КОММЕНТАРИИ | Карьера 5 марта 2010 г.

В свете погасшей звезды

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№9, 2010)

С одной стороны бизнес-баррикад — амбициозные руководители, лелеющие чингисхановские планы захвата рынков, с другой — опытные, мудрые и поэтому ленивые сотрудники. Что они могут дать друг другу?

В киевской компании, работающей на рынке строительного оборудования, персонал которой также не обошли прошлогодние сокращения, встал вопрос: кто останется работать на должности руководителя объединенного отдела сервиса и технической комплектации? Ответом на этот вопрос могло быть увольнение либо пожилого, благодушного «сервисника», имеющего за плечами десятилетний стаж работы в этой компании, либо беспокойного и резковатого, но быстро набирающегося опыта начальника техотдела. В данной ситуации руководство фирмы предпочло уволить благодушного «сервисника».

«В тот момент, когда перспективы были туманны и мы вообще плохо представляли себе, что будет дальше, непробиваемое спокойствие начальника сервисного отдела просто раздражало. Было ощущение, что нужно максимально напрячься и ускориться, чтобы не потерять компанию», — рассказал заместитель директора этого предприятия. — Однако со временем, когда стало ясно, что необходимость держаться на плаву — это длительный марафон, и сотрудники все чаще стали жаловаться, что они больше не могут работать с новым начальником, требующем от них работы в авральном режиме (что было необоснованно), мы поняли, что ошиблись. К счастью, наш бывший сотрудник, с которым удалось сохранить хорошие отношения, вернулся и возглавил отдел».

Во все времена умение работать, «не делая лишних телодвижений», считалось одним из приз­наков профессионализма. «Особенно это было заметно, когда в студенческие времена мы работали в стройотряде. Поражала ловкость и экономность движений профессиональных строителей — маляров, штукатуров. Пока мы двадцать раз прыгали туда-сюда, то за раствором, то за валиком, они умудрялись закончить комнату. В бизнесе мне тоже встречались такие люди — умеющие все делать оптимально», — рассказала Ольга Киричук, начальник отдела сбыта ООО «Фиора» (полиграфические услуги, штат 19 чел.)

Ничего лишнего

Опытные сотрудники, которые не отличаются ретивостью и лихостью при выполнении поручений руководства, не заинтересованы в покорении карьерных вершин и не способны создавать видимость бурной деятельности, все же могут быть весьма полезны. Во-первых, они могут проявить себя отличными наставниками, — им самим это позволяет получить необходимое признание и удовлетворить потребность в поддержании преемственности, а компания решает вопрос обучения молодых специалистов (подробнее о наставничестве — см. «На путь истинный», «ВД» №1-2, 2008 г.).

Во-вторых – они могут выступать в качестве экспертов, при решении сложных производственных задач. Их опыт, житейская мудрость, умение выделять главное и видеть «подводные камни» там, где их обычно не видят энтузиасты, делает из таких сотрудников незаменимых консультантов. Кроме того, такие специалисты могут неплохо зарекомендовать себя и в работе над краткосрочными проектами – ведь это позволяет им «взбодрится» и на время забыть про свой обычный скепсис и лень, дает возможность расширить разнообразие методов и схем работы и даже почувствовать прилив новых сил.

И, наконец, они могут просто выполнять свои обязанности на позициях начальников среднего звена и на тех должностях, которые не предполагают значительного карьерного роста.

Так что в целом, по мнению Андрея Кривокорытова, генерального директора группы компаний Brain Source International (рекрутинг, подбор персонала, консалтинг, аутсорсинг), в компаниях, руководители которых не склонны к тотальному контролю, а придерживаются весьма взвешенной точки зрения о том, что главное — результат, профессионалы чувствуют себя вполне комфортно. «Для ленивых, но эффективных сотрудников, всегда найдется компания, которая их оценит. Тем более что человек, который привык работать хорошо, скорее всего, не сможет работать плохо», — поделился г-н Кривокорытов. Ну а способы, с помощью которых достигается желаемый результат, не так важны. К примеру, в сфере рекрутинга «консультанты выбирают приемлемый для себя стиль. Кто-то проводит много встреч с соискателями, кто-то — предпочитает решать большинство вопросов по телефону. Иными словами, один может проделать массу работы, чтобы добыть алмаз, а другой просто знает, где он лежит. Он просто делает два-три телефонных звонка и добивается такого же результата», — пояснил Андрей Кривокорытов.

Все не так!

Но что же мешает руководству оценивать по заслугам такой подход к решению производственных задач? «Дело в том, что работодателей отпугивает независимость и самодостаточность таких сотрудников», — считает Олег Сафонов. То, что они знают себе цену, делает их менее покладистыми и послушными (подробнее об отношении работодателей к сверхквалифицированным сотрудникам — см. «Горе от ума», «ВД» №22, 2008 г.). «Такие профессионалы уже не могут и не хотят относиться к делу увлеченно, они не вдохновляются сами и не могут вдохновлять других, у них нет той самой искорки в глазах, которая позволяет выполнять невыполнимое. При этом ожидания таких сотрудников явно завышены: они ждут льгот, бонусов, повышений. Поэтому иметь в штате опытных, но «перегоревших» специалистов как минимум невыгодно и как максимум — вредно», — считает Оксана Патюля, HR-консультант рекрутингового агентства «Best Service» (штат — 9 чел.).

Однако Сергей Донцов, HR-консультант, оспаривает эту точку зрения. «Уставшие» профи благодушны, уверены в своих силах, но делают только то, что считают необходимым. Они ищут наименее трудозатратные пути решения бизнес-задач. А иногда вообще не берутся за выполнение тех дел, которые кажутся им малоперспективными или требующими излишних усилий», — объяснил свою позицию г-н Донцов. Это и является основной проблемой управления этими сотрудниками — ведь мнения руководителя и специалиста по поводу важности того или иного поручения могут кардинально различаться (подробнее об отличиях эмоционально «выгоревших» и «уставших» профи — см. бокс «В чем разница?»).

В чем разница?

Поэтому «уставшие» профессионалы плохо приживаются в молодых компаниях, бизнес которых держится на энтузиазме сотрудников, избегают они и иностранных корпораций с их строгими правилами.

Впрочем, это отсутствие интереса можно назвать взаимным. Ведь представители бизнес-структур, которые можно отнести к этим типам, также не заинтересованы в привлечении таких сотрудников.

Со своими мерками

«Как правило, появляется усталость и проходит энтузиазм к работе от однообразия функций, монотонности и рутины, сотруднику становится скучно, «тесно», неинтересно; отсутствует чувство причастности к компании и перспектива профессионального роста. На начальных стадиях «потери мотивации» шансы открыть в работнике второе дыхание высоки. Если отсутствие интереса к работе у отдельных сотрудников стало привычкой, то избавить коллектив от таких людей будет даже полезно. Если же это одна из ключевых фигур для компании, то за нее стоит «побороться», — считает Юлия Дуда, директор львовского офиса кадрового холдинга «АНКОР».

Еще один способ, к которому прибегают дальновидные руководители, чтобы сделать работу «уставших профи» более продуктивной — это предоставление возможности работать по свободному графику.

«Я давно замечал, что мне намного проще сосредоточиться и тщательно продумать все необходимые шаги по работе над проектом вне офиса. Поэтому на этом этапе я просто беру все необходимые бумаги и на день-два еду к себе на дачу или, если погода позволяет — в лес. Многим это казалось странным, но потом все привыкли. От работы нужно уметь получать удовольствие, иначе твое напряжение и нервозность передается всем вокруг и причиняет массу неудобств: плохо отражается на самочувствии, становится причиной непродуманных действий и досадных ошибок», — поведал Сергей Богачев, менеджер проектов НПП «Штром Украина» (экспериментальное производство, дистрибуция и продажа светотехнического оборудования, штат — 45 чел.).

Однако если руководство негативно относится к подобным маленьким слабостям и не позволяет таким сотрудникам проводить профилактику эмоционального выгорания своими, привычными методами, даже такие «крепкие орешки» оказываются подвержены демотивирующим факторам (подробнее — см. «Удержим или уволим», «ВД» №13, 2008 г.).

Иногда самомотивации бывает недостаточно, и для того, чтобы такие профессионалы выглядели менее «уставшими», могут потребоваться довольно активные действия со стороны. «Главное, для поддержания рабочего энтузиазма — вовлечь сотрудника в деятельность компании, сохранить интерес, разнообразить рабочие будни», — уверена Юлия Дуда.

И тогда «погасшие звезды» смогут светить еще долго и ярко.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
29-30 июня 2017
Киев, Нивки-Холл
Управленческий учет: стратегия управления компанией (Елена Павлова)
30 июня 2017
Одесса, Brain & Lemons
Курс "Речь Лидера. Ораторское искусство" (Ксения Селина). -50% для первых 4-х участников
4-6 июля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Школа Продавца (Наталья Дегтярева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?
Как оказывать влияние. Новый стиль управленияКак оказывать влияние. Новый стиль управления
Кради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiстьКради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiсть
Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полусловаИскусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова
Преврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностьюПреврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностью


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)