СМК — для собственника

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Фрагмент из книги Виталия Елиферова "Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни"
размещено: 11.08.2006
обращений: 6485

Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни (Виталий Елиферов)
ДЕТАЛЬНЕЕ О КНИГЕ
Прежде чем начать убеждать кого-либо, необходимо ответить себе на вопрос: «Что является главным для убеждаемого?»

Для собственников (инвесторов, совладельцев бизнеса), как правило, определяющий фактор — прибыльность бизнеса. В зависимости от целей собственников прибыльность может рассматриваться в краткосрочном или долгосрочном периоде. В соответствии с этим следует выстраивать систему менеджмента качества. Обратимся к стандарту МС ИСО 9001:2000, п. 5.3 «Политика в области качества»:

    Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что Политика в области качества соответствует целям организации.

То есть все действия организации в части разработки и внедрения системы менеджмента качества должны соответствовать целям организации, установленным ее создателями (собственниками, акционерами или инвесторами), а в число показателей результативности процессов (в том числе и процесса управления всей организацией) должны быть включены экономические показатели, которые установили собственники бизнеса для организации в качестве целей.

Собственникам, так же как и директору, нужно иметь прозрачную и определенную систему управления организацией*.

Стандарт МС ИСО 9001:2000 определяет необходимость достижения результативности процессов организации, а стандарт МС ИСО 9004:2000 — эффективности процессов организации. В данном случае можно определить эффективность организации как соотношение полученного результата к величине ресурсов, затраченных на получение этого результата. Другими словами, стандарты ИСО серии 9000 требуют от руководства организации повышения экономической эффективности ее деятельности, что совпадает с потребностями собственников и инвесторов.

Получение организацией сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта МС ИСО 9001:2000 символически означает вступление организации в некое подобие «клуба для избранных». Сертификат становится «пропуском» в мир лучшего международного бизнеса и средством получения доступа к участию в самых выгодных тендерах.

Исследования о том, что дает сертификация систем качества**, проводились сотрудниками четырех бизнес-школ США и Испании по следующей методике:

  1. для оценки использовались показатели:
    1. рентабельность на активы в процентах (ROA — Return On Assets);
    2. оборачиваемость активов (Sales/Assets) в процентах;

  2. итоги подводились за шестилетний период: год получения сертификата (t), два предыдущих года (t - 1, t - 2) считались как годы подготовки, три последующих года (t + 1, t + 2, t + 3) — годы действия сертификата;

  3. из 21 482 сертифицированных компаний было выбрано: по химической промышленности — 74, офисное и компьютерное оборудование — 132, электроника — 167 компаний;

  4. для контрольной группы выбирались компании, близкие по указанным параметрам к сертифицированным компаниям за два года до сертификации последних, поэтому начальные точки графиков совпадают.

Для компаний химической промышленности получились следующие результаты.

Сравнение финансовых показателей сертифицированных и несертифицированных компаний химической промышленности

Рис. 3.1. Сравнение финансовых показателей сертифицированных и
несертифицированных компаний химической промышленности

На рис. 3.1 преимущества сертифицированных компаний выглядят очевидно, но нельзя приписывать весь успех в финансовой деятельности последствиям сертификации систем качества по стандартам ИСО 9001(2)(3).

Скорее всего, при подготовке и прохождении сертификации систем качества, компании вводили новшества и изменения в свою деятельность, что помогало им, по крайней мере, сохранить рыночные позиции, в то время как компании в контрольной группе эти преобразования не вводили и теряли темпы развития.

Установить однозначную причинно-следственную связь между сертификацией систем качества компаний и финансовыми результатами достаточно сложно, так как на подготовку и прохождение сертификации систем качества изначально решались компании, менеджмент которых был более активен в преобразованиях, более готов к ним, а топ-менеджеры в большей степени ориентировались на будущее, чем в тех, которые не стали готовиться и проходить сертификацию. Тем не менее сертифицированные компании в ходе подготовки к сертификации произвели упорядочивание своей деятельности, что заметно отразилось на всех графиках по всем отраслям промышленности. Уже в годы, предшествующие сертификации (t - 1 и t - 2), эти компании имели существенно лучшие результаты, чем те, которые не проходили такую подготовку.

Примечание. В оригинальном материале, размещенном на официальном сайте международной организации по стандартизации (www.iso.ch), также можно найти более подробную информацию о компаниях-производителях офисного и компьютерного оборудования и электроники. Также, кроме указанных показателей, в статье приведены данные по величине коэффициента Тобина и рентабельности продаж.

Фрагмент книги Виталия Елиферова "Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни" любезно предоставлен издательством "Вершина".


    * В данном материале не рассматриваются случаи, когда собственники, нарушая все законы менеджмента, пытаются вести оперативное управление организацией через голову директора и топ-менеджеров. Такая ситуация, несмотря на ее распространенность в России, — исключение в мировой практике. Неквалифицированное вмешательство инвесторов (людей, которые хорошо умеют считать деньги) в технические и кадровые вопросы организации, как правило, заканчивается очень печально для организации и топ-менеджеров. Вопросам распределения полномочий и обязанностей между собственниками и наемными менеджерами посвящено достаточно много литературы по менеджменту, поэтому подробное описание способов разрешения таких конфликтов не входит в задачу данной книги.

    ** Исследования проводились на основе финансовых показателей компаний за 1990-1997 гг., в то время использовался термин «системы качества».



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ПО ТЕМЕ:
25-26 мая 2017
Киев, БЦ «Кубик»
Закупочная логистика и управление запасами (Виктор Пузанов)
27-28 мая 2017
Харьков
ПЕРЕЗАГРУЗКА 2.0. Бизнес-конференция на основе реальных кейсов
8 июня 2017
Киев
Экспорт в Китай. Практика. Схемы. Возможности

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Как оценить бережливость вашей компании. Практическое руководствоКак оценить бережливость вашей компании. Практическое руководство
Как делать большие деньги в малом бизнесе. Неочевидные правила, которые должен знать любой владелец малого бизнесаКак делать большие деньги в малом бизнесе. Неочевидные правила, которые должен знать любой владелец малого бизнеса
Чего хотят потребители. Использование результативных инноваций для создания прорывных продуктов и услугЧего хотят потребители. Использование результативных инноваций для создания прорывных продуктов и услуг
Внедрение бережливого производства. Практическое руководство по оптимизации бизнесаВнедрение бережливого производства. Практическое руководство по оптимизации бизнеса
Новая экономикаНовая экономика


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)