Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Увеличение стоимости компании 25 февраля 2008 г.

IT-проценты

Автор: Юрий Жуковский, журнал "Деловой" (№11, 2007 г.)

Увеличить стоимость компании можно не только с помощью производственного, финансового и маркетингового отделов. Силами айтишников также можно поднять цену предприятия.

На фоне происходящих процессов консолидации активов компаний многие собственники бизнеса задумываются о возможном проведения IPO в течение ближайших трех лет. Это заставляет рассматривать все процессы на предприятиях через призму поставленной цели. Однако не многие консультанты и руководители знают о том, что добиться более высокой цены акций предприятия можно, всего лишь правильно выстроив работу отдела информационных технологий.

Золотой шеф

Ведущие западные корпорации уже давно перешли к оценке эффективности своих IT-подразделений по результатам косвенной и прямой прибыли от их деятельности. Эти показатели, как правило, вычисляются на основе расчета снижения затрат и уменьшения количества рисков для работы предприятия, которые обеспечили айтишники. Также учитывается снижение времени простоя компьютерной техники и повышение эффективности работы сотрудников за счет внедрения ноу-хау.

Сегодня владельцы бизнеса осознали, что хороший технический директор — это не просто высококлассный системный администратор, но и управленец с умением вести работу отдела по канонам проектного менеджмента. Вследствие этого из обслуживающего подразделения IT-служба превращается в инструмент повышения эффективности бизнеса.

Изменились и вопросы, которые задает руководитель IT-подразделения консалтинговым компаниям и системным интеграторам. Раньше речь шла, скажем, о стоимости партии ПК, ноутбуков или развертывании ERP-подобной системы на одно рабочее место. Теперь он приходит с четким планом развития информационной инфраструктуры и просит предложить пакет мер для снижения общей стоимости владения (total cost of ownership — TCO), с тем чтобы выйти на IPO в течение 1-3 лет. То есть топ-менеджеры от IT принимают все более активное участие в отработке стратегических планов, вплотную сближаясь с финансистами.

«С выходом на рынки внешних заимствований компании обычно проходят аудит информационных систем, результаты которого учитываются при оценке бизнеса, — отмечает Александр Мельников, управляющий директор SAP Ukraine. — Поэтому правильно построенная инфраструктура имеет существенное значение для повышения капитализации компании. Каждое предприятие выбирает собственную ІТ-стратегию, направленную в первую очередь на обеспечение прозрачности бизнес-процессов для инвесторов».

Причем, как утверждают эксперты, за счет правильного внедрения технических и организационных мер можно повысить стоимость компании на 2-4%, а при достаточном финансировании — еще существеннее. Поэтому выбор подходящего специалиста на должность IT-директора, а также превращение его из наемного рабочего в единомышленника и полноправного партнера — одна из первоочередных задач руководства компании на этапе планирования IPO.

Адекватный выбор

Как показывает мировая практика, внедрение на предприятии ERP-системы «большой тройки» (SAP R/3, Oracle Business Suite, Microsoft Dynamics) повышает стоимость компании при выходе на финансовые рынки приблизительно на 3%. Ведь это понятный западным инвесторам механизм управления предприятием и свидетельство его внутренней зрелости для применения определенных инструментов.

Однако без глубокого анализа местной специфики ведения бизнеса рекомендовать внедрение любой из западных систем управления предприятием можно лишь представительствам иностранных компаний, создающихся с нуля и выплачивающих налоги у себя на родине. В любом другом случае будет масса проблем.

Айтишники, пройдя этап «сэкономим на всем и сделаем сами», затем «все иностранное — лучше», приходят к необходимости внедрения инструментов, адекватных выполняемым задачам. К примеру, для кладовщика абсолютно все равно, на базе какой системы организовано его рабочее место — «модной» западной или «примитивной» отечественной («1С», FinExpert, «Парус», «Бест»). На уровне рабочих мест персонала нижнего и среднего звена они все одинаково хорошо справляются со своими задачами. А вот стоимость одного рабочего места может отличаться более чем в 10 раз.

Совершенно иной разговор — задачи топ-менеджмента. При бюджетировании, планировании, план-фактном анализе системы «большой тройки» имеют неоспоримые преимущества. Да и квалификация топов позволяет использовать имеющиеся механизмы дорогой и продвинутой системы с большей эффективностью, чем в простых системах отечественной разработки. На таком уровне применение дорогостоящего программного обеспечения уже не просто оправданно, иногда это вопрос выживания компании на рынке.

В итоге при IPO очень многие компании избирают путь автоматизации с учетом оптимального соотношения функциональности и рыночной стоимости решений. Так, для сети супермаркетов может быть совместное использование FinExpert для работы касс магазина, «1С:Предприятие» — для бухгалтерии, складского учета, оперативного управления товарными и денежными потоками и SAP — для управленческого и финансового учета.

Наличие «солидной системы» на верхнем уровне позволяет задействовать самые передовые инструменты и заявить инвесторам об использовании ІТ мирового класса, тем самым получив вожделенные +3% при IPO. В то же время применение, например, «1С» дает возможность получать достоверную информацию, оперативно реагировать на изменение законодательства и юридической структуры предприятия, практически не затрагивая управленческого учета и финансовых потоков, обеспечивает сравнительно низкое TCO. Как говорится: и волки сыты, и овцы целы.

Решения в наших реалиях

Не менее важным аспектом при выходе на рынок внешних заимствований является состояние ПК, ноутбуков, серверов и т.д., а также наличие лицензий на программное обеспечение. Ведь согласитесь, компания, попавшая под уголовное расследование в связи с использованием нелицензионных продуктов, еще долго будет отпугивать инвесторов. Хотя не всегда в этом виновата компания.

К примеру, сотрудник на рабочем ПК установил нелицензионное ПО, и в результате проверки фискальными органами это было запротоколировано. Понятно, что за выполнением корпоративных правил работы с ПО в главном подразделении еще можно уследить, то в филиалах приезжающие время от времени IT-специалисты центрального офиса просто не в состоянии обеспечить полный контроль.

Однако с выходом компании на IPO необходимо учитывать все отечественные реалии. Для этого IT-инфраструктура должна соответствовать целому рядя требований. Центральный офис должен иметь 100-процентный контроль над всем аппаратным и программным обеспечением во всех подразделениях, в том числе удаленных территориально; нужны механизмы проведения инвентаризации всех аппаратных и программных средств компании на современном уровне; установка приложений и операционных систем должна обеспечивать прозрачный учет лицензий на ПО; аппаратные ресурсы обязаны иметь встроенные средства удаленного управления.

Еще год назад обеспечить все вышеперечисленные требования можно было либо путем достаточно сложной и дорогой настройки IT-инфраструктуры компании, часто требующей нескольких лет времени и доступной в основном транснациональным корпорациям, либо применением терминальных систем на рабочих местах пользователей.

Терминальный подход

Терминальный подход с количеством мест от 5 и более себя абсолютно оправдывает. На столе у пользователя стоит маленькая бесшумная коробочка и практически не выделяет тепла (экономим заодно на мощности системы кондиционирования), потребляет электроэнергии на уровне настольной лампочки, абсолютно не интересна для хищения и не содержит никакой коммерческой информации. Это устройство позволяет отображать на мониторе передаваемую с сервера на экран картинку любой программы (Word, Excel, 1C, Outlook, Internet Explorer, ICQ и др.), а обратно на сервер отправляет информацию о действиях пользователя — ввод с клавиатуры и мышки.

При этом все вычисления производятся централизованно на сервере, информация также хранится и архивируется централизованно. Сотрудник, сев за любое рабочее место, получает свой рабочий стол. Даже подключившись из дома через Интернет к корпоративной сети, он может выполнять свою работу.

Еще более важные преимущества несет терминальная технология для предприятий. Все приложения инсталлируются непосредственно на сервер терминалов, и у пользователей нет возможности установки новых программ без ведома сисадмина. Облегчается и задача учета используемого ПО и наличия большого количества лицензий — аудит может быть проведен в считанные минуты. Такая система обеспечивает очень высокий уровень безопасности как от вирусов и от намеренных атак с целью вмешательства в работу системы.

Отдельно следует выделить удобство оказания IT-сотрудниками помощи работникам. Администратор имеет возможность, не вставая с рабочего места, мгновенно подключиться к сеансу пользователя и, используя свои мышку и клавиатуру, в кратчайшие сроки диагностировать и устранить проблему.

Совершенно ясно, что IT-инфраструктура, построенная на основе терминальных технологий, кроме великолепной управляемости и масштабируемости, имеет более низкое TCO в сравнении с традиционными системами клиент-серверного типа. Практически идеальная картина!

Классика будущего

Хотя не все задачи бизнеса могут быть решены в рамках терминальных инфраструктур. Приложения, интенсивно использующие графику, эффективно работать в терминале не могут. Отдел рекламы, дизайнер, конструктор в системе проектирования, отдел продаж с необходимостью демонстрации анимационных роликов — это те области, где традиционные ПК необходимы. Невозможно отказаться и от парка ноутбуков у мобильных сотрудников. Основные же проблемы с ПК и ноутбуками были связаны с невозможностью управлять ими, если они выключены. К такой технике системный администратор вынужден подойти лично, что резко меняет TCO.

Некоторой панацеей выглядит технология Intel vPro, приносящая возможности удаленного управления из мира серверов в мир ПК и ноутбуков. С этой технологией техника может включаться или выключаться удаленно, администратор системы может управлять начальным этапом загрузки, подключать свои диски или корпоративные образы (копии) системы, обслуживать ПК или ноутбук удаленно и в то время, когда пользователь не работает, изолировать его в случае заражения вирусом и многое другое. Учитывая умение Intel продвигать свои технологии в массы и совершено незначительное увеличение стоимости ПК (на уровне $15-20) при ожидаемых выгодах в виде сокращения непосредственных визитов IT-специалистов к пользователям на 40% можно утверждать, что буквально через 1-2 года вся информационная инфраструктура компании должна и будет в будущем поддерживать удаленное управление. Сейчас это серверы и терминальные станции, завтра — каждый ПК и каждый ноутбук.

В итоге, основываясь на симбиозе серверов с системой удаленного управления, терминальных станций, а также ПК и ноутбуков с технологией Intel vPro появляется возможность создать полностью управляемую IT-инфраструктуру с минимальной TCO и соответствующую передовым мировым требованиям к учету и аудиту средств IT.

Тем же IPO вызвано и желание IT-служб закупать компьютерную технику Brand Name мирового (HP, Dell, IBM, Cisco) или локального (Entry, Everest, Incom) масштаба, соответствующего качества и с 3-летней гарантией.

Еще один аспект, который необходимо учитывать, — наличие основных и резервных каналов связи между центральным офисом и филиалами, а также их качество, надежность, пропускной способности, стоимости. Уже классической стала схема, при которой междугородние переговоры и переговоры с другими подразделениями ведутся с помощью IP-телефонии, городские и мобильные — через мини-АТС. Такая система позволяет существенно экономить на междугородних звонках, снижая TCO.

При выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций, будьте уверены, что стоимость акций компании на внешних рынках заимствований будет только расти.

Об авторе:

    Юрий ЖУКОВСКИЙ, аналитик информационных систем и решений компании Entry.



I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
MBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управленияMBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления
Lift. Поднимите энергию на максимально возможный уровеньLift. Поднимите энергию на максимально возможный уровень
Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как ЛинкольнСекреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн
Искусство мыслить масштабноИскусство мыслить масштабно
Вообрази. Как работает креативностьВообрази. Как работает креативность

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)