РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 12 июня 2017 г.

Дизайн-мышление в действии: достигаем желаемых целей

Источник: Blog.kniga.biz.ua

Привычка достигать. Как применять дизайн-мышление для достижения целей (Бернард Рот)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Вы уже слышали о дизайн-мышлении, но думаете, что это нечто сложное и модное, совершенно неприменимое к повседневной жизни? Оказывается, нет. Дизайн-мышление — это нестандартный, творческий подход в решении практически любых задач. Как доказывает один из «отцов» дизайн-мышления и основатель легендарного института дизайна Стенфорда Бернард Рос (Bernard Roth) в книге «Привычка достигать» (The Achievement Habit), мир предлагает нам сотни вариантов и возможностей, если мы откажемся от привычного мышления и стереотипов.

Что такое дизайн-мышление?

Давайте для начала определимся с терминами. Чем дизайн-мышление отличается от стандартного мышления, как оно связано с дизайном и чем может быть полезно практически каждому из нас? Бернард Рос преподает дизайнерское мышление уже более 50 лет. Он ввел этот термин, когда заметил, что дизайнеры, решая проблемы и задачи, подходили к ним нестандартно, интереснее, более творчески, чем другие. Как результат: вопросы решались эффективнее и быстрее. Кроме того, дизайн-мышление помогает сосредоточиться на поставленной цели и достигать начатого.

По словам Роса, принципы дизайн-мышления применимы для решения любых жизненных задач, для эффективного достижения целей. Его студенты научились освобождаться от оков прокрастинации, перестали ограничивать свой творческий потенциал, смогли влиять на окружающий мир и получать желаемый результат.

Вот концепция дизайн-мышления, созданная Бернардом Росом.

  • Проникнитесь чувствами и потребностями других людей. Это на чало начал. Когда вы занимаетесь дизайном, то прежде всего думаете не о себе. Вы ориентируетесь на нужды и желания других. На этом этапе вы обычно только знакомитесь с проблемой.
  • Четко поставьте проблему . Выделите именно ту проблему, которую вы хотите решить, или вопрос, на который вы хотите ответить.
  • Создайте идею. Рождайте любые решения любым доступным способом: в рамках коллективного обсуждения, построения ассоциативных рядов, набросков на салфетках. Но эти решения должны быть лучшими.
  • Создайте модель своего решения. Не стремитесь к совершенству, создайте прототип того, что вам по силам.
  • Проверьте свою идею и прислушайтесь к оценке результатов.

Наши представления о мире — иллюзии

Пожалуй, это одно из самых сложных утверждений для понимания и принятия. Наша жизнь, по сути, не важна. Это не повод прыгать с моста. Это философский вопрос нашего бытия. Мы воспринимаем действительность и людей субъективно. Наши взгляды и представления о жизни подчас не имеют ничего общего с реальностью. Вот упражнение, которое Рос дает своим студентам в Стенфорде.

Сделайте несколько глубоких вдохов. На несколько минут закройте глаза. Затем откройте их и внимательно переведите взгляд с одного предмета на другой. Каждый раз, когда в поле зрения попадает новый объект, скажите, что он не имеет значения (например, «кресло не имеет значения»). Подумайте о родственниках и других дорогих вам людях, объектах и событиях, например ваших главных достижениях или приобретениях. Назовите их, добавив, что они не имеют для вас значения. Потом спокойно посидите несколько минут и повспоминайте.

Это упражнение может быть весьма болезненным для большинства. Мы должны будем произнести, что даже важные достижения или самые близкие люди не имеют значения. Но, по словам Роса, это упражнение раскрепощает. Ведь именно от нас самих зависит, что имеет значение в этой жизни. Так мы меняем свой взгляд на действительность. А это уже начало нестандартного мышления. Кроме того, сконцентрировавшись на приоритетах в жизни, вы сможете выделить для себя действительно важные достижения. Вы поймете, чего хотите достичь.

Как переосмыслить проблему

Мы часто не доводим начатое до конца, потому что не представляем себе, как обойти препятствия, возникшие на пути достижения целей. Как только мы сталкиваемся с проблемами, мы сразу ищем пути их решения. Это нормально. Это обычно и банально. Не найдя быстро нужного и эффективного решения, мы склонны сдаваться. Что советует эксперт дизайн-мышления Бернард Рос? Для начала нужно переосмыслить проблему. Как в известной байке про электрическую лампочку.

Вопрос: Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?

Ответ дизайнерски мыслящего человека: А зачем вообще использовать электрические лампочки?

Существует несколько вариантов переосмысления проблемы, переоценки возможных действий. Рос советует ответить на вопрос: в чем действительно нуждается человек или проект? Не наше представление о нуждах, а настоящие нужды проекта. В чем заключается боль клиента?

Переосмысление проблемы — по сути, изменение точки зрения. Дальше можно начать генерировать новые идеи для решения истинной нужды.

Как создавать нестандартные идеи

Бернард Рос предложил 22 способа генерирования идей, которые используют студенты Стенфордского института дизайна. Вот только несколько из них:

  • Напряженная работа. Самый продуктивный метод, по мнению Роса. Иногда идеи приходят как вспышки. Но обычно вспышку предваряет тяжелый труд и масса расстройств.

  • Релаксация. Чтобы подключить подсознание, необходима релаксация. Есть много историй о том, как люди находили блестящие решения во время сна или в мечтах.

  • Мозговой штурм. На курсе промышленного дизайна в Стенфорде студентов учат решению задач (мы называем это дизайнерским процессом), сокращая его обозначение до трех букв ЕТС. Первая буква подразумевает формулировку (Express) идеи: выход с пробным решением. Второй шаг — оценка (Test) идеи: изучение того, что в ней может сработать, а что нет. Третий шаг, обозначаемый буквой С (Cycle), предполагает повторение: выход с новой идеей на основе того, что уже найдено. Потом может последовать первый шаг: формулировка новой идеи.

  • Юмор. Юмор — великий генератор идей. Даже в очень сложных ситуациях шутки могут подвести вас к тому, чего серьезный мозг вам не подскажет.

  • Диаграммы процесса. Этот инструмент позволяет наглядно и очень кратко представить проблему. Для некоторых проблем диаграммы могут включать различные переменные (например, время) относительно других. Частный случай — логические схемы, описывающие весь процесс.

  • «Что, если?». Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что, если бы не было силы притяжения? А что, если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.

И это лишь малая часть тех методик, которые можно использовать при создании нестандартных идей и решений.

Привычка достигать желаемого

Книга «Привычка достигать» полна ярких, интересных примеров из жизни автора и его студентов, показывающих, как дизайн-мышление помогает достигать желаемого: в работе и в повседневной жизни. От решения глобальных проектов и задач до поиска спутника жизни. Кроме того, Рос предлагает много несложных и забавных упражнений на развитие креативности и гибкости мышления. Пожалуй, один из самых впечатляющих выводов книги — это то, как дизайнерское мышление учит нас брать ответственность за собственную жизнь. Проанализировав свои желания и достижения, откинув все лишнее и ненужное, мы четко видим поставленные цели и задачи, понимаем, зачем нам это надо и как достичь желаемого. Мы перестаем пассивно плыть по течению и берем ответственность за свою жизнь.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победуМиф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу
Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое делоПродуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело
Без усилий. Пусть главное станет прощеБез усилий. Пусть главное станет проще

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)