ТЕНДЕНЦИИ | Рынок кадров 24 января 2007 г.

Кадровый рынок в глобальной перспективе

Автор: Михаил Рогозин, "Кадровый менеджмент" (№9, 2006)

Основной признак уходящего года — все усиливающаяся обеспокоенность компаний нехваткой рабочей силы. Наряду с ростом требований к персоналу о себе дает знать и старение кадров — давно предрекаемый кризис, связанный с выходом на пенсию поколения беби-бумеров, кажется, скоро коснется большинства организаций. В этих условиях признанные мировые агентства проводят множество исследований, признанных выяснить, какие новые черты приобретет управление персоналом в ближайшем будущем.

Профессиональные навыки и сертификация

Компания Brainbench, специализирующаяся на онлайн-оценке персонала, опубликовала очередной ежегодный отчет «Global Skills Report», в котором представлены данные, полученные в результате опроса сотрудников компаний из 217 стран и регионов. Brainbench с 2001 года отслеживает уровень подготовки сотрудников в разных частях света, основываясь на данных о прохождении ими различных программ профессиональной сертификации. Около 600 оцениваемых групп были объединены в шесть основных категорий — информационные технологии, финансы, клиентская поддержка, продажи и маркетинг, менеджмент и здравоохранение. «Сравнивая полученные результаты с данными прошлых лет, мы можем увидеть, как меняется и распределяется уровень подготовки персонала по разным географическим зонам», — объясняет президент и глава компании Brainbench Майк Руссиелло (Mike Russiello). В этом году выяснилось следующее:

В Индии продолжает увеличиваться количество сотрудников, прошедших различные виды профессиональной сертификации. В этом году число сертифицированных специалистов возросло на 47% по сравнению с прошлым годом, в то время как в США этот показатель упал на 18%.

В странах Восточной Европы темпы получения профессиональной сертификации замедлились, однако здесь она до сих пор очень популярна среди технических специалистов. В России и Румынии доля сотрудников, имеющих профессиональную сертификацию, составляет около 18% общего числа персонала, и страны уступают только США (35%) и Индии (30%).

В странах Латинской Америки необычно высокие темпы роста показали Мексика (73%), Куба (125%) и Чили (163%), особенно в области сертификации административного персонала. Отмечается, что американским компаниям, вероятно, придется расширять службы испаноязычной поддержки клиентов.

В Китае сертификацию в этом году прошли на 82% больше сотрудников, чем в прошлом. Успешные IT-компании из Индии начинают все чаще размещать свои филиалы в Шанхае и Пекине.

Результаты исследования 2006 года показывают, что подбор персонала за рубежом претерпевает значительные изменения. На решения работодателей и кандидатов влияют политические и экономические факторы, а также многие тенденции носят глобальный характер и меняются в зависимости от политики государств в сфере образования.

«Проанализировав данные за последние два года, можно выявить основные изменения и тенденции на кадровом рынке. Компании сейчас находятся под давлением. Выражение «война за таланты» снова выходит на первые полосы газет, а кадровые агентства, занимающиеся подбором персонала для самых разных отраслей, все чаще говорят об увеличивающемся спросе на квалифицированных сотрудников, обозначая нехватку специалистов на рынке труда. Это наводит на мысль о том, что способность находить сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и навыками, за границами своей страны, становится одним из главных факторов успешности компании», — заявляют Чарльз Хандлер (Charles Handler) и Марк Хили (Mark Healy), выступившие в роли аналитиков и консультантов при проведении исследования.

Образование для бизнеса

Исследование, проведенное консорциумом американских организаций, показало, что в то время как с рабочих мест уходит поколение беби-бумеров, новые сотрудники часто не имеют необходимых знаний, причем как академических, так и прикладных.

В отчете по исследованию, основанном на опросе 431 специалиста по управлению персоналом, говорится, что основной целью экспертов было выяснить взгляды работодателей на степень готовности к работе сотрудников, набранных из выпускников университетов, школ и колледжей. «Молодые люди, которым предстоит работать, плохо подготовлены» — резюмируется в отчете.

Очевидно, что многие работодатели всерьез обеспокоены тем, как молодые сотрудники готовы к выполнению своих обязанностей. Представители компаний хотят, чтобы поступающие к ним на работу выпускники учебных заведений обладали набором необходимых знаний и способностью применять эти знания на практике, однако реальность далеко не всегда отвечает их ожиданиям.

«Из отчета следует, что необходимо развивать сотрудничество между бизнесом и образовательными учреждениями, чтобы должным образом подготовить молодых людей к работе в XXI веке, — отмечает Ричард Каванаг (Richard Cavanag), президент организации The Conference Board, выступившей в качестве одного из организаторов исследования. — Если не заниматься интенсивной подготовкой будущих сотрудников, молодые жители США перестанут быть конкурентоспособными на рынке труда».

Бизнес-лидеры отмечают, что основными требованиями к кандидатам остаются навыки грамотной речи и письма, однако для успешного карьерного роста важно уметь работать в команде, обладать критическим мышлением и коммуникативными способностями. Образовательные учреждения должны, по их мнению, сочетать преподавание академических дисциплин и набора прикладных предметов. Как показал опрос, этим базовым требованиям не удовлетворяют большинство сегодняшних молодых специалистов. Около 70% респондентов заявили, что выпускникам школ не хватает практических навыков и представления об этике работы и пр. Более 40% опрошенных работодателей считают, что молодые люди, окончившие старшие классы школ, слабо подготовлены даже к тем начальным должностям, на которые их принимают. Причем, отвечая на вопрос о методах решения данной проблемы, 28% респондентов отметили, что их компании сократят прием на работу сотрудников, не имеющих образования помимо школьного; 49,5% заявили, что будут принимать на работу больше выпускников колледжей с двухлетним периодом обучения, а 60% изъявили намерение комплектовать штат выпускниками колледжей с четырехлетним циклом обучения (бакалавриат). 42% работодателей в ближайшие пять лет увеличат процент сотрудников, имеющих дипломы о высшем и послевузовском образовании.

Давая прогнозы относительно развития бизнеса, почти три четверти опрошенных указали, что в ближайшее время способность к творчеству и инновациям войдет в число пяти ключевых навыков, требуемых от будущих выпускников учебных заведений. Кроме того, большое значение приобретет знание иностранных языков, понимание других культур и способность адаптироваться к работе на международном рынке. Так, 63% работодателей считают, что знание иностранного языка станет одним из важнейших факторов при отборе кандидатов на вакансии.

76% представителей компаний полагают, что больше внимания в организациях будет уделяться здоровью и здоровому образу жизни. Среди предполагаемых мер по улучшению состояния здоровья сотрудников были названы организация правильного питания, физические упражнения, меры по борьбе со стрессовыми ситуациями и направленные на поддержание эффективного баланса между работой и личной жизнью персонала.

Удаленная работа

Удаленная работа — это уже не одна из возможных бизнес-стратегий, а насущная необходимость, говорится в отчете об итогах конференции Telework Conference 2006, проведенной компаниями WorldatWork и ITAC в сентябре этого года в Вашингтоне. Частные организации и правительственные учреждения начинают видеть в дистанционной форме способ контролировать расходы и повышать производительность труда. «Удаленная работа не только позволяет поддерживать баланс между работой и личными интересами сотрудников, — объясняет Энн Радди (Anne Ruddy), президент международной ассоциации специалистов по управлению кадрами WorldatWork. — Она также является отличным способом увеличить эффективность труда». Около 120 участников конференции обсуждали три основных тенденции развития концепции:

Дистанционная работа стала реальностью: 68,5% американцев пользуются сетью Интернет, 36% имеют широкополосный доступ. Почти в любом офисе ежедневно от 40 до 70% рабочих мест пустуют, так как многие сотрудники уже задействуют мобильные технологии.

Нехватка талантливых специалистов представляется неизбежной: к 2014 году дефицит рабочей силы всех категорий в США составит примерно 8 млн человек, в то время как необходимость в квалифицированных кадрах будет только увеличиваться.

Свободное время становится важнее денег: многие служащие вынуждены постоянно выбирать между семьей и работой, так что возможность свободного графика зачастую приобретает для них большее значение, чем размер заработной платы.

В отчете также сказано, что в Америке количество сотрудников, работающих удаленно, оценивается в 26 млн человек, что составляет примерно пятую часть всех трудовых ресурсов. С 1995 года количество таких сотрудников увеличилось на 1 млн.

Ожидается, что к 2010 году число служащих, работающих вне офиса, приблизится к 100 млн человек. Такой прогноз объясняется тем, что все больше компаний начинают осознавать выгоды, которые приносит возможность удаленной работы, и создают инфрастуктуру — как техническую, так и культурную — для обеспечения такой возможности.

Вот несколько примеров того, какую финансовую выгоду может принести дистанционная работа: Экономия на переводе сотрудников: стоимость перевода сотрудника из одного города в другой может доходить до $100 тыс.

Увеличение производительности труда благодаря тому, что пропуски рабочих дней становятся невозможными. Экономия на аренде офиса в случае удаленной работы составляет приблизительно $10 тыс. на одного человека в год.

Снижение затрат на подбор персонала: текучесть кадров значительно ниже в подразделениях, где сотрудникам разрешено работать удаленно.

Удовлетворенность персонала: число сотрудников и руководителей, довольных своей работой, примерно на 25% выше в подразделениях, в которых разрешен свободный график или дистанционная форма.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)