ТЕНДЕНЦИИ | HRM 28 января 2010 г.

Исследование актуальных задач в управлении персоналом

Компания TOTAL HR Consulting, входящая в группу компаний Brain Source International, провела исследование актуальных задач в управлении персоналом среди HR-директоров и топ-менеджеров компаний. Целью исследования было получение среза информации о реальной ситуации внутри компаний и понять, как они реагировали на создавшуюся экономическую ситуацию в 2009-ом году, а также выяснение, какие задачи будут стоять в планах перед компаниями в начале 2010-го года.

Представители 50-ти компаний-участниц данного проекта делились своим мнением, отвечая на вопросы анкеты:

  1. Какие задачи на данный момент стоят перед HR-службой компании? Почему именно эти задачи?
  2. Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед вами через полгода? Почему?

В исследовании принимали участие представители разных сфер бизнеса. Среди них: компании из сферы агропромышленного сектора составили 4%; представители ИТ-компаний — 12%; промышленный сектор (производство строительных материалов и химического сырья), логистические провайдеры, телекоммуникационные и финансовые компании — по 6%; представители производственных и дистрибуционных компаний продуктов питания и бытовой техники — 16%; компании из сферы розничной торговли составили 12%; компании предоставляющие услуги, фармацевтические компании — по 14%; представители других сфер — 4% (см. Рис.1.).

Участники исследования

Рис.1. Участники исследования

В IV-ом квартале 2009 г. наиболее востребованными аспектами в управлении персоналом, по результатам исследования, оказались вопросы подбора персонала. Так считают 50% опрошенных участников. Подбор осуществлялся как на вакансии, которые освободились в связи с уходом сотрудников компаний (по сокращению и по собственному желанию), так и на новые позиции. Причем большинство респондентов нашего исследования говорили о рекрутинге специалистов именно для новых вакансий в компании.

Следующим по актуальности вопросом в работе с персоналом было обучение — 34%. В основном, ему уделяли внимание те компании, которые подбирали себе новый персонал. Обучение как повышение квалификации сотрудников происходило только в некоторых компаниях.

Для 32% опрошенных HR-директоров и топ-менеджеров компаний актуальными являлись вопросы материальной мотивации, в рамках которой происходили корректировки уровня (курс на увеличение) и схем заработных плат, льгот и компенсаций.

26% компаний фокусировали свое внимание на нематериальной мотивации, а именно — проводили мероприятия направленные на усиление корпоративного духа.

В нынешних условиях особое внимание следует уделять информированию сотрудников компании. Поэтому и в рамках данного исследования этот аспект вынесли отдельно от нематериальной мотивации. Результаты по этому вопросу были таковы, что в последнем квартале 2009 г. на информирование тратили свое время 14% респондентов. Наряду с этим шли следующие задачи: сокращение (14%), реструктуризация (12%) и оценка персонала (12%). Здесь можно сделать акцент на том, что в компаниях данные процессы проходили одновременно (см. Рис.2.).

Актуальные задачи в управлении персоналом

Рис.2. Актуальные задачи в управлении персоналом

Для представления полной картины того, какие же задачи были актуальными в управлении персоналом на протяжении 2009-го года, можно сопоставить данные, полученные в I-ом и IV-ом кварталах 2009-го года (см. Рис.3.).

Прежде всего, следует отметить, что конец 2009-го года был отмечен явной позитивной динамикой по сравнению с началом года. И свидетельством того служит увеличение на 32% количества компаний, уделяющих внимание подбору персонала и уменьшение на 24% респондентов, занятых вопросом сокращения.

На протяжении всего года в разряде постоянно актуальных аспектов в управлении персоналом находилась мотивация персонала. Что, впрочем, закономерно. Ведь практически для всех компаний в 2009-ом году было очень важно увеличить или как минимум сохранить свою продуктивность. А именно благодаря грамотно выстроенной системе мотивации возможно обеспечить производительность труда работников компании и удержать продуктивных сотрудников.

Среди тенденций этого года можно выделить и то, что в большинстве компаний, которые проводили сокращения штата персонала с целью оптимизации бюджета, мало кто перед этим проводил профессиональную оценку персонала. В основном оценка проводилась в тех компаниях, для которых это постоянный ежегодный процесс, не зависящий от незапланированных изменений.

Сопоставление данных

Рис.3. Сопоставление данных

В итоговую часть исследования вынесены ответы респондентов на второй вопрос анкеты: прогнозируемые задачи в управлении персоналом на начало 2010-го года (см. Рис.4.).

И, в первую очередь, следует сказать о том, что если в I-ом квартале 2009-го года на вопрос о планируемых действиях участники данного проекта озвучивали только два мнения. Первое, о том, что планы кардинально отличаться от I-го квартала 2009-го года не будут, и, второе, что будут ориентировать свою деятельность в зависимости от экономической ситуации в стране. В этот же раз только 14% всех опрашиваемых говорили о том, что они затрудняются ответить на данный вопрос в связи с нестабильной экономическо-политической ситуацией в стране (см. на графике «другое»).

Также обращает на себя внимание, что только 2% HR-директоров и топ-менеджеров компаний собираются проводить мероприятия по сокращению персонала. И если оценивать нижеприведенный график в комплексе, то его данные говорят о позитивных прогнозах.

Прогнозируемые задачи в управлении персоналом на I-е полугодие 2010 г.

Рис.4. Прогнозируемые задачи в управлении персоналом на I-е полугодие 2010 г.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгоранияПять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания
Волшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делатьВолшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делать

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)