ИНСАЙТЫ | Поиск персонала 24 марта 2010 г.

В пространстве киберпрофи

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№12, 2010)

Может ли профессиональный форум, на котором люди анонимно обсуждают тонкости своей работы, помочь в поиске персонала?

Работодатели, которым довелось искать в кризис узкопрофильных специалистов, однозначно могут сказать, что профи на рынке труда найти все так же сложно. Чтобы решить эту проблему, некоторые из них пробовали искать специалистов, используя возможности профессиональных форумов и сообществ. Однако далеко не все из этих попыток увенчались успехом. Поэтому журналисты «ВД» решили рассмотреть возможности профессиональных форумов как одного из источников поиска специалистов.

Приручение строптивых

«Через форумы никто не ищет. Это направление поиска занимает кучу времени, а эффекта — ноль. Есть, правда, рекрутеры, которые расширяют свои знакомства в социальных сетях, например, Linkedin, с помощью форумов», — уверенно ответил на наш вопрос Тимофей Кучер, руководитель проектов HR-консалтинговой компании «Амплуа Брокер». И, действительно, для внешних рекрутеров такой метод поиска нерационален. На поиск, регистрацию и проработку форумов уходит очень много времени. Только если агентство или сам рекрутер имеет узкую специализацию, такой вариант может иметь смысл… Тем более что знание профессиональных сплетен отлично помогает наладить контакт с любым кандидатом.

Однако эффективность работы с профессиональными форумами увеличивается в несколько раз, если за нее берется сотрудник компании, которая нуждается в профильных специалистах. «Почти всех сотрудников одного из наших отделов мы нашли благодаря профессиональным форумам. Однако мне пришлось немало времени потратить на то, чтобы заработать определенную репутацию, без которой такая продуктивность была бы невозможна», — отметила Диана Алавердова, менеджер по персоналу ООО «Софтсити» (разработка и внедрение ПО, штат — 62 чел.).

Чтобы завоевать на форуме признание, просто зарегистрироваться и активно поддерживать беседу с участниками недостаточно. «Нужно следить за новыми открытыми темами, добавлять участников в друзья, общаться с ними. Иногда сложно поддержать открытую тему, если сам в ней не очень разбираешься», — рассказала Екатерина Сушинская, консультант по рекрутингу компании Brain Source International (рекрутинг, подбор персонала, консалтинг, аутсорсинг).

Впрочем, не стоит торопиться писать сообщения, не ознакомившись со специфической «культурой» форума, манерой общения, обсуждаемыми темами. Может оказаться, что подобные темы уже давно набили оскомину постоянным участникам. «Иногда на знакомство с форумом уходит несколько недель. Но чтобы понять все неписаные правила, его нужно посещать гораздо дольше — от двух-трех месяцев до полугода», — рассказала Светлана Семаго, офис-менеджер ООО «Ирис» (аудиторские услуги, штат — 18 чел.).

Как и в любом сообществе, на каждом форуме складывается своя культура, которая может зависеть не столько от администраторов и модераторов, сколько от лидеров мнений. Их благосклонность и важно заслужить новичку. Чтобы сделать это, необходимо соблюдать несколько простых правил: не ввязываться в непринципиальные споры с гуру, всегда помнить о том, что «пришельца», явившегося на форум для решения своих вопросов, далеких от обсуждения профессиональных тонкостей, зачастую воспринимают в штыки.

Вполне возможно использовать и кейсовые задания. И разместив одно из них, обратиться за «помощью» к «форумному разуму». По результатам ответов можно сделать вывод о квалификации специалистов. Главное — чтобы сами задания не были узнаваемы или похожи на задачи из учебников.

Если же нет ни времени, ни желания играть «в разведчика», пытаясь выдавать себя за кого-то другого, наиболее адекватный способ получить нужную информацию — попросить рекомендовать кого-либо на имеющуюся вакансию. Однако, не имея репутации на форуме или хотя бы приличного количества сообщений (от 50-ти), обращаться за рекомендациями может быть бесполезно. Скорее всего, такая просьба будет проигнорирована.

В то же время открыто размещенная вакансия, даже если это не запрещено правилами форума, скорее всего, останется без ответа.

Типология форумного населения:

  • демагоги — по-видимому, у них имеется слишком много свободного времени для болтовни и самолюбования, они появляются во всех топиках, много и долго рассуждают на отвлеченные темы, могут вести себя высокомерно по отношению к новичкам.
  • умники — любят «покрасоваться», организовывая обсуждение «модных» направлений (к примеру, обсуждая статьи из «последнего французского журнала»), активно используют профессиональный сленг. На деле их практические достижения могут быть значительно более скромными.
  • конкретные — всегда дают советы по существу, редко появляются в темах, где идет обсуждение «за жизнь». Это самый подходящий тип. Однако они могут быть слишком самоуверенными.
  • залетные — появляются только для того, чтобы уточнить какие-то нюансы работы и изредка увлекаются обсуждением еще одной-двух тем.
  • робкие — люди, которые в силу каких-то причин (отсутствие профильного образования, отсутствие опыта и т. п.) поддерживают и подхватывают любые темы, заискивают. Присутствуют на форуме для того, чтобы «приобщиться» к профессиональному сообществу.

Минус на минус — плюс в запасе

Впрочем, ни один профессиональный форум, даже тот, который имеет раздел «вакансии и резюме», не предназначен для поиска специалистов. Поэтому такой форум — далеко не то место, где можно найти человека с редким сочетанием качеств и навыков. Он также бесполезен для тех, кто ищет сотрудника по четко заданным параметрам, определяющим, к примеру, выпускника какого вуза хотело бы видеть на этом посту руководство.

Еще одной сложностью является и то, что большинство профессиональных форумов только в редких случаях дают возможность увидеть место проживания участника. Нельзя не отметить также и тот факт, что наиболее активны форумы представителей «публичных» профессий и тех, чья деятельность напрямую связана с интернет-технологиями. Поэтому продуктивным может оказаться форумный поиск программистов, дизайнеров, маркетологов, рекламистов, менеджеров по персоналу, различных консультантов, а также бухгалтеров и юристов. Именно эти категории специалистов активно общаются в Сети и охотнее посещают профессиональные форумы, так как в силу специфики своей работы больше других нуждаются в информационной поддержке коллег и обмене опытом.

Профессиональные форумы специалистов, установить контакт с которыми при прямом поиске оказывается крайне сложно, к примеру, с технологами и представителями некоторых инженерных специальностей, практически не представлены в Сети. По наблюдению Оксаны Патюли, HR-консультанта рекрутингового агентства Best Service (штат — 9 чел.), такие люди если и посещают форумы, то обычно на тему своих хобби — рыбалки, автомобилей и пр. «Именно на хобби-форуме, посвященном уходу за орхидеями, мне удалось найти кандидата, за которого наше агентство получило самый большой гонорар. Надо ли говорить, что это было чистой случайностью, которая произошла только потому, что наши увлечения совпали?» — признается г-жа Патюля.

Однако профессиональные форумы уникальны тем, что там можно найти сотрудников, которые не заходят на традиционные сайты работы. Впрочем, это обстоятельство может быть еще одним подводным камнем работы с профессиональными форумами. Такой человек не особенно мотивирован на поиск работы. К тому же он вполне может просто из любопытства прийти на собеседование и затем передать своему руководству полученную информацию о размере вознаграждения и о том, каких людей ищет конкурирующая структура. Скрывать же эти данные, даже на этапе телефонных переговоров, часто не представляется возможным. Если же предложение заинтересовало специалиста, а сам кандидат, найденный с таким трудом, по каким-то причинам не подходит, рекрутер может оказаться в неловком положении, так как будет вынужден подробно объяснять причины отказа.

«Зачастую профессионалы не размещают на специализированных форумах свое резюме, но можно точно определить, в какой сфере они работают», — рассказала г-жа Сушинская. Поэтому такие форумы могут быть скорее подспорьем для хедхантера, чем реальной базой для поиска сотрудника. А вот на этапе отбора сбор дополнительной информации на профессиональных форумах может быть незаменим.

Стиль общения специалиста на форуме позволяет определить не только профессиональные, но и его человеческие качества. «Этичность потенциального сотрудника в спорных ситуациях, интерес к сложным заданиям и вызовам, готовность прийти на помощь, за которой так часто обращаются на профильных форумах. Кроме того, наблюдение за участниками обсуждений часто помогает потенциальному работодателю понять, как много информации из будущего места работы вынесет на всеобщее обозрение будущий сотрудник», — считает Надежда Садовая, главный редактор портала про обучение и развитие Trainings.ua.

Впрочем, делая выводы о качествах сотрудника, не стоит забывать, что на форумах проявляется его виртуальная личность, которая хотя и похожа на своего хозяина как зеркальное отражение, все же во многом зависит и от антуража, в котором он находится.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Эффективные письменные деловые коммуникацииЭффективные письменные деловые коммуникации
НЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечтыНЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечты
Не бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организацийНе бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организаций

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)