Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Подработки сотрудников 25 ноября 2011 г.

С миру по нитке

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№42, 2011)

Не успевающие за ростом цен зарплаты стали причиной того, что все больше наших сограждан пытаются, помимо основной работы, обеспечить себе дополнительный заработок. И все больше работодателей вынуждены относиться к этому с пониманием.

Власть денег (№42, 2011)
Основная причиной, которая заставляет работодателей сквозь пальцы смотреть на подработки своих сотрудников, — отсутствие возможности выплачивать или повышать зарплату, которая бы соответствовала опыту, возможностям и потребностям их замечательных сотрудников. По данным компании WST-Сonsulting, 65% наших работающих соотечественников в течение последних трех лет хоть раз выполняли заказы не по основному месту работы, а 25% — регулярно ищут возможность для дополнительного заработка. При этом немало производственных конфликтов возникает из-за взаимного нежелания как работников, так и работодателей находить в этом вопросе компромиссы. Обиженные работники считают, что претензии работодателя обусловлены его ущемленными собственническими инстинктами, а обиженные наниматели утверждают, что обнаглевшие сотрудники бессовестно тратят оплачиваемое им время или используют ресурсы, которые являются собственностью ком­пании.

Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что дело тут не столько в самом факте «левой» деятельности, сколько в том, что и как делают работники «на стороне». Именно по этому критерию подработки легко разделить на три вида: приносящие вред компании, безобидные и, наконец, те, которые могут быть даже полезны для профессионального развития сотрудника. Впрочем, умелые управленцы умудряются извлекать выгоду из любых ситуаций, в том числе и из таких, где, на первый взгляд, видны лишь одни убытки.

Что-то вроде хобби

К самой невинной категории любителей дополнительного заработка относятся те, кто ищет и находит возможность совмещать свою основную работу с занятиями, больше напоминающими хобби — рукоделием, изготовлением украшений, росписью матрешек и прочими «народными промыслами». Разумеется, к таким занятиям работодатели обычно относятся вполне лояльно.

Впрочем, даже такие, казалось бы, бесполезные для бизнеса навыки и умения сотрудников могут стать поводом для ин­тересных идей по командообразованию (проведение «дней хобби», мастер-классов), возможностью обеспечивать клиентов, партнеров и сотрудников компании оригинальными подарками ручной работы. Так, к примеру, в компании «Атолл-люкс» (туристическое агентство, штат — 25 чел.), по словам ее директора Сергея Задорожного, увлечение менеджера по рекламе изготовлением мыла ручной работы решило проблему поиска подарков для женской части коллектива на 8 Марта.

Еще одним видом подработок, отношение к которым у работодателя может ранжироваться от вполне терпимого до поощряемого, является научная, консалтинговая и педагогическая деятельность, которая способствует повышению квалификации сотрудника. Так, каждый консалтинговый проект приносит что-то в копилку опыта его исполнителя, а к примеру, преподавательская деятельность позволяет не только сформировать навыки работы с аудиторией и публичных выступлений, но и по-иному, более системно посмотреть на все процессы, происходящие в компании. И, конечно же, быть в курсе последних тенденций, новых идей и технологий, появляющихся в отрасли. При этом необходимость иногда переключаться на другой род занятий может быть компенсирована неожиданными преимуществами подобного совместительства.

Чтобы компания могла получить выгоду от преподавательской и научной деятельности своих сотрудников, наши эксперты советуют привлекать их к обучающим проектам в компании, мероприятиям для дилеров, работе на выставках, участию в конференциях, подготовке публикаций в отраслевых журналах. Подобная деятельность позволяет добавить импозантности имиджу компании, а также значительно сэкономить на оплате работы внешних тренеров (подробнее об органи­зации обучения силами сотрудников см. «Себе на уме», «ВД» №12, 2009 г.).

Рекорды «совместителей»

  • Таксист Виктор Афонин стал единоличным издателем газеты «Чертова дюжина», в которой публиковал анекдоты и истории, услышанные им во время поездок от пассажиров. Благодаря своему дополнительному занятию находчивый шофер попал в Книгу рекордов Гиннесса.

  • Преподаватель экономики одного из киевских вузов умудрился работать одновременно в четырех учебных заведениях, в редакциях двух научных журналов и в консалтинговой компании. Если бы он ежедневно формально «отсиживал» все положенное время на каждом рабочем месте, то на это ему потребовалось бы не менее 46 часов.

  • На самое большое количество работ одновременно мог бы претендовать йеменский чиновник, который умудрился одновременно числиться в штате и получать зарплату в 35 различных учреждениях.

Конкурентоориентированность

Однако далеко не все подработки сотрудников могут быть во благо компании. По­­этому вопрос, как обезопасить свой бизнес от тех, кто в силу разных причин нуждается в увеличении заработка, является особенно острым. Ведь, как ни печально это признавать работодателю, по данным различных анонимных опросов, три четверти сотрудников «всегда готовы» принять более заманчивое предложение конкурентов.

К сожалению, прямые запреты и ограничения на подработки в виде обязательств о неразглашении коммерческой информации, запрете работы на конкурентов в течение определенного времени после увольнения и прочие подобные документы, работают плохо, так как носят скорее декларативный характер и являются средством психологического давления — неким «предупреждением» относительно того, какие действия будут крайне неодобрительно восприняты руководством. При этом работодатели ограничены в способах дать достойный отпор любителям «левого» заработка. Ведь «возможность работать по совместительству прописана в КЗоТе, а любые санкции рассматриваются как покушение на свободу труда», — рассказывает Илья Карамушкин, руководитель департамента ООО «Этикс» (юридические услуги, штат — 28 чел.).Поэтому управленцы вынуждены искать более либеральные способы борьбы с любителями подработок.

По мнению бизнес-тренера Олега Сафонова, желательно заранее, еще на этапе приема на работу обсуждать необходимость уведомлять работодателя о выполнении каких-либо работ по совместительству. Ну а в каждом конкретном случае такой разговор может стать хорошим поводом к контрпредложению заработать больше в рамках компании, увеличив круг обязанностей либо увеличив рабочее время для такого сотрудника. Главное в этой ситуации — определить, что выгоднее: ввести административный запрет или искать компромисс.

Если же сотрудник оповещает руководство о том, что он получил предложение от конкурентов участвовать в проекте или выполнить какую-либо часть работы для партнеров, в таких случаях стоит подумать — могут ли оказаться полезными для компании налаженные связи такого сотрудника с конкурентами: начиная от необходимой в некоторых ситуациях взаимопомощи и заканчивая «шпионскими» поручениями.

Эх, раз да еще раз…

В других случаях, когда сотрудник не связывается с конкурентами, хотя и выполняет какие-либо работы по основной специальности, работа по совместительству может отвлекать его от основной. Но стоит ли жестко пресекать подобные поползновения?

По мнению наших экспертов, главным критерием того, стоит или не стоит применять карательные меры, может быть только один — справляется ли сотрудник со своей основной работой. Если ответ на этот вопрос положительный, жесткая реакция руководителя может лишь создать дополнительные проблемы, связанные с необходимостью замены работо­способного сотрудника и формированием атмосферы тотального недоверия. Особенно учитывая, что сотрудники, которые имеют дополнительные источники дохода, в критический момент могут проявить бльшую лояльность к компании, чем те, у кого таких источников нет.

В некоторых ситуациях, особенно если компания испытывает финансовые трудности, но имеет крепкую корпоративную культуру и хочет сохранить команду, подобный подход целесообразен. Однако, для того чтобы сотрудники не переходили границы приличий, Олег Сафонов советует установить общие для всех правила, согласно которым к сотруднику могут быть применены определенные санкции (к примеру, в виде штрафа), если будут задерживаться сроки выполнения работ, снизится качество или эффективность труда либо будут неправомерно исполь­зоваться ресурсы компании.

Еще один вариант, без жестких мер ограничивающий излишнее усердие сотрудника-совместителя, — испытательный срок, во время которого работник находится под пристальным вниманием руководства. Впрочем, реакция руководителя в боль­­шинстве случаев зависит от его личных взглядов, установок и позиции, осно­ванной обычно на позитивном или не­гативном опыте общения с «совместителями».

И в том случае, если руководитель намерен любыми способами не допустить «левых» заработков, ему придется вплотную заняться организацией неусыпного контроля над сотрудниками. Вести учет времени прихода, ухода и количества поездок с указанием цели и места пребывания; вести учет трафика, проверять жесткие диски компьютеров, электронную почту; исключить возможность использования бланков договоров и ведения расчетов с клиентами за наличные, а также периодически организовывать контрольные закупки с помощью проверенных знакомых или специально нанятых людей.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступкиКак очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки
Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?
Убедительное письмо. Как использовать силу словУбедительное письмо. Как использовать силу слов
Пробуй, не зупиняйся. Коли востаннє ви щось робили вперше?Пробуй, не зупиняйся. Коли востаннє ви щось робили вперше?
Можливо все!Можливо все!

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)