Чудо техники

Раздел: Управление изменениями
Автор(ы): Сергей Пашкеев, газета "БИЗНЕС" (№47, 2012)
размещено: 26.03.2013
обращений: 7718

За столетнюю историю компанию Sharp настигал не один кризис. Но она всегда выходила победителем. И всегда — благодаря новым идеям и изобретениям. Получится ли в этот раз...
Чудо техники В 2012 году японская корпорация Sharp отпраздновала столетие. Долгий путь всемирно известного сейчас бренда был нелегким. "Несколько раз в прошлом мы лицом к лицу сталкивались с огромными сложностями, включая Великое землетрясение Канто (1 сентября 1923 г. — Авт.), ужесточение финансовой и монетарной политики после Второй мировой войны и повышение стоимости иены вследствие подписания Plaza Accord (соглашение 1985 г. между США, Великобританией, Западной Германией, Японией и Францией о намеренном понижении курса доллара. — Авт.), — признает действующий президент корпорации Такаши Окуда. — Тем не менее каждый раз мы преодолевали эти кризисы, принимая вызов и создавая новые продукты и технологии, ранее невиданные в мире".

Сейчас наряду со многими другими японскими производителями Sharp переживает очередной кризис. Поможет ли проверенная временем стратегия one-of-a-kind (в переводе с англ. — "единственный в своем роде") одолеть очередной коллапс — пока непонятно. Очевидно одно — за прошедшие 100 лет она ни разу не подводила.

Японское чудо

История корпорации Sharp началась осенью 1912 г., когда 18-летний Токуджи Хаякава открыл в Токио небольшую мастерскую по ремонту металлоизделий. Философией и фактором успеха начинающего бизнесмена сразу стали инновации.

Первым изобретением стала пряжка для ремня без дырок, которую он запатентовал под названием "Токубиджо". В распоряжении Токуджи были только 50 иен (40 из которых юноша взял в кредит) и двое помощников. Но этого оказалось достаточно.

Идея была настолько успешной, что уже через месяц юному предпринимателю удалось выплатить кредит, к концу года заработать 120 иен, а к 1914 г. заработанных средств уже хватало на строительство небольшого завода.

Следующим знаковым изобретением Токуджи Хаякавы стал механический, или выдвижной, карандаш, не требующий заточки. В 1915 г. предприниматель наладил производство Ever-Sharp Pencil ("всегда острый карандаш"), наименование которого и стало прародителем названия всемирно известной торговой марки, а впоследствии, после нескольких переименований, и самой компании — Sharp.

К 1923 г. на японского изобретателя работали уже более 200 человек, а доходы компании составляли 50 тыс. иен в месяц. Однако в сентябре того же года землетрясение силой 7,9 балла разрушило Токио. Завод Хаякавы сгорел дотла. Погибли супруга и двое детей бизнесмена. Только через год он нашел в себе силы вернуться к жизни и бизнесу.

В 1924 г. создал компанию Hayakawa Metal Works Institute Co. и построил новый завод по производству прославивших его карандашей — на этот раз в Осаке, где по сей день находится штаб-квартира Sharp Corporation.

В начале 1920-х годов Хаякава увлекся созданием радиоприемников. И когда летом 1925 г. в Японии заработала первая радиостанция, изобретатель уже освоил этот процесс и тут же начал серийное производство первых японских радиоаппаратов, которые со временем сменили свое первоначальное название Crystal Radio Set на всемирно известное сегодня Sharp. Высокий спрос на радиоприемники позволил бизнесмену открыть филиалы компании в Гонконге и Шанхае.

Однако успех опять был недолгим. По окончании Второй мировой войны в августе 1945 г. Япония подписала Акт о капитуляции. Страну охватил глубокий кризис.

Уровень потребления заметно снизился, как и спрос на продукцию Sharp. Компания вновь оказалась на грани банкротства. Закрывались филиалы, сокращались штаты сотрудников.

К марту 1950 г. долг компании составлял 4,65 млн иен. Как ни парадоксально, но выжить в этих условиях ей помогли новые военные действия.

Война между Северной Корееей и Южной Кореей (1950-1953 гг.) обеспечила японского производителя новыми заказами со стороны США, которые поддерживали южан.

Оправившись от военных разрушений, в середине 1950-х годов Япония начала демонстрировать небывалый экономический рост — исторический феномен, известный как "японское экономическое чудо".

Вплоть до нефтяного кризиса 1973 г. рост японской экономики ежегодно достигал 10%. Именно с этим периодом связано очередное знаковое событие в истории компании Токуджи Хаякава — презентация первого в стране телевизора.

Изобретательский цех компании Sharp

Телевизионные технологии интересовали исследователя с 1930-х годов. Хаякава начал исследовать их буквально сразу после демонстрации в США телевизионного изображения (см. рис. "Изобретательский «цех» компании Sharp").

Но только к началу 1950-х годов, когда страна переживала экономический подъем, исследования японского изобретателя нашли свое практическое применение.

В 1951 г. он представил общественности первый в Японии работающий прототип телевизионного приемника. А уже в 1953 г. предложил черно-белый телевизор Sharp TV3-14T.

Стоимость новинки была весьма внушительной — 175 тыс. иен (для сравнения: средняя зарплата в стране не превышала 10 тыс. иен). Поэтому первыми заказчиками стали крупные магазины, гостиницы и рестораны, где для просмотра телепрограмм японцы собирались целыми компаниями.

Потом дело пошло быстрее. Так, если в январе 1953 г. было собрано только 15 телевизоров Sharp, то к концу года объем сбыта достиг 500 телевизоров в месяц.

В том же году компания Хаякавы вывела на рынок телевизоры для домашнего пользования с диагональю 14 дюймов (в общественных местах использовались 17-дюймовые модели), что позволило немного снизить их стоимость. Телевидение начало уверенно входить в повседневную жизнь японцев.

В 1954 г. Хаякава построил телевизионный завод, что позволило ему еще больше снизить стоимость продукции и увеличить объем производства до 5 тыс. устройств в месяц.

Добившись большого успеха на телерадиовещательном рынке (доля Sharp превышала 60% в структуре реализации радио- и телеустройств в стране), Токуджи Хаякава не остановился на достигнутом.

В конце 1950-х годов его компания вышла на рынок бытовой техники, производство которой быстро стало одним из основных направлений деятельности.

Под торговой маркой Sharp начали продавать холодильники и кондиционеры. В 1961 г. была разработана первая в стране микроволновая печь и уже на следующий год запущена в массовое производство.

К 1963 г. компания освоила производство солнечных батарей, со временем став одним из передовых игроков в этом сегменте. В 1964 г. она представила первый в мире электронный настольный калькулятор на полупроводниковых элементах.

Одновременно Хаякава начал активно осваивать зарубежные рынки, делая ставку на экспорт продукции. В 1962 г. в Нью-Йорке появилось торговое предприятие Sharp Electronics, которое занималось продвижением продукции Sharp на американском континенте. В 1968 г. открылся филиал в Германии (в Гамбурге), затем — в Великобритании. Компания строила свои заводы по всему миру.

В 1970 г. Hayakawa Electric Industry поменяла название на хорошо известное теперь Sharp Corporation. 15 сентября того же года, после 58 лет непосредственного руководства компанией, ее создатель Токуджи Хаякава отошел от оперативного управления делами и стал председателем совета директоров. Пост президента компании занял Акира Саэки.

One-of-a-kind

Новому главе компании не пришлось почивать на лаврах, заработанных его предшественником. Заняв новую должность, Акира Саэки тут же столкнулся с необходимостью вывести компанию из очередного кризиса. В 1971 г. в Японии в результате девальвации доллара заметно ухудшился деловой климат.

Стоимость американской валюты упала с 308 иен в 1970 г. до 280 иен к 1973 г. Продукция японских производителей стала неконкурентоспособной на международных рынках. Затем, вслед за "долларовым шоком", как окрестили эти события в Японии, в 1973 г. мир охватил нефтяной кризис. Цена на черное золото взлетела с $3 до $12 за 1 баррель.

Новый президент Sharp Corporation, поддерживая курс, заложенный основателем компании, снова поставил на инновации. За время президентства Акиры Саэки Sharp сделала первые серьезные шаги в направлении сегмента офисной техники.

В 1972 г. была выпущена первая модель копировального аппарата, использующего "мокрую" электростатическую технологию создания копий (Sharp SF-201). К 1995 г. общемировой объем производства копировальных аппаратов корпорации достиг 5 млн шт.

В 1973 г. компания вывела на рынок калькулятор с жидкокристаллическим дисплеем, что ознаменовало первое в мире практическое применение LCD-технологии (LCD — liquid crystal display).

Параллельно с расширением ассортимента руководство проводило реорганизацию компании, пытаясь повысить ее конкурентоспособность и улучшить эффективность управления.

Так, в 1981 г. две существующие на тот момент компании по реализации офисного оборудования были объединены в единую — Sharp Business Co., Ltd.

Двенадцать компаний, реализующих бытовую технику Sharp, также превратились в одну — Sharp Consumer Electronics Co., Ltd. А через год ее отдел потребительского кредитования был выделен в отдельную структуру Sharp Finance Corporation.

Результат не заставил себя долго ждать. К 1984 г. консолидированный баланс счета компании впервые достиг 1 трлн иен. Однако осенью 1985 г. укрепление курса иены (до 255 иен за $1) привело к внезапному сокращению экспортных поставок из Японии.

К началу 1990 г. доллар стоил уже 150 иен. Приспособиться к сильной иене — такая задача встала перед новой командой менеджеров, которую в 1986 г. возглавил Харуо Цудзи (управлял компанией до 1998 г.), до этого занимавший пост старшего исполнительного директора Sharp.

Важными направлениями развития корпорации тех лет стали разработка и серийное производство жидкокристаллических панелей. Понимая, что ЖК-дисплеи будут востребованными в ближайшие годы, Sharp Corporation сделала развитие ЖК-технологий приоритетным направлением деятельности.

В 1988 г. она первой в мире разработала 14-дюймовый жидкокристаллический TFT-дисплей (ЖК-дисплей на тонкопленочных транзисторах) толщиной 2,7 см.

В 1991 г. завершилось строительство завода по их производству в г.Тэнри (префектура Нара). В том же году корпорация представила первые в мире HDTV ЖК-проектор и настенный ЖК-телевизор.

В следующем году на рынке появилась инновационная видеокамера, позволяющая просматривать изображения на ЖК-мониторе в процессе съемки.

А в 1993 г. было объявлено о строительстве крупнейшего в мире завода по производству TFT LCD в г.Таки (префектура Миэ). В 1998 г. там же открылся второй такой завод.

При этом Sharp создала группу по охране окружающей среды, продолжая уделять большое внимание технологиям альтернативной энергетики.

В апреле 1998 г. в г.Синдзё (префектура Нара) заработала крупнейшая в мире солнечная электростанция, построенная Sharp Corporation. К тому году корпорация достигла наивысшего в мире показателя по объему производства солнечных элементов и удерживала лидирующую позицию последующие шесть лет.

Делая ставку на новые разработки и расширяя свое присутствие на зарубежных рынках, новая команда управленцев справилась с поставленной задачей.

Прибыль Sharp снова начала расти и в 1990 г. достигла 1 трлн иен. В 1998 г. в очередной раз сменилось руководство компании. 26 июня 1998 г. старший исполнительный директор Кацухико Мачида был назначен президентом Sharp Corporation. Он создал ряд специализированных подразделений Sharp для более эффективного управления каждым конкретным бизнесом.

В то же время продолжались исследования и разработки новых технологий. В течение 10 лет компания выпустила первую в мире микроволновую печь с возможностью управления через интернет, первый в мире мобильный телефон, оборудованный фотокамерой, разработала первую в мире технологию очистки и ионизации воздуха — Plasmacluster.

В 2000 г. консолидированная чистая выручку от реализации превысила 2 трлн иен — впервые в истории компании Sharp. Вплоть до 2008 г. этот показатель уверенно рос. И к концу марта 2008 г. годовой объем чистой реализации уже превышал 3,4 трлн иен.

Однако когда в 2008 г. мир охватил глубокий финансово-экономический кризис, трудности не обошли стороной и Японию — на то время вторую после США экономику мира (в 2010 г. Японию обогнал Китай).

В III квартале 2008 г. ВВП страны уменьшился на 1,8%. Объемы экспорта из Японии — а основными экспортными отраслями страны являются автомобилестроение и электроника — в последнем месяце года сократились более чем на треть.

И поскольку более 50% чистой выручки от реализации корпорации Sharp в тот период приносили именно зарубежные поставки, никакие передовые технологии не смогли уберечь ее от сокращения объемов реализации и выручки.

К апрелю 2009 г. сбыт уменьшился почти на 16% по сравнению с апрелем 2008 г. — до 2,847 трлн иен. За следующий год чистая выручка от реализации сократилась еще на 3%.

Только к весне 2011 г. этот показатель снова подтянулся — до 3 трлн иен. Но не успела корпорация восстановиться после кризиса 2008 г., как ее настиг новый удар.

Кризис среднего возраста

Все мы еще помним события 11 марта 2011 г., когда в Японии произошло сильнейшее в истории страны и одно из мощнейших за всю историю сейсмических наблюдений в мире землетрясение — магнитудой 9.

В результате последовавшего за ним цунами, когда максимальная высота волны достигала 40 м, десятки тысяч домов ушли под воду. Ущерб, нанесенный стране, учитывая затраты на восстановление, по данным японского агентства Kyodo News, составил 16-25 трлн иен ($198-309 млрд).

Президенты компании Sharp

Кроме того, после аварии на АЭС "Фукусима-1" Япония полностью остановила все атомные электростанции, что заметно ослабило энергосистему страны (атомные реакторы обеспечивали 30% необходимой электроэнергии).

Ведущие японские заводы были вынуждены либо остановить производство совсем, либо работать вполсилы. И Sharp не стала исключением. Корпорация остановила завод по выпуску светодиодных экранов, закрыла два крупных предприятия по изготовлению ЖК-панелей и перенаправила ресурсы на фабрики, занимавшиеся более рентабельными портативными ЖК-дисплеями.

Негативное воздействие на работу японских компаний оказали и наводнения в Таиланде (июль — сентябрь 2011 г.), который играет большую роль в цепочке поставок товаров из Японии.

Добавилось сокращение объемов экспортных поставок, обусловленное высоким курсом иены и общемировым кризисом производства телевизоров (в связи с активным развитием интернета и сопутствующих ему технологий — планшетов, смартфонов и т.п.). В результате крупнейшие производители страны рапортовали об огромных убытках.

По итогам 2011/12 финансового года (закончился 31 марта 2012 г.) чистая выручка от реализации Sharp Corporation составила только 2,5 трлн иен — это почти на 19% меньше показателя годичной давности. А убыток превысил 376 млрд иен — что втрое больше, чем в кризисный 2008 г.

Сейчас руководство компании признает, что 2011/12 финансовый год оказался беспрецедентно сложным для корпорации. "В 2011/12 финансовом году мы были вынуждены констатировать крупнейший в нашей истории убыток", — говорит действующий президент Sharp Corporation Такаши Окуда (в 2012 г. сменил на этом посту Микио Катаяму, руководившего корпорацией с 2007 г.).

В 2012 г. ситуация ни в стране в целом, ни в корпорации Sharp в частности не улучшилась. Последние месяцы только и слышны сообщения корпорации о сокращении штатов и продаже заводов.

Одним из важнейших решений на пути к улучшению финансовых показателей компании считалась договоренность о создании бизнес-альянса с тайваньской Hon Hai Group.

В марте этот ведущий в мире контрактный производитель электроники заявил о намерении приобрести 9,9% акций Sharp, что сделало бы его крупнейшим акционером японского производителя.

Соглашение подразумевало совместное управление компанией Sharp Display Products Corporation — производителем крупногабаритных ЖК-панелей. Sharp планировала избавиться от производства этого убыточного продукта, оставив за собой право на разработку и исследование новых технологий.

"Благодаря новой структуре в рамках сотрудничества с группой Hon Hai мы будем работать над сокращением расходов и повышением конкурентоспособности бизнеса по производству крупных LCD-панелей", — оптимистично заявлял тогда президент Sharp.

Однако переговоры компаний зашли в тупик ввиду нежелания японской корпорации включать представителей Hon Hai в совет директоров и допускать к участию в решении вопросов по стратегическому развитию Sharp.

"Сделка с Hon Hai не завершена, поэтому детали не анонсируются. Речь не идет о продаже 10% акций компании. Обсуждается создание нового совместного предприятия Sakai Display Products Corporation на базе завода LCD-панелей Sharp, расположенного в городе Сакаи, Япония", — прокомментировали БИЗНЕСу происходящее в украинском офисе компании, отметив, что таким образом Sharp рассчитывает увеличить производство LCD-панелей и, снизив их себестоимость, нарастить реализацию.

Завершатся ли дискуссии двух гигантов заключением сделки, покажет время. Пока же Sharp продолжает разрабатывать ноу-хау и исследовать новейшие технологии — такие как "облачные", например.

Параллельно корпорация проводит реорганизацию своих европейских структур, подчиняя их единой штаб-квартире в Лондоне и формируя несколько общеевропейских профильных подразделений.

И, рапортуя об увеличении прогнозируемых ранее операционных убытков на текущий год (со 100 млрд до 155 млрд иен), все же верит, что избежать полного краха получится и на этот раз.?



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компаниюУправление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию
Микротренды, меняющие мир прямо сейчасМикротренды, меняющие мир прямо сейчас
Методология Адизеса. Реальный опыт внедренияМетодология Адизеса. Реальный опыт внедрения



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)