КОММЕНТАРИИ | Увеличение стоимости компании 25 февраля 2008 г.

IT-проценты

Автор: Юрий Жуковский, журнал "Деловой" (№11, 2007 г.)

Увеличить стоимость компании можно не только с помощью производственного, финансового и маркетингового отделов. Силами айтишников также можно поднять цену предприятия.

На фоне происходящих процессов консолидации активов компаний многие собственники бизнеса задумываются о возможном проведения IPO в течение ближайших трех лет. Это заставляет рассматривать все процессы на предприятиях через призму поставленной цели. Однако не многие консультанты и руководители знают о том, что добиться более высокой цены акций предприятия можно, всего лишь правильно выстроив работу отдела информационных технологий.

Золотой шеф

Ведущие западные корпорации уже давно перешли к оценке эффективности своих IT-подразделений по результатам косвенной и прямой прибыли от их деятельности. Эти показатели, как правило, вычисляются на основе расчета снижения затрат и уменьшения количества рисков для работы предприятия, которые обеспечили айтишники. Также учитывается снижение времени простоя компьютерной техники и повышение эффективности работы сотрудников за счет внедрения ноу-хау.

Сегодня владельцы бизнеса осознали, что хороший технический директор — это не просто высококлассный системный администратор, но и управленец с умением вести работу отдела по канонам проектного менеджмента. Вследствие этого из обслуживающего подразделения IT-служба превращается в инструмент повышения эффективности бизнеса.

Изменились и вопросы, которые задает руководитель IT-подразделения консалтинговым компаниям и системным интеграторам. Раньше речь шла, скажем, о стоимости партии ПК, ноутбуков или развертывании ERP-подобной системы на одно рабочее место. Теперь он приходит с четким планом развития информационной инфраструктуры и просит предложить пакет мер для снижения общей стоимости владения (total cost of ownership — TCO), с тем чтобы выйти на IPO в течение 1-3 лет. То есть топ-менеджеры от IT принимают все более активное участие в отработке стратегических планов, вплотную сближаясь с финансистами.

«С выходом на рынки внешних заимствований компании обычно проходят аудит информационных систем, результаты которого учитываются при оценке бизнеса, — отмечает Александр Мельников, управляющий директор SAP Ukraine. — Поэтому правильно построенная инфраструктура имеет существенное значение для повышения капитализации компании. Каждое предприятие выбирает собственную ІТ-стратегию, направленную в первую очередь на обеспечение прозрачности бизнес-процессов для инвесторов».

Причем, как утверждают эксперты, за счет правильного внедрения технических и организационных мер можно повысить стоимость компании на 2-4%, а при достаточном финансировании — еще существеннее. Поэтому выбор подходящего специалиста на должность IT-директора, а также превращение его из наемного рабочего в единомышленника и полноправного партнера — одна из первоочередных задач руководства компании на этапе планирования IPO.

Адекватный выбор

Как показывает мировая практика, внедрение на предприятии ERP-системы «большой тройки» (SAP R/3, Oracle Business Suite, Microsoft Dynamics) повышает стоимость компании при выходе на финансовые рынки приблизительно на 3%. Ведь это понятный западным инвесторам механизм управления предприятием и свидетельство его внутренней зрелости для применения определенных инструментов.

Однако без глубокого анализа местной специфики ведения бизнеса рекомендовать внедрение любой из западных систем управления предприятием можно лишь представительствам иностранных компаний, создающихся с нуля и выплачивающих налоги у себя на родине. В любом другом случае будет масса проблем.

Айтишники, пройдя этап «сэкономим на всем и сделаем сами», затем «все иностранное — лучше», приходят к необходимости внедрения инструментов, адекватных выполняемым задачам. К примеру, для кладовщика абсолютно все равно, на базе какой системы организовано его рабочее место — «модной» западной или «примитивной» отечественной («1С», FinExpert, «Парус», «Бест»). На уровне рабочих мест персонала нижнего и среднего звена они все одинаково хорошо справляются со своими задачами. А вот стоимость одного рабочего места может отличаться более чем в 10 раз.

Совершенно иной разговор — задачи топ-менеджмента. При бюджетировании, планировании, план-фактном анализе системы «большой тройки» имеют неоспоримые преимущества. Да и квалификация топов позволяет использовать имеющиеся механизмы дорогой и продвинутой системы с большей эффективностью, чем в простых системах отечественной разработки. На таком уровне применение дорогостоящего программного обеспечения уже не просто оправданно, иногда это вопрос выживания компании на рынке.

В итоге при IPO очень многие компании избирают путь автоматизации с учетом оптимального соотношения функциональности и рыночной стоимости решений. Так, для сети супермаркетов может быть совместное использование FinExpert для работы касс магазина, «1С:Предприятие» — для бухгалтерии, складского учета, оперативного управления товарными и денежными потоками и SAP — для управленческого и финансового учета.

Наличие «солидной системы» на верхнем уровне позволяет задействовать самые передовые инструменты и заявить инвесторам об использовании ІТ мирового класса, тем самым получив вожделенные +3% при IPO. В то же время применение, например, «1С» дает возможность получать достоверную информацию, оперативно реагировать на изменение законодательства и юридической структуры предприятия, практически не затрагивая управленческого учета и финансовых потоков, обеспечивает сравнительно низкое TCO. Как говорится: и волки сыты, и овцы целы.

Решения в наших реалиях

Не менее важным аспектом при выходе на рынок внешних заимствований является состояние ПК, ноутбуков, серверов и т.д., а также наличие лицензий на программное обеспечение. Ведь согласитесь, компания, попавшая под уголовное расследование в связи с использованием нелицензионных продуктов, еще долго будет отпугивать инвесторов. Хотя не всегда в этом виновата компания.

К примеру, сотрудник на рабочем ПК установил нелицензионное ПО, и в результате проверки фискальными органами это было запротоколировано. Понятно, что за выполнением корпоративных правил работы с ПО в главном подразделении еще можно уследить, то в филиалах приезжающие время от времени IT-специалисты центрального офиса просто не в состоянии обеспечить полный контроль.

Однако с выходом компании на IPO необходимо учитывать все отечественные реалии. Для этого IT-инфраструктура должна соответствовать целому рядя требований. Центральный офис должен иметь 100-процентный контроль над всем аппаратным и программным обеспечением во всех подразделениях, в том числе удаленных территориально; нужны механизмы проведения инвентаризации всех аппаратных и программных средств компании на современном уровне; установка приложений и операционных систем должна обеспечивать прозрачный учет лицензий на ПО; аппаратные ресурсы обязаны иметь встроенные средства удаленного управления.

Еще год назад обеспечить все вышеперечисленные требования можно было либо путем достаточно сложной и дорогой настройки IT-инфраструктуры компании, часто требующей нескольких лет времени и доступной в основном транснациональным корпорациям, либо применением терминальных систем на рабочих местах пользователей.

Терминальный подход

Терминальный подход с количеством мест от 5 и более себя абсолютно оправдывает. На столе у пользователя стоит маленькая бесшумная коробочка и практически не выделяет тепла (экономим заодно на мощности системы кондиционирования), потребляет электроэнергии на уровне настольной лампочки, абсолютно не интересна для хищения и не содержит никакой коммерческой информации. Это устройство позволяет отображать на мониторе передаваемую с сервера на экран картинку любой программы (Word, Excel, 1C, Outlook, Internet Explorer, ICQ и др.), а обратно на сервер отправляет информацию о действиях пользователя — ввод с клавиатуры и мышки.

При этом все вычисления производятся централизованно на сервере, информация также хранится и архивируется централизованно. Сотрудник, сев за любое рабочее место, получает свой рабочий стол. Даже подключившись из дома через Интернет к корпоративной сети, он может выполнять свою работу.

Еще более важные преимущества несет терминальная технология для предприятий. Все приложения инсталлируются непосредственно на сервер терминалов, и у пользователей нет возможности установки новых программ без ведома сисадмина. Облегчается и задача учета используемого ПО и наличия большого количества лицензий — аудит может быть проведен в считанные минуты. Такая система обеспечивает очень высокий уровень безопасности как от вирусов и от намеренных атак с целью вмешательства в работу системы.

Отдельно следует выделить удобство оказания IT-сотрудниками помощи работникам. Администратор имеет возможность, не вставая с рабочего места, мгновенно подключиться к сеансу пользователя и, используя свои мышку и клавиатуру, в кратчайшие сроки диагностировать и устранить проблему.

Совершенно ясно, что IT-инфраструктура, построенная на основе терминальных технологий, кроме великолепной управляемости и масштабируемости, имеет более низкое TCO в сравнении с традиционными системами клиент-серверного типа. Практически идеальная картина!

Классика будущего

Хотя не все задачи бизнеса могут быть решены в рамках терминальных инфраструктур. Приложения, интенсивно использующие графику, эффективно работать в терминале не могут. Отдел рекламы, дизайнер, конструктор в системе проектирования, отдел продаж с необходимостью демонстрации анимационных роликов — это те области, где традиционные ПК необходимы. Невозможно отказаться и от парка ноутбуков у мобильных сотрудников. Основные же проблемы с ПК и ноутбуками были связаны с невозможностью управлять ими, если они выключены. К такой технике системный администратор вынужден подойти лично, что резко меняет TCO.

Некоторой панацеей выглядит технология Intel vPro, приносящая возможности удаленного управления из мира серверов в мир ПК и ноутбуков. С этой технологией техника может включаться или выключаться удаленно, администратор системы может управлять начальным этапом загрузки, подключать свои диски или корпоративные образы (копии) системы, обслуживать ПК или ноутбук удаленно и в то время, когда пользователь не работает, изолировать его в случае заражения вирусом и многое другое. Учитывая умение Intel продвигать свои технологии в массы и совершено незначительное увеличение стоимости ПК (на уровне $15-20) при ожидаемых выгодах в виде сокращения непосредственных визитов IT-специалистов к пользователям на 40% можно утверждать, что буквально через 1-2 года вся информационная инфраструктура компании должна и будет в будущем поддерживать удаленное управление. Сейчас это серверы и терминальные станции, завтра — каждый ПК и каждый ноутбук.

В итоге, основываясь на симбиозе серверов с системой удаленного управления, терминальных станций, а также ПК и ноутбуков с технологией Intel vPro появляется возможность создать полностью управляемую IT-инфраструктуру с минимальной TCO и соответствующую передовым мировым требованиям к учету и аудиту средств IT.

Тем же IPO вызвано и желание IT-служб закупать компьютерную технику Brand Name мирового (HP, Dell, IBM, Cisco) или локального (Entry, Everest, Incom) масштаба, соответствующего качества и с 3-летней гарантией.

Еще один аспект, который необходимо учитывать, — наличие основных и резервных каналов связи между центральным офисом и филиалами, а также их качество, надежность, пропускной способности, стоимости. Уже классической стала схема, при которой междугородние переговоры и переговоры с другими подразделениями ведутся с помощью IP-телефонии, городские и мобильные — через мини-АТС. Такая система позволяет существенно экономить на междугородних звонках, снижая TCO.

При выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций, будьте уверены, что стоимость акций компании на внешних рынках заимствований будет только расти.

Об авторе:

    Юрий ЖУКОВСКИЙ, аналитик информационных систем и решений компании Entry.




comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
25-26 мая 2017
Киев, БЦ «Кубик»
Закупочная логистика и управление запасами (Виктор Пузанов)
26 мая 2017
Киев, kmbs
Marketing dream-team: как построить и управлять ею? (Оксана Куликова)
26 мая 2017
Киев, БЦ "Евразия"
VIII ежегодный Форум HR-Директоров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатетьКак работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом
К черту все! Берись и делай!К черту все! Берись и делай!
ПобедительПобедитель
Тайм-менеджмент. Правильная организация времениТайм-менеджмент. Правильная организация времени


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)