах ни дистрибуция, ни IT-процессы (инвестировать в которые ритейлер должен сегодня в первую очередь), ни информационные технологии не стандартизированы настолько, чтобы ставить Украину на один уровень с Западной Европой. Я думаю, что вам еще нужно около 10 лет, чтобы поднять дистрибуцию до уровня, к примеру, Польши, где сейчас проходят наибольшие интернациональные соревнования.

    "Выезжать" за счет с/х

    — А что еще нашим ритейлерам следует делать, чтобы попасть в Европу?

    Следующий шаг ритейлера — продвигать фермера, предварительно его "просветив". Фермеры, не имеющие сертификатов, не знающие стандартов и требований к поставкам международных компаний, рано или поздно потеряют работу и перестанут быть покупателями, в чем, опять-таки, украинский ритейлер никак не заинтересован.

    Более того, сельское хозяйство — это главный козырь украинского ритейлера, особенно сегодня, когда количество стран, живущих за счет аграрной отрасли, значительно сократилось — они отошли от сырья к услугам.

    Наилучшая практика — быть прибыльным

    — А что делает позицию западных ритейлеров такой сильной?

    Двадцать лет назад классифицировать потребителей было легко. В наше время одного и того же потребителя можно сегодня встретить в McDonald's, а завтра — в очень дорогом ресторане
    — Западный ритейл функционирует в нескольких измерениях: IT, логистика, человеческие ресурсы, создание корпоративной идентификации и т. д. В каждой из этих сфер есть своя наилучшая практика. Взять, к примеру, пищевой ритейл. Если у вас настолько мало работников, насколько это позволяет формат конкретного магазина, и потребитель сам берет нужный продукт с полки — это лучшая практика. Для дискаунтера. В этом случае достигается наивысшая прибыль на кв. м, но люди стоят в очереди по 20 минут. Если же у вас супермаркет — наивысший сервис, очереди задерживают покупателя не больше 2-3 минут — это тоже большое достижение.

    Все зависит от вида бизнеса, каким вы занимаетесь, но подход везде один: наилучшая практика — быть прибыльным! А для этого нужно понимать потребителя и успевать подстраиваться под него, ведь каждый день он хочет чего-то другого, нового. Это двадцать лет назад классифицировать потребителей было легко. В наше время одного и того же потребителя можно сегодня встретить в McDonald's, а завтра — в очень дорогом ресторане.

    Будущее — в точке отличия

    — Каким образом один магазин может дифференцироваться от остальных?

    — Есть по крайней мере три возможности отличиться: размер (площадь) магазина — зачастую это связано с количеством наименований/позиций товара; дизайн магазина, внутреннее обустройство, оформление; сервис: самообслуживание или предоставление большого количества услуг.

    В основе современного торгового центра лежит имитация реальной, повседневной жизни. Кино, бассейн, косметические салоны — наличие всего этого говорит о хорошем ритейл-сценарии.

    Еще один важный момент. Владелец нескольких точек должен обладать каким-либо эксклюзивным преимуществом и занять нишу за счет более качественных услуг, уникальных товаров и т. п. Сеть, состоящая из сотни объектов, должна ориентироваться на оперативный маркетинг и массовую дистрибуцию, но базисом для последнего призваны стать современные технологии, как средство оптимизации работы. Примерами таковых на Западе являются электронные коды, которыми снабжен каждый продукт, чипы для идентификации, регистрируемые компьютерами автопогрузчики на складах, тележки с дисплеем и навигацией по залу и т. п.

    Все — через эмоции

    — На чем Вы советуете делать акцент именно украинским сетям?

    — Думаю, вам нужно использовать эмоциональный аспект. Если клиент доволен, он готов покупать. А для этого нужно четко знать свою целевую группу — не только уровень дохода постоянных клиентов, но и их предпочтения. Например, в какой компании они любят проводить время, какой стиль жизни для них характерен — активный или пассивный и т. д.

    В декоре ТЦ Европа использует сейчас два направления: стилистику "а-ля натурель" и интеграцию современных технологий в дизайне. Это могут быть элементы в отделке, плакаты, фотографии, подсвеченные стены (по типу витрин) и многое другое.

    О форматах

    — В завершение разговора не могли бы Вы спрогнозировать развитие ритейл-форматов в Украине? Какой из них сейчас наиболее выгодный?

    То, какими должны быть магазины — массовыми или специализированными, зависит только от решения конкретной компании. Оба формата в ближайшие несколько лет будут развиваться очень стремительно. В Украину я бы шел только специализированным ритейлером. Здесь нужно ориентироваться на каждый регион отдельно, а не слепо следовать западным суждениям. Почему, например, Wal-Mart пришлось покинуть Германию, несмотря на то что эта компания пришла туда с уже проработанными методиками и технологиями, успешно апробованными на американском покупателе (ежегодный доход сети в США около $1 млрд.)? Ответ содержится в самом вопросе: да потому, что на американском (преимущественно цветном) потребителе. Я от всей души желаю украинским ритейлерам не повторять таких ошибок и наконец найти свой путь эффективного развития.

    Беседовала Анна Бакало


    I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

    Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

    ДЕТАЛЬНЕЕ ►


    РЕКОМЕНДАЦИИ    
       


    система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
    50 великих книг об успехе50 великих книг об успехе
    MBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управленияMBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления
    Пробуй, не зупиняйся. Коли востаннє ви щось робили вперше?Пробуй, не зупиняйся. Коли востаннє ви щось робили вперше?
    Бла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работаютБла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работают
    Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают

    Отзывы

    Отзывов нет

    Ваше имя:
    E-mail:
    Комментарий: 
     

      

    Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

    bigmir)net TOP 100
    МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
    АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
    СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
    ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

    RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
    RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


    Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
    Портал создан и поддерживается STRATEGIC

    Подписка на Менеджмент Дайджест

    Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



    Спасибо, я уже подписан(-а)