Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Стратегическая и естественная конкуренция

Брюс Д. Хендерсон, 1980

Раздел: Стратегия
Автор(ы): Фрагмент книги "Стратегии, которые работают. Подход BCG"
размещено: 03.06.2010
обращений: 7870
отзывов: 0

Стратегии, которые работают. Подход BCG
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Стратегическая конкуренция ускоряет течение времени: в результате реализации стратегии конкурентные изменения могут происходить каждые несколько лет, а при естественной конкуренции такая эволюция может потребовать поколений.

Стратегическая конкуренция — относительно новый феномен в бизнесе. Она вполне может оказать такое же влияние на производительность бизнеса, какое индустриальная революция в свое время оказала на производительность отдельного работника.

Базовыми элементами стратегической конкуренции являются:

  • понимание конкурентного взаимодействия как полностью динамической системы, включающей в себя взаимодействие конкурентов, клиентов, сотрудников, а также денег и других ресурсов;
  • умение использовать это понимание для того, чтобы предсказывать последствия вмешательства в эту систему и прогнозировать, к каким новым моделям устойчивого динамического равновесия оно приведет;
  • наличие свободных ресурсов, которые могут быть использованы на различные цели в настоящий момент, даже несмотря на то, что выгоды от их использования не гарантированы;
  • умение с высокой степенью точности и достоверности предсказать риск и отдачу, чтобы обосновать использование ресурсов;
  • желание действовать с целью осуществления задуманного.

Данное описание стратегии выглядит как перечень базовых требований для осуществления обычных инвестиций. Но на самом деле это гораздо большее. Смысл стратегии заключается в ее реализации. По определению стратегия подразумевает вовлечение и участие в ней всей компании. Неспособность любого участника рынка реагировать и задействовать свои собственные ресурсы против стратегической конкуренции оппонента может закончиться существенным нарушением равновесия между ними и даже полным изменением порядка конкурентных отношений. Вот почему стратегическая конкуренция ведет к «сжатию» времени. Естественная конкуренция не обладает такими свойствами.

Естественная конкуренция предельно свободна в каждый конкретный момент, но она мало изменяет поведение участников рынка. Стратегическая конкуренция, напротив, хорошо продумана, тщательно разработана и жестко обоснована, и ее последствия могут привести к радикальным изменениям в относительно короткий период времени.

Естественная конкуренция эволюционна.

Стратегическая конкуренция революционна.

Естественная конкуренция является малорисковым последовательным методом проб и ошибок. Небольшие изменения, которые кажутся полезными, постепенно принимаются и сохраняются; к ним добавляются другие небольшие изменения. Идет постепенное обучение без необходимости принимать на себя обязательства и заниматься прогнозами. Это своего рода адаптация к существующим условиям, дарвиновский естественный отбор. Это базовая модель эволюции, которая будет работать, даже если изменения обусловлены чистой случайностью или простой рациональностью. По этим самым причинам она консервативна, постепенна и производит почти незаметные изменения в краткосрочном периоде, независимо от конечных последствий в долгосрочном.

Стратегическая же конкуренция ищет возможность произвести существенные изменения в конкурентной среде. Ее революционный характер ограничивают лишь два фундаментальных фактора. Во-первых, стратегическое поражение может быть таким же стремительным по своим последствиям, как и стратегический успех. И, во-вторых, готовность к немедленной защите имеет значительное конкурентное преимущество перед нападением. Стратегический успех обычно зависит от культуры, восприятия, отношения и особенностей поведения конкурентов, их знания друг о друге.

В геополитике и военном деле, так же как и в бизнес-стратегии, длительные периоды естественной конкуренции прерываются внезапными и значительными сдвигами в отношениях противников в результате стратегических действий. Это традиционная модель мира и войны — хотя бизнес-конкуренция происходит в мирное время.

Современное нормальное бизнес-поведение скорее всего расположено где-то между этими двумя моделями — стратегической и естественной конкуренцией. Тем не менее переход к стратегической конкуренции является постоянно действующей тенденцией. Успешное использование стратегической конкуренции наиболее агрессивным конкурентом может сделать используемые им планирование и распределение ресурсов условием выживания для других игроков рынка. В итоге владение методами стратегической конкуренции будет необходимым требованием для адаптации к внешней среде, в которой большинство изменений будут представлять собой результат стратегических действий.

Естественная конкуренция достойна уважения — это процесс, давший разнообразие всех форм жизни на планете Земля и обусловивший их взаимодействие. Это произошло без всякого плана, анализа или целей. Отправной точкой был бесплодный «первичный бульон», и для жизни в ее нынешнем виде потребовались миллиарды лет беспрерывных изменений и адаптаций.

Естественная конкуренция — это фундамент. Это система и модель, на которой должна строиться и модифицироваться любая форма стратегической конкуренции. Естественную конкуренцию нужно очень хорошо понимать — чтобы предсказать эффект взаимодействий, которые основаны на результатах обратной связи в системе.

Различия между конкурентами являются предпосылкой для выживания в естественной конкуренции. Эти различия могут быть неочевидными, но конкуренты, занимающиеся тем же бизнесом в том же месте и в то же самое время, едва ли останутся в состоянии равновесия. С другой стороны, отличия могут дать тому или иному конкуренту преимущество над всеми остальными. Ценность этих отличий становится мерой перспектив выживания, а также будущего преуспевания.

Существует почти бесконечное число комбинаций конкурентных факторов во внешней среде. Не должно вызывать удивления, что в мире множество конкурентов, отличающихся друг от друга, существующих в состоянии подвижного, но устойчивого равновесия. Их масштаб, поведение и характеристики не случайны; они закономерны. Они стабильны, даже несмотря на то, что изменяются в деталях. Необходимость различий — априорное требование для выживания всех и каждого в определенном месте окружающей среды. Это — естественная конкуренция, которая существовала всегда.

Стратегическая конкуренция не нова. Ее элементы использовались в борьбе за жизнь с тех самых пор, как человеческий род смог объединить интеллект и воображение, накопил ресурсы и преднамеренно изменил свое поведение. Накопленная мудрость столетий была выражена в различных принципах, типа «концентрируй силу против слабости».

Но большая часть военной стратегии была сосредоточена на битвах или непосредственно на самой войне, а не на равновесии отношений. Геополитика — это вариант конкуренции, происходящей в условиях динамического равновесия в течение длительных периодов времени. Но все-таки до сих пор теория о геополитическом динамическом равновесии не особенно развита.

Общая теория бизнес-конкуренции также находится почти в зачаточном состоянии. Но ее интегрирующие элементы, кажется, развиваются, а интеграция сама по себе уже есть развитие.

Классические экономические теории бизнес-конкуренции, кажется, настолько упрощены и «стерильны», что являются скорее препятствием для прогресса и понимания, а не вкладом в их развитие. Они основаны на представлении о конкуренции как о статическом (а не динамическом) равновесии в статической экономике, на теоретических понятиях поведения стоимости, которые никогда не имели места в действительности и которые напрямую противоречат наблюдаемым и измеряемым реалиям. Они делают бесполезные и ничем не подтверждаемые предположения о конкурентоспособном поведении. «Идеальная конкуренция» — теоретическая концепция, которая никогда не существовала и, вероятно, не может существовать. К сожалению, эти теории использовались для разработки столь же малореалистичной государственной политики.

Развитие общей теории бизнес-конкуренции позволит предсказывать последствия любого вида конкуренции. Это может быть основой, как для стратегической конкуренции, так и для конструктивной государственной политики. Широкая общественность извлекла бы выгоду в обоих случаях. Однако развитие общей теории бизнес-конкуренции потребует проверки и пересмотра многих взаимосвязанных гипотез.

Сейчас мы выдвигаем следующие гипотезы:

  • Эффективная конкуренция приведет к появлению игроков различных размеров — от очень крупного до весьма малого. Этот спектр размеров будет постоянен в течение долгого времени.

  • Участники рынка, которые выживают и преуспевают, будут иметь уникальные конкурентные преимущества — за счет особых комбинаций времени, места, продуктов и клиентов.

  • Для любого такого конкурента всегда найдутся другие конкуренты, которые будут ограничивать почти каждую комбинацию этих существенных факторов. Поэтому пределы и границы конкурентного равновесия будут постоянно меняться по мере того, как какой-либо из конкурентов меняется, адаптируется, растет или реорганизуется.

  • Постоянный конфликт будет существовать вдоль тех границ, где возможности для конкуренции равны.

  • Очень небольшой конфликт будет существовать там, где заметно явное преимущество.

  • Бизнес-конкуренция обязательно имеет множество фронтов, со своими конкурентами на каждом из них.

  • Любое перемещение ресурсов изменит конкурентный баланс по крайней мере на двух фронтах. Если один фронт будет усилен, то другие будут ослаблены.

  • Всякий раз, когда зона конкурентного равенства становится устойчивой или статичной, начинает развиваться «буржуазная» конкуренция: защита действует как ястреб, а нападающий — как голубь. Это — взаимное признание предсказуемого поведения.

  • Чем меньше число значимых конкурентных переменных, тем меньше будет число конкурентов. Если критичным является лишь один фактор, то сосуществовать может не более двух или трех конкурентов. Только один выживет, если доступный рынок сократится. Это «Правило трех и четырех».

  • Чем больше число потенциально важных переменных, тем больше будет число сосуществующих конкурентов, но тем меньше будет их абсолютный размер.

  • Чем больше переменных факторов во внешней среде, тем меньше число выживших конкурентов. В этом случае способность сосуществовать с большими изменениями во внешней среде становится основополагающим и управляющим фактором.

  • Успешность выхода нового конкурента на рынок зависит от его способности найти и развить его конкурентное преимущество в некотором секторе целого рынка. Важна также последовательность действий при выходе на рынок.

Эти и другие гипотезы можно вывести из наблюдаемых фактов и общепринятых биологических и социальных теорий эволюции, которые являются прототипами для модели естественной конкуренции.

В более ранней работе компания The Boston Consulting Group (BCG) разработала общую теорию конкуренции, основанную на следующем:

  • Наблюдаемые модели поведения стоимости.
  • Анализ динамики устойчивого роста и использования капитала.
  • Роль рынков капитала в усилении или ослаблении этих эффектов.
  • Отношения между ними в системе конкуренции.

Мы рано поняли, что бухгалтерские теории, разработанные для других целей, не соответствуют модели реального экономического поведения. Тогда развивались концепции, которые можно было бы свести к формуле: «Имеет значение лишь приход и расход денег».

В итоге нами были разработаны концепции «кривая опыта», «рост доли рынка» и «концепция продуктового портфеля». Эти идеи получили свое развитие и подкрепление в понятиях «анализ обмена опытом», «сопоставление финансового и бизнес-риска», «стоимость быстрого роста», а также «экстраполяция поведения и культуры конкурентов».

Многие из этих идей сегодня являются общепринятыми и вошли в деловой язык.

Разработка концептуальной структуры бизнес-конкуренции еще не завершена. Знание и понимание конкурентных систем растет по экспоненте — начиная с расширения нашего знания и понимания естественных наук в XIX столетии.

Мы полагаем, что понимание стратегической конкуренции обещает привести к существенному росту нашей эффективности и позволит нам управлять собственным будущим.

Фрагмент книги "Стратегии, которые работают. Подход BCG" любезно предоставлен издательством "Манн, Иванов и Фербер".



РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Получите стратегию развития себя и компании, 17 декабря в Киеве, на практическом тренинге Игоря Вагина «Современные тренды в управлении персоналом». Закрытая встреча собственников бизнеса и руководителей.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Трудно быть боссом. Модели успешного лидерстваТрудно быть боссом. Модели успешного лидерства
Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджментаСтратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента
Великие, а не большиеВеликие, а не большие
Власть, влияние и политика в организацияхВласть, влияние и политика в организациях
Десять заповедей, которые должен нарушить бизнес-лидерДесять заповедей, которые должен нарушить бизнес-лидер

Отзывы

Отзывы на данный момент отсутствуют

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)