ТЕНДЕНЦИИ | Интернет-демократия 26 октября 2005 г.

Интернет-демократия

Автор: Антон Нестеренко, газета "Бизнес"

Решение позволить сотрудникам самим выбирать себе начальство через интернет кажется в первый момент занятной блажью руководства. Но когда оказывается, что это блажь топ-менеджеров компании с оборотом в $11,48 млрд, где работают 52 тыс. человек в 80 странах, все выглядит более серьезно.

Мысль организовать рабочий коллектив при помощи интернета пришла людям в голову давно (по меркам молодой сети). Обычно это выглядит вполне банально: интранет-сайт, доступ к которому имеют только сотрудники компании. Там хранятся документы и над этими документами осуществляется совместная работа. Возможно, происходит какое-то общение. По большому счету фирме, где 15 человек сидят в одном офисе, большего и не надо. А в некоторых случаях даже такой вариант будет невостребованным.

Другое дело, когда сотрудников тысячи и они разбросаны по разным городам, а то и странам. В этом случае организация совместной работы значительно облегчается при помощи сети и развернутых интернет-систем. Функциональные возможности таких систем могут быть самыми разнообразными: с использованием видеоконференций, VoIP -связи, программами по планированию рабочего времени… Все что угодно, вплоть до системы голосования для выбора начальства, как это сделала компания Schlumberger, занимающаяся разведыванием и разработкой залежей нефти.

Логика руководителей этой компании была проста: мы ничего не знаем о тысячах людей, которые работают на нас, а о текущих проблемах и вариантах их решения они знают гораздо лучше. Так пусть сами и решают большую часть всех вопросов, находят человека, которого большинство работников уважает, и ставят его начальником над собой.

На практике осуществление этого решения выглядело так. На корпоративном сайте были созданы специализированные группы (геологи, химики, управленцы и т. д.) для обсуждения текущих проблем и обмена знаниями между людьми из разных стран, многие из которых и не видели друг друга никогда. Когда в эти группы записалось по нескольку тысяч человек и наладилось общение, сотрудникам предложили выбрать себе лидеров, опять-таки в рамках сайта. Были виртуальные предвыборные кампании, дебаты, и на выходе каждая группа получила своего лидера. Так, некий Джон Афилака, инженер в Нигерии, возглавил группу технических специалистов по разведыванию новых месторождений нефти. Теперь он 20% времени проводит за организацией работы виртуального сообщества, рабочих встреч и совещаний, а также занят лоббированием интересов своих «подопечных» перед вышестоящим начальством.

Пожалуй, самое интересное — это собственно выборы. Ибо, несмотря на формализованную систему голосования, сам процесс завоевания авторитета среди коллег схож с общением в форумах и блогах. Точно так же их участники могут становиться лидерами, демонстрируя незнакомым людям свои знания и пользуясь умением внятно и убедительно излагать свою позицию по тому или иному вопросу. Только в форумах людьми движет в основном отвлеченное повышение самооценки, а в случае Schlumberger речь идет уже о вполне реальном карьерном росте.

Насколько эффективной окажется модель, введенная в компании Schlumberger, будет видно не раньше чем через год. Может, она станет очень распространенной через несколько лет, а может быть, останется единичным случаем. Сейчас же ясно одно: эта модель управления мобилизует наиболее активных и талантливых сотрудников, что само по себе отрадно.

Ссылка по теме:






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как пройти собеседование в компанию мечты. Илон Маск, я тот, кто вам нуженКак пройти собеседование в компанию мечты. Илон Маск, я тот, кто вам нужен
НЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечтыНЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечты
Год личной эффективности. Сборник 1. Когнитивный интеллект. Эффективно учусь, использую техники и инструментыГод личной эффективности. Сборник 1. Когнитивный интеллект. Эффективно учусь, использую техники и инструменты

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)