ИНСАЙТЫ | Качества руководителя 10 декабря 2018 г.

Почему хорошие люди становятся плохими начальниками

Источник: Rusbase

Профессор психиатрии и серийный предприниматель Кэмерон Сепах (Cameron Sepah) рассказал, как люди превращаются в плохих начальников, и поделился тремя историями из своего опыта.

Почему хорошие люди становятся плохими начальниками Плохие люди обычно обладают тремя личными качествами, которые психологи называют «темной триадой»: психопатия, нарциссизм и макиавеллизм. Кто-то сразу рождается психопатом и с раннего детства постепенно развивает нарциссизм. Макиавеллистом может стать каждый при определенных обстоятельствах. Поэтому я считаю, что макиавеллизм — самая опасная черта из всей триады, и он процветает благодаря культуре Кремниевой долины, продвигающей идею «победить любой ценой». Вот истории людей, которые стали макиавеллистами.

Напористый лидер

Днем в субботу мне пришло сообщение с текстом «СРОЧНО: Позвони мне!» от Эми, генерального директора, чьим коучем я на тот момент являлся. Эми — очень умная и оптимистичная женщина. Она лучший лидер, с которым мне доводилось работать. Будучи еще совсем молодой, она построила успешную компанию и, что куда более важно, до сих пор не стыдится просить о помощи, чтобы исправить свои недостатки. Сегодня ее уверенность затмили переживания, поскольку одного из ее сотрудников обвинили в сексуальных домогательствах.

«Честное слово, 75% рабочего времени я занимаюсь решением чужих проблем. Я и представить не могла, что мне придется этим заниматься!» — призналась она.

«Никто не мог. Но основная роль генерального директора — быть ведущим психологом. Да, в число твоих обязанностей входит поиск, найм и удержание сотрудников. Но также и решение проблем, с которыми никто другой не хочет иметь дело», — сказал я. Я спросил ее о стратегии и услышал растущее разочарование в ее голосе.

«Я просила HR-менеджера разобраться с этим. Я общалась наедине с каждым сотрудником, провела три собрания и даже пыталась пересадить людей в офисе… Я сделала все, что могла. Сейчас я попрошу разобраться с этим юристов».

На что я ответил: «Ты действительно попробовала много разных вариантов, чтобы решить эту проблему. Все твои шаги кажутся идеально логичными, но это избегание проблемы, а не ее решение».

«Что мне тогда сделать?»

«Взять ответственность. Ты не виновата в том, что это произошло, но ты позволила усугубиться этой ситуации. Не прячься за команду юристов. Возьми на себя ответственность и прекрати это».

Она вздохнула. «Ты прав, но я не могу сейчас этим заняться. Но юристы могут. Ладно, я пойду. Позвоню тебе в понедельник. Извини».

Я понимаю боль Эми. Это чувство выгорания. Эмпатическое выгорание широко принимается медицинским сообществом, но игнорируется генеральными директорами. Такой тип выгорания характеризуется эмоциональным истощением, отдаленностью и низким чувством удовлетворения, и распространен среди людей, которые вынуждены заботится о других при ограниченном времени и ресурсах.

Хронический стресс в итоге постепенно убивает эмпатию, и как раз отсутствие переживаний приводит к выгоранию. Поэтому стоит не избегать, а культивировать когнитивную эмпатию.

Все знают, что у руководителей компаний огромное множество обязанностей, и они сильно устают; но мало кто понимает, что бремя ответственности за многих людей урезает их эмпатию и приводит к выгоранию. Когда это происходит, в игру вступает макиавеллизм, и человек перестает руководствоваться ценностями компании и занимает оборонительную позицию.

Когда под крыло Эми перешли сто сотрудников, ее терпение постепенно начало сокращаться. Она хотела улучшить культуру компанию, но чувствовала, что ее главный приоритет — удержать корабль на плаву.

Во время наших занятий мы работали над уменьшением стресса и восстановлением эмпатии, заново прививая ей первоначальные ценности компании. Я понял, что все получилось, когда она перенаправила мне свой ответ на прямую жалобу, который показал мне, что она больше не пыталась избегать проблему, делегируя ее кому-то другому. Ее имейл начинался со слов: «Я была неправа и чувствую себя из-за этого ужасно. Позвольте мне исправить это».

Потворствующий исполнительный директор

Помимо стремления к жизни и размножению, один из самых сильных мотиваторов для человека — желание получить одобрение. Самых успешных людей в раннем возрасте мотивировала похвала родителей. Неудивительно, что некоторые даже во взрослом возрасте не перестают к ней стремиться и ждут ее от начальника. Пятидесятилетний исполнительный директор, который все еще хочет выглядеть хорошо в чужих глазах — одно из самых печальных зрелищ.

Таким человеком был Брюс. Я должен был провести с ним собеседование на должность генерального директора в перспективный стартап. На бумаге все выглядело безукоризненно: Брюс был доброжелательным и бесстрашно управлял политическими водами. Все начальники обожали его, но отзывы остальных сотрудников о нем были не такими однозначными, несмотря на его попытки осторожно загладить свою репутацию. Я знал, что что-то было не так, когда пообщался с его коллегами; некоторые сказали, что просто не доверяли ему. Один из них поделился со мной: «Ты словно говоришь с ИИ-чатботом. Слышишь правильные слова, предназначенные именно для тебя, но чувствуешь, что ему все равно».

Во время нашего первого разговора Брюс сказал, что знал о своей репутации, но объяснял недовольство коллектива тем, что он был более формальным профессионалом из другого поколения. Его «сотрудники-миллениалы» просто не могли найти с ним общий язык из-за этого. Но у меня сложилось впечатление, что он был генералом, который мог управлять военными, но ему нельзя было доверять что-либо, что вам небезразлично.

В компании Брюса дела шли хорошо, пока ее не приобрела другая, и его не назначили ответственным за слияние. Он рассказал талантливой сотруднице из другой команды эти конфиденциальные новости и попросил ее держать это в тайне и не говорить своему начальнику. В итоге ее начальник узнал об этом от кого-то другого. Я сразу же догадался о его намерениях. Он был слишком мудрым, чтобы допустить такую простую ошибку.

«Почему же вы поставили свою коллегу в неловкую ситуацию и попросили удержать ваш секрет от ее начальника?»

На что он ответил. «Я знал, что она будет держать язык за зубами, но я был уверен, что этого не будет делать ее босс. Ему небезразличны люди, которые пострадали бы».

Я возразил: «Нет, вы проверяли ее, потому что хотели переманить ее к себе позже. Если бы ее начальник не узнал об этом, она бы доказала свою верность вам. Если бы она разболтала это начальнику, вы бы поняли, что она не сможет стать вашим доверенным солдатом».

Он нахмурился, а я продолжил: «Но если бы начальник узнал о вашем договоре от кого-то другого, он бы больше не доверял ей и не повышал ее, и в итоге она бы перешла к вам. Ее проигрышная ситуация была вашей выигрышной».

Он разозлился, и я понял, что попал в цель. «Правление не может об этом узнать! Я должен быть генеральным директором. Я заслужил это!»

Я сделал паузу. «Вообще-то, правление уже знает. Я здесь не для того, чтобы проверять вас. Я должен убедить вас согласиться на должность в любом случае».

«Что вы имеете в виду под "в любом случае"?»

«Они не сказали вам, что компанию в следующем году закроют из-за судебных процессов за неэтичные практики продаж. Они искали человека, как вы, который сможет управлять тонущим кораблем».

Он побледнел. В первый раз он не знал, что ответить.

Брюс не был макиавеллистом по своей природе. Его потворствующее поведение было скорее печальным, чем злым. Его воспитывали строгие родители, которые никогда его не хвалили, поэтому он постоянно стремился к чужому одобрению.

В итоге он стал генеральным директором — должность и престиж были чересчур соблазнительными. Таким образом, он стал своего рода «родителем», чьей любви он так желал. Трагедия в том, что его «дети» будут слушать его как генерального директора, но так никогда и не полюбят.

Амбициозный сотрудник

Обычно у психологов нет любимых клиентов, но Грейс для меня была определенно такой. Это самая вежливая и дружелюбная девушка, с которой мне доводилось работать. Она закончила факультет правоведения с отличием, и за два года получила два повышения. У нее было светлое будущее, но она все равно обратилась ко мне за помощью, чтобы ускорить свой рост. Поскольку многие мои клиенты переживают серьезные проблемы, мне всегда приятно работать с людьми, которые, как профессиональные атлеты, просто хотят быть лучше.

В самом начале я пытался научить ее терпению. Несмотря на высокие достижения в молодом возрасте, она отчаянно хотела попасть в менеджмент. Было очевидно, что со временем ее повысят до должности руководителя, просто нужно было подождать.

«Конечно, я могу поделиться с тобой своим опытом и посоветовать несколько книг, но ты всему научишься на практике», — сказал я.

«Я понимаю. Я просто хочу быть готова, когда придет время», — ответила она.

«Это здорово. Но это то же самое, что быть родителем. Ты никогда не будешь полностью готова. Я советую тебе на текущей позиции обучаться не навыкам управления, а внутриличностному интеллекту, который так важен для успеха».

Она внимательно слушала.

«Ты обладаешь межличностным интеллектом. Ты понимаешь людей, и они тебе симпатизируют, потому что ты хорошо к ним относишься. Но ты можешь развить внутриличностный интеллект: лучше узнать себя».

«Что еще мне нужно знать?» — спросила она с любопытством.

«Что твои амбиции — палка о двух концах. То, что принесло тебе успех здесь, не принесет его там». Твои амбиции принесли тебе успех, и ты должна этим гордиться. Но одни лишь усилия вряд ли помогут тебе перейти на следующий уровень». Я сделал паузу. «Мне любопытно, вводили ли твои амбиции тебя когда-либо в заблуждение?»

«Да, однажды. Исполнительный директор с предыдущей работы не был моим руководителем, но взял меня под свое крыло и признался о предстоящем слиянии. Он попросил меня никому об этом не говорить — в частности своему начальнику».

Ее история показалось мне знакомой. «Почему ты решила сохранить секрет?»

«Честно говоря, после слияния открывалась позиция менеджера в его подразделении. Я подумала, что если удержу секрет в тайне, он предложит ее мне».

«Неудивительно. Что произошло?»

«Мой начальник узнал о слиянии и спросил меня, знала ли я об этом. Я соврала и сказала, что нет. Я чувствовала себя ужасно, но я так хотела эту должность. В итоге ее так никто и не занял».

«Как это повлияло на твои отношения с начальником?»

«Никак».

«Никак?»

«Он просто вел себя так, словно ничего не произошло. Я думала, он так и не догадался. Спустя некоторое время он решил уйти из компании и в свой последний рабочий день пригласил меня на прогулку. Он вежливо спросил, когда я узнала о слиянии, и я призналась, что соврала. Он сказал, что знал это с самого начала, но не обижался на меня, потому что никто не должен был ставить меня в такое неловкое положение», — ответила она.

«Он простил меня и даже предложил продолжить наставлять меня», — поделилась она. Затем она пересказала мне последний совет, который он ей дал:

«Честность важнее всего. Должности, менеджеры и даже компании приходят и уходят, но твое имя останется с тобой навсегда».

«Вау. Знаешь, я беру свои слова назад. Есть другой способ научиться быть хорошим руководителем».

«Какой?» — спросила она.

«Наблюдение. Твой начальник показал тебе важность благосклонности. Обычно лишь любящие родители могут подставить вторую щеку и показать такую доброжелательность. Теперь ты видишь разницу между хорошим и плохим боссом, и тебе решать, каким ты хочешь быть».

По материалам "Why Good People Become Evil Bosses", Medium.

Иллюстрация: TeodorLazarev / Shutterstock.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Мой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизниМой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизни
Эмоциональный интеллект. Harvard Business Review: 10 лучших статейЭмоциональный интеллект. Harvard Business Review: 10 лучших статей
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)