РЕЦЕНЗИИ | Статья о книге 14 февраля 2012 г.

Идеи и обстоятельства, превращенные в бизнес

Автор: Марина Эфендиева
Источник: BFM.ru

В книге «Как все начиналось» издательства «Эксмо» рассказаны занимательные истории стартапов, которые превратились в известные всему миру компании с многомиллионными оборотами. Про Apple, Yahoo!, PayPal, RIM рассказывают их основатели.

Как все начиналось. Apple, PayPal, Yahoo! и еще 20 историй известных стартапов глазами их основателей (Джессика Ливингстон)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Название книги «Как все начиналось» Джессики Ливингстон говорит само за себя. Здесь читатель найдет истории двадцати с лишним известных во всем мире компаний, которые начинались с желания что-то делать. Основателями успешных стартапов не всегда становятся люди, уверенные, что им надо действовать так или иначе. Успеху любого начинания, как видно из приведенных рассказов, способствует множество факторов: от правильного выбора партнеров до чистого везения.

Книга предназначена людям, собирающимся начать собственный бизнес в технологической сфере, да и просто тем, кто интересуется историей успешных IT- и интернет-стартапов.

«Как все начиналось» — это, по сути, сборник откровенных интервью, которые автор провела с людьми, без которых не было бы нынешних лидеров технологического рынка. Сама Джессика Ливингстон обладает собственным опытом в этой области — она является одним из основателей созданного в Калифорнии в 2005 году бизнес-акселератора Y Combinator. Бизнес-акселератор — это особая форма предоставления инфраструктурных услуг на рынке венчурных и посевных инвестиций. Он занимает нишу между бизнес-ангелами и крупными венчурными фондами, инвестируя небольшие суммы сразу в несколько проектов и оказывая консультационную поддержку. Деятельности Y Combinator Ливингстон посвятила отдельную главу своей книги.

Сплоченная команда — половина успеха

Далеко не каждый будущий предприниматель сразу осознает, чем именно он хочет заниматься, и какая деятельность в итоге сможет перерасти в настоящий бизнес. Показательна история компании PayPal. Сегодня об этой платежной системе знают практически все, а ведь ее создатели изначально собирались заниматься совсем другими вещами.

Компания PayPal была учреждена в декабре 1998 года выпусником колледжа Максом Левчиным и менеджером хедж-фонда Питером Тилем. Она сменила несколько направлений деятельности — от разработки программного обеспечения для аутентификации пользователей до системы перевода денежных средств с помощью PDA, прежде чем нашла свою нишу на рынке электронных платежных систем. Соучредитель PayPal Макс Левчин не хотел руководить компанией: он собирался только писать программный код. И когда ему понадобился партнер, который взял бы на себя обязанности генерального директора будущей компании, Левчину повезло: Питер Тиль, который уже согласился инвестировать в идею Левчина деньги, согласился занять пост генерального директора.

На пути становления в команде PayPal произошло несколько серьезных перестановок, стартапу пришлось пройти множество испытаний и при этом выжить. «Сплоченная команда — половина успеха. Возможно, еще важнее иметь хорошего соучредителя», — уверен Макс Левчин.

Распределение ролей

Пример Apple, пожалуй, наиболее показателен среди компаний, у основания которых стояли два человека: технический гений и гениальный менеджер. Об Apple написано много, история компании стала особенно интересовать общественность после смерти Стива Джобса, ее главного идеолога и лица. Джобса знают многие. Гораздо меньше людей вспоминают о скромном «ботанике» без управленческих амбиций, без которого Apple никогда бы не было. А если бы и была, то это была бы совсем другая компания.

О том, как начиналась история Apple, в книге Джессики Ливингстон рассказывает Стив Возняк. Не многие знают, что будущий напарник Джобса в далеком 1970 году сам собрал первый компьютер, аналогичный первому микрокомпьютеру Altair — просто из интереса (Altair был создан и начал продаваться через каталоги лишь в 1974 году). Apple I — первый компьютер Apple — был выпущен в 1976 году. Тогда же Apple получила финансирование и была официально зарегистрирована. При этом Стив Возняк серьезно сомневался — стать соучредителем Apple или остаться на работе в Hewlett-Packard.

Все решил звонок Аллена Баума [товарищ Возняка и конструктор процессоров в Apple], который сказал: «Подумай, ты можешь основать компанию Apple, войти в состав ее команды и разбогатеть, а можешь создать компанию, остаться в ней инженером и тоже разбогатеть». После этого Возняк решил: «Хорошо, я создам компанию и останусь просто инженером». На следующий день Возняк уволился из Hewlett-Packard.

Остальное вы знаете: благодаря гениальной маркетинговой хватке Стива Джобса и его управлению Apple добилась успеха. Стив Возняк при этом никогда не стремился занимать руководящие посты: он занимался тем, что было ему интересно — техническими решениями.

«Все мои лучшие достижения в Apple стали результатом того, что: во-первых, у меня не было денег, а во-вторых, я никогда не делал этого раньше», — признался Возняк.

Успех — это наполовину везение, а наполовину готовность к тому, что вам повезет

Готовность подхватить идею и приступить к ее реализации в любой момент — то, что объединяет большинство успешных стартаперов. Недостаточно быть просто талантливым инженером, как Стив Возняк или отличным программистом. Одного менеджерского чутья тоже недостаточно.

«Возможности порождают новые возможности», — считает соучредитель компании Excite Джо Краус. В 1993 году он вместе с пятью однокурсниками из Стэнфордского университета основал Excite,начав с разработки программного обеспечения для поиска информации в Интернете. В конце 1990-годов Excite был четвертым по популярности в мире.

В своем рассказе Краус множество раз повторяет: «нам повезло», «это было счастливое стечение обстоятельств», «удивительная и счастливая последовательность событий». Один звонок или вовремя прочитанная книга может решить дальнейшую судьбу бизнеса. Необходимо учиться видеть и понимать, когда судьба предоставляет очередной шанс. «Очень важно быть готовым извлечь максимум из неожиданно предоставляющихся возможностей», — уверен Краус.

Читая истории компаний, которым удалось завоевать мир, сделать собственные выводы довольно легко. Все совершают ошибки, но кому-то их удается исправить, получив полезный опыт, а кто-то теряет бизнес. Сложные взаимоотношения с инвесторами, интриги конкурентов, ошибки программ, недостаточно зрелые идеи и масса других опасностей, угрожающих бизнесу встречаются на пути каждой компании. Опыт основателей самых известных компаний говорит о том, что все это преодолимо. Книга «Как все начиналось», наверняка будет полезна начинающим предпринимателям, желающим понять, «как делаются большие дела».

Пожалуй, лучшее описание книги Джессики Ливингстон дал один из создателей технологической платформы Yahoo! Джереми Заводны: «Занимательная, вдохновляющая и душевная книга. Ее следует прочесть каждому, кто хочет знать, что такое настоящие IT-компании».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое делоПродуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить
Год личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собойГод личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собой

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)