РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 10 октября 2016 г.

Развитие стратегической гибкости в условиях быстрых перемен

Источник: Kyivstar Business HUB

Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире (Джон Коттер)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Многим компаниям знакома ситуация: на рынке возникает новая конкурентная угроза или большая возможность. Компания сразу же запускает стратегическую инициативу, чтобы справиться с проблемой или воспользоваться шансом. И это происходит, но недостаточно быстро. Или недостаточно эффективно. Реальная ценность теряется, и в конечном итоге все возвращается к исходному состоянию. В своей новой книге "Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире" (Accelerate: Building Strategic Agility for a Faster-moving World) Джон Коттер (John Kotter) дает ответ на вопрос, почему так происходит. Он объясняет, как традиционная организационная иерархия ограничивает компанию, и предлагает выход из этой ситуации.

Пять основных мыслей:

  1. Управляемые иерархии — одно из величайших изобретений XX века, и оно необходимо для нормальной работы компаний.

  2. Иерархическая структура имеет ряд ограничений, которые не позволяют организации быстро реагировать на новые возможности.

  3. Для того чтобы радикально ускориться, необходим новый подход к структурированию бизнеса — иерархически-сетевой.

  4. Иерархическая и сетевая части структуры должны быть тесно связаны между собой, в том числе через людей, которые задействованы в них обеих.

  5. Иерархическая структура отвечает за выполнение повседневных задач, а сетевая — за реализацию стратегических инициатив. Это делает компанию эффективной и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Сети и иерархии ˅
Практически все успешные компании в мире проходят один и тот же жизненный цикл. В начале своего существования они похожи на сеть — нечто, подобное Солнечной системе, с Солнцем, планетами и спутниками. Основатель компании находится в центре этой структуры, остальные люди формируют «узлы», работая над различными инициативами и задачами. Передвижение по такой сети фактически и есть карьерный рост.

По мере своего развития бизнес становится более структурированным. У него появляется иерархия, четкие правила и управленческие процессы (планирование, бюджетирование, оценка, решение проблем и т. д.). В итоге такая, более зрелая, организация может продуцировать устойчивые результаты на постоянной основе.

Хорошо продуманная иерархия позволяет эффективно распределять работу между департаментами, филиалами и регионами. А если вдобавок к этому управленческие процессы отточены и эффективны — можно легко координировать работу тысяч сотрудников, расположенных в разных странах.

Ряд экспертов считает, что иерархия — пережиток прошлого. Они говорят, что нужно отказаться от организационной схемы и создать нечто вроде сети. Автор не согласен с таким мнением. Он убежден, что управляемые иерархии — это одно из величайших изобретений ХХ века, и оно все еще необходимо для нормальной работы компаний.

Однако у иерархий есть и существенные ограничения. Например, часто руководитель понимает: у него есть только небольшая команда ключевых людей, которым он может доверить важную задачу. Информация в иерархических структурах распространяется очень медленно, а коммуникация между разными уровнями затруднена. Порой менеджер может обнаружить, что некоторые политики и процедуры становятся барьерами, мешающими быстрой реализации стратегических инициатив.

Кроме того, фокус на ежеквартальных целевых показателях нередко вступает в конфликт с долгосрочными перспективами бизнеса. Для иллюстрации этого тезиса достаточно вспомнить типичную ситуацию, которая происходит на совещании. Если на повестке дня два вопроса: 1) обсудить крупную программу по стимулированию инноваций в компании и 2) подумать, как можно сократить затраты, то основное внимание будет уделено второму пункту. Существуют и проблемы «политического» характера: сотрудники часто боятся проявлять инициативу и делать что-либо без одобрения со стороны своего руководства.

Недальновидные управленцы склонны обвинять во всем своих подчиненных. Однако опытные менеджеры понимают: все эти проблемы — результат несовершенства организационной структуры. Нередко они пытаются бороться с описанными сложностями. Например, путем формирования кросс-функциональных команд или фокусировки на долгосрочных целях. Конечно, это помогает компании ускориться, однако только до определенного предела.

Для того чтобы скорость соответствовала темпам изменения окружающей среды, необходим новый подход к структурированию бизнеса. Он представляет собой эффективную комбинацию сети и иерархии, позволяет легче управлять компанией и вместе с тем ускоряет стратегические перемены. Автор книги проводит аналогию с компьютером, где установлены две операционные системы — пользователь может использовать преимущества обеих. А саму новую структуру он называет иерархически-сетевой, или дуальной.

Иерархически-сетевая структура

Стоит задуматься:

  • ЕСТЬ ЛИ у вашей организации ЭЛЕМЕНТЫ сетевой структуры?
  • УСПЕВАЕТ ЛИ ваша компания СПРАВЛЯТЬСЯ с вызовами турбулентной среды?
  • КУЛЬТИВИРУЕТЕ ли вы ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА в сотрудниках?

Cледует сделать:

  • КРИТИЧЕСКИ ПОСМОТРЕТЬ на роль традиционной корпоративной иерархии.
  • НАЧАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ восемью ускорителями бизнеса.
  • ПОДДЕРЖИВАТЬ СОТРУДНИКОВ в стремлении развиваться и изменяться.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
НЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатымНЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатым
От сильных идей к великим делам. 21 мастер-класс по превращению планов в достиженияОт сильных идей к великим делам. 21 мастер-класс по превращению планов в достижения

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)