РЕЦЕНЗИИ | Дайджест книги 13 марта 2015 г.

Разноцветный менеджмент (дайджест издания)

Автор: Оксана Тодорова
Источник: Ассоциация Корпоративных Медиа Украины

Эта книга — кладезь инсайтов, на моей книжной полке она самая «вкусная» и особенная. Очень ресурсная и необычная: научная, популярная, умная и с юмором. Она, словно добрый приятель и одновременно мудрый наставник. Если вы стремитесь к развитию, вы сможете почерпнуть из нее подсказки для роста.

Разноцветный менеджмент. Эволюция мышления, лидерства и управления (Валерий Пекар)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Впервые с теорией "Спиральная динамика" я познакомилась в 2008 году, на Бизнес-форуме «Инновации в коммуникациях». Валерий Пекар в своем особом стиле — убедительно и увлеченно рассказал ключевые моменты теории. Признаюсь, что тогда я мало что запомнила, но очень заинтересовалась. После этого перечитала несколько статей, побывала на многочисленных мастер-классах Валерия Пекара, встрече с Анатолием Баляевым и Спиральная динамика основательно инсталлировалась в мой мозг. Она стала способом мышления, инструментом для принятия решений, драйвером для личной эволюции, ключом для объяснения межличностных конфликтов, ответом на многие вопросы из экономической и политической сферы, базой для понимания жизненного цикла организации, стимулом для развития гибкости мышления, индикатором в подборе персонала и выборе бизнес-партнеров и даже проводником в вопросах воспитания ребенка. Также Спиральная динамика открыла возможность развивать качества нового уровня, уменьшать энтропию, повышать энергетику, расширять степень свободы. В итоге я включила изучение теории во все свои курсы на тему бизнес-коммуникаций в личной практике и в университетской программе. Поэтому выход книги «Разноцветный менеджмент. Эволюция мышления, лидерства и управления», насыщенный кейсами, цитатами и врезками и новыми гранями практического применения теории, стал приятным и важным событием. Предлагаю вашему вниманию небольшой дайджест. Конечно, книга дает несравненно больший объем глубину погружения, поэтому все-таки рекомендую после прочтения этой «выжимки» обратиться к первоисточнику.

* * *

Человеческое мышление, утверждает интегральная динамика, постепенно развивается от одного сбалансированного состояния к другому, и каждая стадия является основой для следующей. Для каждой стадии развития личности характерен определенный способ восприятия и постижения мира (парадигма мышления): все, что происходит с человеком и вокруг него, он пропускает через фильтр своего восприятия. То, что не соответствует парадигме, просто не воспринимается (вспомним, как нам не удавалось донести до другого человека свою мысль или как наши благие намерения бывали превратно восприняты). Разные парадигмы мышления — это разные способы приспособления к реальности, у каждой своя модель религии, политики, семейной жизни, управления, экономики, войны и мира. Они характерны как для отдельного человека, так и для коллектива и даже больших социальных систем. Но это лишь модель, и как всякая модель, она ограниченна, однако практически полезна.

Парадигмы мышления не бывают добрыми или злыми, хорошими или плохими. Они отражают способ, как мы думаем, а не во что мы верим или что ценим. На основе наших ценностей мы совершаем хорошие или плохие поступки, а парадигмы являются способами преобразования наших ценностей в поступки.

Каждая последующая парадигма мышления — это большая свобода, большая структурность (меньшая энтропия), более высокая степень рефлексии, больший энергетический потенциал, меньше жесткости, больше творчества, меньше принуждения, больше выбора и т. д.

В свете последних достижений нейрофизиологии метафора «протоптанных тропинок» в нашем мозге оказывается вовсе не метафорой. Нейронные связи имеют разную прочность, и часто используемые связи прочнее редко используемых. Используя какую-то связь (неврологический паттерн) множество раз мы упрочняем ее, неиспользуемые — ослабляются. Поэтому восприятие мозгом мира не пассивный процесс приема сигналов, а их активная интерпретация. Получается, что объективной реальности не существует!

Картины мира разных людей представляют собой широчайший спектр и, как в радуге, перетекают из одного цвета в другой. Мы можем условно выделить чистые цвета, таковых не существует, но нам удобно ими пользоваться. Мы будем называть такие «чистые» картины мира парадигмами мышления, поскольку каждая из них задает строгую и непротиворечивую систему фильтрации и интерпретации всего, что человек видит, слышит и ощущает. Люди, мыслящие в рамках разных парадигм мышления, выглядят (особенно в глазах друг друга) как действительно живущие в разных мирах.

Теперь немного о каждой парадигме. С рождения человек проходит через миры в той же последовательности, в которой этот путь проходило все человечество.

Бежевый мир — мир инстинктов. «Хватай и беги!». Очень бедный мир, здесь выжить непросто, так живут бомжи, наркоманы, люди с тяжелым повреждением мозга. Этот мир еще не социум, хотя могут формироваться временные группы выживания.

Фиолетовый мир — мир магии, безопасности, здесь правят единение и любовь. Им управляют явные и скрытые силы. Фиолетовый мир структурно прост, в нем действие эквивалентно результату: человек (маг) совершил действие — и природа обязана дать желаемое (весна наступает, потому что я надел свою зеленую шапочку). Главный принцип: сегодня — я тебе, завтра — ты мне. Типичный расклад: наши против чужаков. Семейные, родственные, клановые связи имеют в фиолетовом мире абсолютную силу и мистическую окраску.

Красный мир — мир-джунгли. Это мир ЭГО. «Верить никому нельзя!» «Власть дает право взять все, чего можно пожелать». В красном мире нет никакой этики, нет стыда или раскаяния. Здесь нет праведников, но есть любимцы богов. Типичные представители — хулиганствующие подростки и вполне респектабельные начальники «лидерского типа», спортсмены из некомандных видов спорта. Новые русские — классическое название красных в постсоветском мире. Здесь действия не связываются с последствиями. «Живи на полную, наслаждайся и наплюй на остальных». Красный не спрашивает себя «Кто мне разрешил?», его заботит только вопрос «Кто меня остановит?» Красный ругается матом, здесь нет рефлексии. Главная ценность — власть, а ее мерило — слава.

Красный уровень каждый из нас проходил в раннем детстве. Это не патологическое отклонение, а необходимый этап развития каждого человека. Но из детства нужно выходить. Кто-то так и застрял здесь, но остальных родители и школа переводят в следующий мир — синий.

Пиковое состояние, в котором взрослому обитателю красного мира впервые открывается синий мир, называется раскаяние.

Синий мир — мир порядка. «В мире есть что-то большее, чем я сам, мои интересы и желания. Делай, что должен и будь что будет». С конца I тысячелетия и по сей день синий — основа стабильности человечества. Этот цвет появляется, когда в разных местах земного шара возникают религии нового типа — этические. Важно не то, как ты поступаешь. «Умеешь ли ты различать добро и зло и поступать к добру, а не ко злу, подчиняя всю свою жизнь кодексу поведения». Любимая структура синего мира — это иерархия. Примеры структур: спортивная команда, церковь, армия. Синий мир каждому дает надлежащие социальные роли и правила поведения: «Каждый сверчок знай свой шесток». Начинай снизу и двигайся вверх. Любимые слова этого мира: путь, смысл, порядок, цель. Синий умеет накапливать и передавать знания. Его парадигма — это опора в жизни каждого из нас, дающая нам убеждение, что есть что-то важнее нас самих, что все наши труды и испытания не напрасны.

Оранжевый мир — мир-механизм. Это множество разбегающихся во все стороны тропинок, каждая их которых манит и обещает возможности. Это не прямой и строгий путь. Он рациональный и познаваемый, в нем всегда есть выбор. Он обожает типологии и классификации, теории и модели, верит в силу прогресса, в способность человека совершенствоваться, в возможность достижения всеобщего блага. Практика служит единственным критерием истины, ведь есть множество альтернативных решений. Ключевое слово оранжевого мира — успех. Здесь символы успеха ценятся больше красной власти и синих правил, а лучшее свидетельство успеха — хорошие вещи, поэтому оранжевый нередко тяготеет к показухе. Почти вся власть и богатства сегодня сосредоточены в оранжевом мире. «Библия» оранжевого мира — «Атлант расправил плечи». Оранжевый человек — предприниматель по жизни, хотя он может посвятить себя науке, культуре, спорту или общественной жизни. Оранжевый позитивен, независим и самостоятелен. Он верен ценностям, а не авторитетам.

Зеленый мир — мир гармонии. Это мир гуманизма, заботы и духовности. Дарованные сверху правила тут не нужны: если люди хотят гармонии, они договорятся. Здесь не место наживе и эгоизму. Основные ценности зеленых не власть, не деньги, не порядок, а гармония и взаимоотношения. Это мир консенсуса и экологии, взаимной заботы и политкорректности, в этом мире люди равны и взаимосвязаны. Это мир совместного развития, построенный на идеалах любви и взаимопонимания. Зеленый умеет, оставаясь в обществе, отгораживаться от него невидимым барьером и быть самим собой. Он никому ничего не навязывает, а пытается понять и уважать каждого. Вместо результатов и достижений зеленый сосредоточен на процессах и взаимоотношениях. Он лучше всех умеет сопереживать и принимать других. Не способен к агрессии против другого, верит в то, что люди сами изменятся к лучшему.

Желтый мир — мир-калейдоскоп. Независимость, свобода, достоинство, компетентность — вот ценности желтого мира. Этот мир возник совсем недавно благодаря широкому распространению интернета. Это калейдоскоп систем и форм, в нем знания и компетенции важнее ранга и статуса. Изменения являются нормой жизни, для человека естественно быстро адаптироваться к ним. Человек в желтом мире живет множеством жизней и может свободно скользить по мирам: он может быть то синим правоверным, то оранжевым свободолюбцем, то зеленым источником всеобщей любви, но все это для него лишь роли, не затрагивающие внутренней сущности. Желтый готов увидеть и принять полярности и в мире, и в самом себе, и спокойно жить с этим, не страдая от внутренних конфликтов и не испытывая потребности в немедленном примирении. Поэтому часто желтый мир называют миром второго порядка, потому что его представители готовы понимать и принимать людей других миров, в то время как во всех предыдущих мирах их обитатели нормально воспринимают лишь своих людей и свои идеи, фильтруя все остальное.

Достоинства желтого — гибкость и спонтанность. Он в любой момент может сменить маску, роль — все парадигмы мышления находятся в рабочем состоянии, но ни одна из них не обладает полным контролем. Готов учиться где угодно и у кого угодно, воспринимая жизнь как урок. Независимость, свобода, компетентность — ценности этого мира, поэтому здесь нет страха, не нужно ни от кого защищаться, нет потребности быть частью чего-то. Здесь терпимы к дисгармонии и открытым противоречиям, а неопределенность воспринимается естественно и не раздражает. Деньги даются без особого труда и не слишком ценятся, они важны только как инструмент достижения свободы, а к внешним признакам успеха свободные люди желтого мира равнодушны. Они толерантны и спонтанны, стремятся в полной мере реализовать себя и готовы в этом помогать другим людям. Желтый смотрит на мир как на увлекательное приключение, где за каждым поворотом ждет неизведанное. В желтом мире можно добиваться своих целей, никому не навредив.

Бирюзовый мир — мир-организм. Его обитатели видят мир единым организмом, в котором души всех людей происходят из единого корня. Добро и зло, жизнь и смерть взаимосвязаны и гармонично дополняют друг друга. Если желтый мир — хай-тек, то бирюзовый — хай-хьюм, то есть мир высоких психологических и социальных технологий, духовных учений и практик, сверхспособностей без мистики, работы со своим и коллективным бессознательным, принятие информации из рациональных и иррациональных источников. Желтый постоянно меняет роли, бирюзовый является всеми одновременно. Бирюзовые не обязательно более интеллектуально развиты и даже не обязательно более счастливы, чем в иных мирах, но они, несомненно, обладают большей силой и большей свободой. Они могут восприниматься как отчужденные, ведь бирюзовые не вовлечены в игры обитателей иных миров.

Следующему миру приписан коралловый цвет, но заглянуть в него мы пока не можем. Вопрос о количестве миров остается открытым, в свое время обитатели каждого мира очень долго считали его последним и совершенным, пока не появлялся следующий.

Каждый из нас носит в себе полный спектр парадигм. Что движет людьми при переходе из мира в мир? Клэр Грейвз (Clare Graves) говорил о двух спиралях — развитии мышления и условиях жизни, переплетенных подобно ДНК. В книге «Бесконечное путешествие» К. Кован и Н. Тодорович говорят: «На каждом этапе существования каждый взрослый человек находится в поисках своего «священного Грааля», он ищет дорогу, по которой пойдет в своей жизни. На первом уровне он находится в поиске автоматического физиологического удовлетворения. На втором уровне он ищет безопасный образ жизни и так далее — поиск подтверждения своего героического статуса, власти и славы, поиск элементарного порядка, материальных благ, основанных на любви отношениях, самоуважения и мира в непостижимой Вселенной. И лишь поняв свою неспособность обрести этот пир, человек направляется в свое новое путешествие по девятому уровню. Каждый раз, начиная свой поход, человек верит в то, что сможет найти ответ на вопрос о смысле своего существования. Однако, к своему немалому удивлению и смятению, на каждом этапе он обнаруживает, что решение этого вопроса вовсе не то решение, которое он собирался найти. Каждый достигнутый этап оставляет человека в растерянности и недоумении. Решая один набор проблем, он сразу же начинает сталкиваться с другим набором. И его путешествие становится бесконечным».

Получается, что гармонии достичь невозможно? Возможно, но только в стабильной и неизменной среде. Изменение среды приводит к тому, что старые подходы и методы перестают работать. Поэтом мы говорим не о системах ценностей, а о целых «мирах». По словам Сьюзан Кук-Гройтер (Susanne Cook-Greuter), «человеческое развитие в общем можно рассматривать как развитие различных способов придания смысла реальности».

Парадигмы мышления — это уровни самоидентификации, это разные ответы на вопрос, кто ты. Вся деятельность, направленная на мышление человека (обучение, управление, терапия и т. д.) должна соответствовать парадигме его мышления.

В глубинах нашего сознания одна из парадигм мышления доминирует, управляя поступками человека в более чем половине случаев. В глубинах нашего сознания есть все освоенные нами парадигмы мышления. Каждая из них дает нам что-то позитивное и что-то негативное.

Когда говорят о множественности интеллектов человека, обычно имеют в виду разную степень развитости различных способов мышления — потоков или линий развития. Отдельными потоками развиваются эмоциональное восприятие, рациональное восприятие, моральность, духовность, сексуальность, кинестетика, самоидентификация, а также логическая, лингвистическая, коммуникативная, креативная компетенции, восприятие пространства, времени, отношение к смерти и т. д. У каждого индивида они развиты неравномерно, а значит, потоки являются более-менее независимыми «модулями» сознания. Человек может быть весьма продвинут в одних потоках и отставать в других, а в каких-то даже застревать на низких уровнях. Вот почему великие ученые и духовные учителя могут оказаться совершенно неразвитыми личностями в некоторых отношениях.

Новые, пока недостижимые для нас модели мышления также живут в нашем сознании и проявляются в необычные моменты жизни, например, во время медитации, эстетического созерцания, необычной встречи. При постепенном развитии происходит как бы медленный перевод фокуса: новые парадигмы наполняются энергией и эмоциями, все чаще управляя нашими поступками, пока, наконец, не начинают доминировать. То, что было редким пиковым состоянием, постепенно превращается в постоянную структуру сознания. Для сознательного саморазвития хорошо помогают истории, которые человек сам себе сочиняет и рассказывает. Чем чаще мы рассказываем себе историю, тем сильнее она врастает в наши нейронные сети, влияет на наши мысли и действия. Однако без внешних изменений (действий), эффект от внутренних будет минимален.

Механика перехода:

  • Альфа (этап стабильности);
  • Бета (этап напряжений, сомнения, неопределенности. Из картины мира начинают выпадать фрагменты и больше игнорировать это уже нельзя).
  • Гамма (этап когнитивного диссонанса. Картина мира рассыпалась, «ничего не работает», стресс, разочарование, дипресси);
  • Дельта (этап прорыва, инсайта. Разрозненные и странные фрагменты складываются в новую мозаику, неизмеримо красивее предыдущей. Переход на новую Альфу, на новом более высоком уровне. Духовный подъем, наполненность энергией, желание устроить жизнь по-новому);
  • Следующая Альфа (мир снова понятен и открыт).

Энергия перехода для выхода на новый уровень берется из закрытия проблем предыдущего уровня. Кен Уилбер (Ken Wilber) выделяет четыре необходимых условия для того, чтобы был возможен переход к новой парадигме мышления:

  • заполнение (текущий уровень должен быть заполнен, необходимые навыки и компетенции должны быть набраны хотя бы в минимально необходимом уровне);
  • диссонанс (что-то не так в картине мира, она не все объясняет);
  • инсайт (есть идеи, вызывающие желание познавать новые пути в жизни);
  • открытость (готовность двигаться дальше, изменять свою картину мира).

Каждая парадигма мышления в сознании как отдельного человека, так и человеческих сообществ проходит через стадии входа (проявления), пика и выхода (замирания). Переход возможен в обе стороны.

Измениться — шикарная возможность и тяжкий труд. Обычно изменения так и остаются благим пожеланием, и тому есть тысяча причин, главная из которых — необходимость прилагать усилия. Однако и люди, не боящиеся труда, часто отказываются от изменений, они опасаются потерять себя. Но часто единственное, что нужно поменять, — это парадигму мышления. Все остальное изменится само. Расширить арсенал проще, чем изменить, отказавшись от привычного и любимого. Только обзаведясь новой парадигмой мышления, нужно периодически доставать ее из арсенала и использовать. И тогда она сама начнет потихоньку вас изменять.

* * *

Далее в книге «Разноцветный менеджмент» Валерий Пекар подробно описал управленческие культуры организаций через призму Спиральной динамики; разнообразие культур в одной организации; эволюцию компании через корпоративную хромодинамику — жизненный цикл организации; окинул интегральным взглядом социальные лифты, рассмотрел разновидности субъективного времени; разложил по полочкам историю человечества.

Эта книга — кладезь инсайтов, на моей книжной полке она самая «вкусная» и особенная. Очень ресурсная. Необычная — и научная, и популярная, и умная, и с юмором. Если вы стремитесь к развитию, почерпнете из нее вдохновение для гармоничного прохождения пути под названием жизнь, наполните себя и свое окружение любовью, счастьем, приключениями и новыми возможностями. А свой бизнес — более глубоким пониманием первопричин действий и ценностей сотрудников.

Об авторе:

    Оксана Тодорова — основатель и президент Ассоциации Корпоративных Медиа. Постоянный докладчик на различных конференциях, фестивалях и форумах; автор более 500 комментариев и статей в отраслевых деловых изданиях; ведущая индивидуальных и групповых мастер-классов, автор и ведущая базовой программы «PR технологии для ПРактиков» в Международной Академии Маркетинга (МАМа). Автор книг «Корпоративное издание на 200%" (2007) и «Корпоративные медиа: жми сюда!» (2010).



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограниченийБезграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений
Как пройти собеседование в компанию мечты. Илон Маск, я тот, кто вам нуженКак пройти собеседование в компанию мечты. Илон Маск, я тот, кто вам нужен
Мой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизниМой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизни

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)