ТЕНДЕНЦИИ | Холакратия 5 апреля 2016 г.

Холакратия убивает корпоративную иерархию

Источник: IGate.com.ua

Офисная иерархия давно и прочно укоренилась в умах всех, кто так или иначе «выходил на официальную работу». К великим прописным истинам давно причислены такие утверждения как «с шефом не спорят», «шеф всегда прав» и «начальство всегда знает, как лучше». Однако в последнее время мир развивается настолько стремительно, что современным компаниям приходится волей-неволей изменять привычный уклад и менять собственную «жизнь».

Многие успешные компании постепенно избавляются от балласта «лишних» вертикально-ориентированных отделов, должностных «прослоек» между СЕО и рядовыми сотрудниками компаний.

Это позволяет им более эффективно руководить своими активами, оперативнее реагировать на рыночные изменения и не терять драгоценное время, стоимость которого растет день ото дня.

Неудивительно, что компании, идущие в ногу со временем, постепенно приходят к холакратии.

Как показало исследование, проведенное компанией Deloitte, входящей в мировую четверку аудитоских компаний, среди 7 тысяч опрошенных респондентов только 38% компаний считают себя «функционально организованными». При этом наименьшее количество «традиционных» управленческих структур сохраняется именно среди крупных компаний со штатом более 50 тысяч сотрудников — там этот процент не дотягивает и до 25%.

Топ-10 трендов человесечкого капитала

Технологические компании постоянно внедряют инновации не только для своих продуктов, но и для внутренних процессов, позволяющих им оставаться лидерами на своем рынке. Именно поэтому такие игроки как Zappos, Medium, GitHub и многие другие предпочитают такое явление управленческого строя как «холакратия», подразумевающее управление компанией без иерархий и менеджеров.

«Что могут короли», или основные принципы холакратии

Вместо традиционных «вертикальных» иерархических отношений в управленческой структуре компании, наличия «контролирующего» штата сотрудников и намертво закрепленных за отдельными сотрудниками должностей холакратия предлагает:

  • отсутствие вертикального управления;
  • любой сотрудник может оказывать влияние на принятие решений;
  • управленческие роли выполняются параллельно с функциональными ролями;
  • объединение сотрудников для решения задачи;
  • роли в команде, которых у сотрудников может быть несколько в зависимости от компетенций.

Что интересно — такая структура очень быстро становится самостоятельной и ей не нужно «влияние извне», чтобы заниматься очисткой своих рядов от «паразитов» или неэффективных сотрудников. Лоббирование чьих-то интересов начальством, продвижение «своих» людей по карьерной лестнице попросту становится невозможным. Потому что карьерная лестница упразднена, вопрос о принятии «в круг» нового участника выносится на общее обсуждение, а личная заинтересованность всех работников и интересы компании совпадают. Ведь чем лучше работают все-и-каждый — тем больший профит получает продукт и тем выше материальное вознаграждение для работников.

Однако холакратия — это не «волшебная таблетка», не панацея от проблем компании. Эта структура не подойдет тем компаниям, которые не настроены на результат, и способны работать от отчета до отчета, фактически ничего не делая. Или же тем, чья сфера деятельности предполагает высокую текучку кадров и необязательную заинтересованность всех работников в «большом итоговом результате» о котором, к слову, большая часть из них может вообще ничего не знать.

Первопроходцами холакратического управленческого строя были такие компании как онлайн-магазин Zappos, блог-платформа Medium и коучинговая компания David Allen Company. Однако привычки часто пересиливают — так, после внедрения холакратии из Zappos, не желая рисковать карьерой ради "самостоятельности", сбежало около 14% сотрудников.

Холакратия в Украине — ответ кризису

Во время кризиса, с которым уже пришлось столкнуться украинским предпринимателям, холакратия (даже в некоем урезанном виде) позволяет сократить штат за счет менеджеров, повысить ответственность сотрудников за результат и намного быстрее реагировать на изменения.

Так, идею работать по новым правилам поддерживает крупный доменный регистратор компания NIC.UA. В прошлом году этой компании довольно сильно «досталось» от неаккуратной работы правоохранительных органов, однако, несмотря на все проблемы, NIC.UA продолжает работать и является довольно успешным примером развития «вопреки всему».

"Я давным давно так управляю компанией, вернее управляют компанией в большей степени сами сотрудники. Только сейчас я узнал, что это называется холакратия". — поделился своим опытом директор компании NIC.UA Андрей Хветкевич.

Также определенные принципы холакратии используются в управлении украинским онлайн торговым центром Prom.ua, в котором работает более 700 сотрудников. В их офисе напрочь отсутствует бюрократия и царит демократия. Буквально это означает, что любой сотрудник может беспрепятственно доносить свои идеи, высказывать свою точку зрения, и будет услышан. Разные проекты и вертикали могут использовать собственные модели коммуникации и управления — один проект построен по agile, другой по kanban, и так далее — и все это прекрасно уживается в рамках ценностей компании: открытости, прозрачности, эффективности. Все сотрудники знают и могут сами формировать свои KPI.

"У наших топов нет секретарей, у нас нет кабинетов за семью печатями. Мы абсолютно свободно общаемся и перемещаемся. У отдельных проектов есть свои руководители, которые отвечают за их комплексное развитие, есть руководители отделов. Однако в целом коммуникация в компании строится по горизонтали. Для постановки задач, быстрой коммуникации мы используем jira, slack, гуглдоки, гуглкалендари и т.п.", — отмечают в компании.

Ценности компании находят отображение и в архитектуре офиса Prom.ua. Огромное помещение в стиле лофт, много свободного пространства. Работа преимущественно в опенспейсах. Большое количество стеклянных переговорок и островков с мебелью — все для того, что обеспечить сотрудникам максимум комфортного и продуктивного общения.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Без усилий. Пусть главное станет прощеБез усилий. Пусть главное станет проще
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгоранияПять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)