Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теория и практика

Раздел: Управление персоналом
Подраздел: Развитие лидерства
Автор(ы): Александр Туник (Санкт-Петербург), журнал "Персонал-Микс" (№3, 2004)
размещено: 05.09.2005
обращений: 25516
отзывов: 1

Есть организации, в которых вроде бы все сделано правильно, но чего-то все-таки не хватает. В них нет души, нет того, что позволяет вдохнуть в административную систему жизнь. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены на подобное серое существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой застывшей системе, и тогда вернется надежда. Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, — лидерством.
Менеджер увеличивает контроль,
уступая другим часть своей власти.

Арнолд Талленбаум

Лидерство — это не руководство, хотя лидер и может быть руководителем. Лидерство — это не менеджмент, а харизматическое руководство.

Сейчас можно говорить о смене вех: вместо уже привычного TQM (Total Quality Management) специалисты начинают говорить о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership): всеобщего лидерства на основе качества. Именно качество — ключ к конкурентоспособности.

О чем говорят теории лидерства?

На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты так или иначе используются на практике. Вот некоторые общие выводы, которые делают исследователи:

  • нет стандартного набора качеств, который должен быть присущ лидерам. В разных ситуациях эффективные лидеры проявляют различные личностные качества;

  • следуя пионерским работам К. Левина, можно выделить три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и попустительский — и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными («ориентация на человека») или на результат («ориентация на результат/задачу»). Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход);

  • вектор ориентации также может менять направление в зависимости от ситуации в группе: в полярных ситуациях — благоприятных или неблагоприятных для группы — лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в спокойных ситуациях. Однако многие авторы отдают предпочтение ориентации на человека;

  • руководителей можно обучать методам эффективного лидерства;

  • лидеры должны постоянно совершенствоваться, а также развивать подчиненных, уметь использовать свои сильные стороны так же хорошо, как восполнять пробелы в знаниях. Лидер должен пользоваться доверием окружающих, руководствоваться личными фундаментальными ценностями, органично сочетая эмоции, интеллект и деловые качества;

  • лидер должен уметь создавать внутренние и внешние сети влияния, причем часто на неформальной основе. Такие формы сетевых взаимоотношений предполагают различные союзы и партнерские отношения как внутри одной сферы деятельности, так и между отраслями, в итоге они могут приводить к формальному слиянию и объединению. Лидер должен определять и формулировать скрытый, неосязаемый потенциал организации — такой, как потенциал знания, человеческий капитал.

Место лидерства в организации

Определим сферу приложения лидерских качеств в организации. Отправной точкой нам могут послужить три концепции ли­дерства: в системе качества (СК), в психо­логии и в менеджменте.

В декларации TQM (1998), представлен­ной Группой исследования качества1, ли­дерство помещено в раздел компонентов TQM, а именно в подраздел «Сущность си­стемы менеджмента».

У. Эдварде Деминг определяет лидер­ство «как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом». Из теории известно, что лидерство — неотъемлемый компонент работы команд и групп. М. Мескон и соав­торы также относят лидерство к внутрен­ним факторам организации, а точнее, к подсистеме «люди»2.

Японские специалисты по управлению полагают, что наиболее значимое лидер­ство — это лидерство в высшем руковод­стве. Ведь как бы ни было развито лидер­ство на местах, если глава компании предпочтет здоровому риску и действию диван и газету, сколько бы подчиненные ни старались, они вряд ли смогут продви­нуться вперед.

Таким образом, лидерство — это много­аспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремя­щихся к какой-либо общей для группы цели.

Лидер — кто он?

В целом в различных источниках лидер оп­ределяется как человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит по­тенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует разви­тию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, раз­вивает командный подход к работе, чув­ство партнерства, приветствует переме­ны, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспе­чивает удовлетворение клиентов, достига­ет успехов в соревновании с конкурента­ми, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к совместному руководству, действует в соответствии с провозглашен­ными ценностями, однако может менять эти ценности, если того требует ситуация.

Лидерство и власть

Власть — это не всегда лидерство. Зато обратное, видимо, верно всегда: лидер­ство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отли­чие лидерства от простой административ­ной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Сила становится ненуж­ной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сфор­мулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нужда­ется в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Чтобы избежать со­противления, управленец должен быть сильным. Великий индийский мыслитель С. Вивекананда говорил: «Слабость по­рождает саму идею сопротивления». Руко­водитель-лидер не может быть слабым по определению.

Когда нужен лидер?

Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель дол­жен быть лидером? Большинство совре­менных авторов дают на это утвердитель­ный ответ. В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У. Эдвардс Деминг писал, что лидерство — это пуско­вой механизм работы системы качества, и без него она — скорее фикция, чем ре­альность. «Лидерство требуется для всех компонентов системы», — отмечал Деминг в предисловии к книге Г.Р. Нива «Про­странство доктора Деминга»3. И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозмож­ны. Одним из основных положений теории инновационного менеджмента является утверждение о том, что лидерство являет­ся ключевым элементом инновационного процесса и развития культуры в органи­зации. Лидерство — это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Джуран4 акцентирует внимание на том, что лидерство высшего менеджмента — это один из восьми уроков, которые усваивают успешные компании. Аналогичные взгляды выражает и Т. Конти5.

Да и в новой версии международных стандартов ISO 9000 лидерство названо одним из восьми основополагающих принципов, положенных в основу стандартов (Draft International Standard ISO/DIS 9000:2000 (E)).

Эджмен говорит, что новая, нацеленная на качество организация зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха6. Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение. По мнению Мелиссы Хорнер, сегодня лидерство — это не больше, чем определение высоты, на которую надо подпрыгнуть7.

То, что менеджер, управляющий поведением других людей, должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из современных исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Все передовые модели ведения бизнеса можно узнать по ведущей роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У. Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран, Питер Друкер8, Тито Конти и др. Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству и в меньшей степени к менеджменту на местах.

Но и это видение вопроса начинает изменяться. На конференции по управлению качеством в Будапеште проф. Кондо9 отметил: «Важность лидерства нельзя проигнорировать высшим менеджерам и менеджерам среднего звена». А Питер Сенге в одном из последних интервью отметил, что компаниям нужны три типа лидеров: лидер — руководитель компании или орга­низации, лидеры-менеджеры, которые проводят политику компании на местах, и лидеры-активисты, среди рядовых со­трудников организации, которые постоян­но поддерживают «огонь в костре» и не дают ему угаснуть, пока менеджеров нет рядом. Таким образом, можно воодуше­вить всю компанию сверху вниз и получить именно ту обратную связь, которая позво­лит непрерывно улучшать процесс день за днем10.

Итак, лидерство — это неотъемлемый элемент современной системы управле­ния, и более того, лидерство — «пусковой механизм» этой системы, это то, благода­ря чему все технические элементы, кон­цепции, принципы начинают жить.

Лидерство — компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. Ведь его отсутствие повлечет за собой значи­тельные финансовые потери и потери кон­курентоспособности. Есть мнение, что ли­дерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Что из этого получится? Нет лидерства — жестче контроль (контролировать приходится, по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе — происходит потеря ресур­сов: временных и человеческих. Нужны средства, чтобы нанять лишнего контроле­ра или организовать службу контроля; те­кучесть кадров, порожденная плохим кли­матом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. Все вместе сказывается на эффективности компании, естественно, не в лучшую сто­рону. Из этого можно сделать вывод, что лидерство служит ключом к «хорошей ор­ганизации и конкурентоспособности в гло­бальном масштабе»11.

Как стать лидером?

Как люди становятся лидерами? С опы­том, с возрастом, с образованием или от рождения?

Антонио Менегетти, известный ученый и основатель онтопсихологии, автор книги «Психология лидера», убежден, что лидер от рождения получает определенные задатки, но это не означает, что этот человек лидером станет. Чтобы стать ли­дером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизнен­ного опыта и профессионализма. Мене­гетти выделяет следующие факторы, создающие настоящего лидера из чело­века с определенными задатками:

    Первое — это культура и образование.

    Второе — это способность преодоле­вать стереотипы. Для этого нужна внут­ренняя зрелость. Лидер должен уметь подниматься над традиционными ценно­стями.

    Третье — это знание своего скрытого потенциала.

Получается, что истинное лидерство — это работа, работа и еще раз работа. Прежде всего работа над собой. А врожденные задатки лидера — это тот внутренний потенциал, который надо подчинить себе и направить в нужное русло, иначе дальше лидера дворовой команды по футболу прирожденный лидер не пойдет.

П. Сенге в своей книге «Пятая дисцип­лина: основа самообучающейся организа­ции» на вопрос «Как создаются лидеры?» отвечает: «Таких людей вообще нельзя со­здать, ибо они создают себя сами».

В заключение отметим, что ценности лидера входят в компанию, в ее культуру и остаются там даже после ухода лидера. Этот вывод прежде всего говорит о соци­альной ответственности, которую лидер берет на себя, осознает он это или нет. Он реально влияет на жизнь многих десятков, сотен или даже тысяч человек тем, что все они живут в системе, которая создана им, в системе, которая обретает и имеет смысл только благодаря ему.


    1 Izuka. Quality management in Japanese industry // General view. Private communication of Prof. H. Tsubaki from Tokyo, Japan. 1999.

    2 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менедж­мента/ Пер. с англ. М.: Дело, 1998.

    3 Нив Г.Р. Пространство док­тора Деминга. Книга 1 / Пер. с англ. Тольятти: Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998.

    4 Juran J.M. Juran on leadership for quality. An executive handbook. New York: Free Press. 1989.

    5 Конти Т. Самооценка в организациях / Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.

    6 Edgeman Rick L. Principle — centered leadership and core value development // The TQM Magazine. Vol.10, Nо3, 1998.

    7 Horner Melissa. Leadership theory: past, present and future // Team Professional Management, Vol. 3, Nо 4.

    8 Друкер П. Эффективное управление / Пер. с англ. М.: ФАИР)ПРЕСС, 1998.

    9 Kondo Yoshio. Participation and Leadership. Proceedings 44th EOQ Congress, Vol. 2. Budapest, 2000.

    10 Сенге П. Как научиться изменяться. Интервью с Аланом Вебером // Искус­ство управления, март 2000.

    11 Эллиот Жак. Лидерство в менеджменте: ключ к хорошей организации // Хрестоматия Управление Обучением. The Open University. МИМ «ЛИНК», 1994.



РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Получите стратегию развития себя и компании, 17 декабря в Киеве, на практическом тренинге Игоря Вагина «Современные тренды в управлении персоналом». Закрытая встреча собственников бизнеса и руководителей.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Что видела собака. Про первопроходцев, гениев второго плана, поздние таланты, а также другие историиЧто видела собака. Про первопроходцев, гениев второго плана, поздние таланты, а также другие истории
Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временемДрукер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем
Робота рулить! Уроки Google: правила гри у команді мріїРобота рулить! Уроки Google: правила гри у команді мрії
Корпоративный учебный центр. Создание и управлениеКорпоративный учебный центр. Создание и управление
Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналомВнутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом

Отзывы

Зоя
Вдячна за можливість познайомитися із цікавим матеріалом!!!
Для мене це було дуже потрібно!
2005-12-04 13:46:27
Ответить


Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)