ТЕНДЕНЦИИ | Бизнес-модели 7 ноября 2014 г.

Пять трендов, делающих бизнес-модель актуальной

Автор: Патрик ван дер Пиль (Patrick Van Der Pijl)
Источник: "&.СТРАТЕГИИ" (№4, 2014)

Время стабильных прибылей прошло. Как адаптировать бизнес-модель к современным условиям и победить конкурентов?

Патрик ван дер Пиль (Patrick Van Der Pijl)
Патрик ван дер Пиль
(Patrick Van Der Pijl)
Мы живем в непредсказуемое время. Большие прибыли и растущие рыночные доли компаний остались в прошлом. Большинство организаций находятся в ситуации, когда за одну ночь может возникнуть новый сильный конкурент и так же стремительно исчезнуть. Клиенты требуют ежемесячных инноваций, а бизнес-планы невозможно построить даже на год вперед, не говоря уже о долгосрочной перспективе. Для того чтобы оставаться прибыльными в будущем, компаниям придется постоянно корректировать существующую бизнес-модель. Как определить, что она по-прежнему отвечает современным требованиям?

Я выделяю пять основных тенденций, которые сегодня не могут быть проигнорированы и делают бизнес-моделирование актуальным.

От «обладания» к «доступности»

Для все большего числа клиентов обладание неким продуктом становится не главным приоритетом — на первое место выходит его доступность. Здесь огромную роль сыграло то, что мы привыкли пользоваться онлайн-файлами, без скачивания: все больше людей слушают музыку со Spotify или смотрят фильмы по подписке Netflix. Интернет становится проводником своеобразной «общей экономии». Но эта тенденция уже давно вышла за пределы онлайна. Сервис Car2Go с 2008 года дает возможность взять машину на прокат именно на тот период времени, на который она вам нужна. Вы платите не за аренду в сутки, а только за то время, пока на ней ездите. Этот сервис работает уже в 27 городах Европы, Северной Америки и Канады. Еще пример — аренда жилья с Airbnb. Вы можете арендовать его у пользователей в любой точке мира, где пожелаете, и сдавать не на постоянной основе, а лишь в тот период, когда оно не нужно вам самим. В ближайшее время все больше крупных компаний будут переходить на бизнес-модель шеринговой экономики, и мы увидим ее повсеместно. Ведь приоритеты клиентов изменились: они хотят пользоваться продуктом вашей компании, но им уже не так важно обладать им.

3D-печать: новая промышленная революция

Сегодня методы 3D-печати становятся все более изощренными, а разработки в этой области производятся очень быстрыми темпами. Если раньше данная технология использовалась в основном для прототипирования, то сейчас с улучшением технологий и снижением стоимости возможно напечатать практически все что угодно. В прессе постоянно появляются сообщения о том, что строительные фирмы конструируют детали домов на принтерах, а ученые добились печати внутренних органов в соответствии с ДНК и анатомическими особенностями человека. В ближайшие годы все мы начнем проектировать и производить собственные продукты. Крис Андерсон (Chris Anderson), в своей книге «Makers: The New Industrial Revolution» пишет: «Мы все станем дизайнерами». И компаниям следует задуматься над тем, чтобы изменить свою бизнес-модель с учетом этого факта. Как вам нужно работать теперь, когда клиенты сами могут напечатать ваш продукт?

Думай, как стартапер

Если не хотите или не можете — сотрудничайте с ними. Обязательно наймите себе сотрудника с таким мышлением. Большинство инноваций и революционных идей сегодня исходят не от крупных организаций, а от стартапов. Сама их природа позволяет быстрее переключаться и видеть больше возможностей, ведь у инвесторов сейчас широко открыты глаза только для лучших идей. Что это значит для существующих организаций?

Лишь то, что можно не ломать собственную природу, пытаясь что-то изобрести, а нанять для этого стартаперов и получить прекрасную возможность для качественного рывка и роста. Сервис Twice, позволяющий реализовать поношенную одежду, еще в 2012 году стал нанимать для своего развития провалившихся стартаперов. Цена вопроса — $1 млн.

Мобильным становится все вокруг

Следует признать, что у многих сегодня начинается «цифровая интоксикация» и усталость от технологий. Но в целом это пока мало влияет на повсеместное использование мобильных устройств. С каждым годом мир будет становиться все более мобильным. Уже не нужно ходить в магазин, все покупки можно сделать через интернет. Однако компания Tesco пошла еще дальше — она создала виртуальный супермаркет на станции метро. Покупатели могут купить товар, сфотографировав его с виртуальной полки, помещенной на стене вагона, на свой мобильный телефон и передав на сайт виртуального магазина. Жизнь товара на полке становится все более короткой. Задумайтесь, как вашей компании организовать реализацию продуктов и услуг через мобильные устройства, чтобы не отстать от клиентов, оставшись с ними в хороших отношениях?

Создавай и управляй

Сегодня бизнес и дизайн стали неотделимыми понятиями, ведь контекст, в котором действуют организации, становится все более сложным. Большие отчеты консультантов зачастую не вносят ясности. Я призываю вас при работе с бизнес-моделями мыслить и визуализировать так, как это делают дизайнеры. Сейчас в цене визуальные средства мышления, например, метод разработки бизнес-моделей Canvas. С помощью дизайнерского мышления сложные стратегические вопросы могут стать более понятными не только для управленцев, но и для организации в целом, следовательно, инновационная мощность компании возрастет. В будущем дизайн и бизнес будут все более смешиваться. Чтобы не потеряться в наше турбулентное время, сделайте своим генеральным директором или хотя бы одним из руководителей компании дизайнера. Например, Джонатан Айв (Jonathan Ive) сегодня — старший вице-президент отдела промышленного дизайна Apple. Каждой компании стоит задуматься над использованием у себя дизайнерского мышления, по крайней мере это сделает разработку стратегий веселее и эффективнее.

Соответствовать ли вышеназванным трендам — дело каждой компании, но помните, что неиспользованные возможности сегодня становятся конкурентными упущениями уже завтра.

Об авторе:

    Патрик ван дер Пиль (Patrick Van Der Pijl) — основатель СЕО компании BusinessModels Inc. (Голландия), эксперт в сфере инноваций, разработки моделей бизнеса, стратегий и процессов для компаний из разных отраслей. Продюсер книги «Построение бизнес-моделей».



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможностиПоцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)