ТЕНДЕНЦИИ | Удалённая работа 16 августа 2017 г.

Взлёт и падение работы из дому: опыт IBM и других компаний

Источник: Blog Imena.UA

Несколько лет назад удалённая работа стала настоящим трендом: всё больше и больше соотечественников покидали «сковывающие» их свободу офисы и уходили на вольные хлеба. О позитивных результатах этих экспериментов можно было прочесть в статьях и блогах, услышать по радио и ТВ или на тренингах по мотивации. Но, несмотря на популярность дистанционного труда, западные компании начинают от него отказываться, мотивируя это вескими причинами, о которых и пойдёт речь в данной статье.

Взлёт и падение работы из дому: опыт IBM и других компаний

Гибкий график и его негативные последствия

В прошлом году Ричард Лермер (Richard Laermer), автор книг и основатель PR-компании, разрешил своим сотрудникам работать из дома на регулярной основе. «Мы нанимаем взрослых людей, поэтому вовсе необязательно, чтобы они находились в офисе 5 дней в неделю», — пояснил своё решение Лермер. «Я всегда считал, что вы можете работать откуда угодно, если действительно работаете». Оказалось, что он ошибался.

Лермер сказал, что сотрудники воспользовались этим бонусом своеобразно: один из них бывал недоступен в течение нескольких часов; другой не выходил на связь с коллегами целый день, что, по мнению Лермера, крайне подозрительно. Последней каплей стало то, что одна из сотрудниц отказалась приходить на встречу, потому что у неё была запланирована поездка в другой город. Десять месяцев спустя предприниматель отказался от своей идеи и теперь настаивает, чтобы все его сотрудники ежедневно приходили в офис.

В то время как удалённый труд — обобщающий термин для любой работы за пределами традиционного офиса — всё больше и больше культивировался в обществе последние 20 лет, сегодня компании пересматривают общие тенденции в своей политике. Гибкая работа остаётся популярной во многих организациях, но большинство работодателей требуют хотя бы иногда (если не постоянно) видеть работников на рабочих местах. Более 60% организаций, представители которых были опрошены Обществом управления человеческими ресурсами в этом году, допускают некоторые виды удалённой работы, по сравнению с 20% в 1996-ом. Но 77% компаний не позволяют штатным работникам трудиться из дому на постоянной основе. Большинство работодателей допускают ситуативную удалённую работу для человека, которому необходимо оставаться дома, чтобы дождаться водопроводчика или получить доставку.

Мессенджеры и ПО для совместной работы в течение нескольких последних десятилетий сделали удалённую работу доступной для многих конторских служащих. Сотрудники любят гибкость и зачастую оценивают её как преимущество. В ходе опроса, проведённого агентством Pew в 2013 году, выяснилось, что это «чрезвычайно важно» для молодых родителей. Исследователи утверждают, что при наличии выбора между более высокой оплатой труда и гибким графиком большинство выберет последний вариант. Стремясь привлечь и удержать сотрудников, а также сократить расходы на аренду, компании разрешают удалённую работу, а сотрудники пользуются её преимуществами.

С другой стороны, работа стала более командной. Прошлогоднее исследование Deloitte показывает, что только 38% компаний сегодня «функционально» организованы таким образом, что работники сгруппированы по типу работы. Большинство из них представляют собой группы, состав которых меняется в зависимости от работы. Deloitte обнаружили, что одна калифорнийская организация состояла из более чем 30 тыс. постоянно меняющихся команд.

«Я думаю, именно поэтому в своё время возросла популярность удалённой работы. Чтобы эффективно работать в командах, вам нужен более высокий уровень сотрудничества», — говорит Эрика Волини (Erica Volini), руководитель отдела исследования кадрового капитала Deloitte в США.

Обратно в офисы

Некоторые компании обнаружили, что наиболее мягкая политика «работы на дому» делает сотрудников слишком изолированными. Эти компании, как выразилась Волини, «дошли до крайности в виртуальной работе». IBM — одна из таких компаний. Ранее в этом году технологический гигант вернул в офисы 2 тыс. сотрудников и примерно такому же количеству человек сообщили о том, что теперь им придётся чаще ездить в офисы. Столкнувшись с падением дохода в течение 20 кварталов подряд, IBM надеется, что объединение сделает коллег более эффективными, продуктивными и творческими. Хотя в отчёте IBM 2012 года указывалось, что компании с гибкой политикой работы демонстрировали улучшение производительности и экономию затрат.

«Стратегия IBM заключается в использовании наилучшего метода работы для выполняемых задач, — заявил представитель компании. — Небольшие, многопрофильные команды инженеров, кодеров, менеджеров проектов и дизайнеров работают бок о бок, напрямую с клиентами или конечными пользователями, при этом постоянно создают и совершенствуют свои идеи».

Одна из проблем, связанная с прекращением удалённой работы, — поддержание лояльности сотрудников. Организациям придётся подумать о том, каким ещё образом обеспечить гибкость для своей команды. IBM, к примеру, постаралась сохранить отдельные элементы гибкого графика. Компания по-прежнему разрешает ситуативно работать на дому в ряде случаев: необходимость посещения врача, уход за детьми и т.д.

Работа всех сотрудников в офисе оказывает «довольно позитивное влияние» на бизнес. По словам Лермера, встречи становятся более продуктивными, а моральный дух сотрудников улучшается. Он утверждает, что работники не возражали, «теряя свою свободу»: молодёжи часто просто необходима организация, а в небольшом жилище, которое позволяют себе начинающие специалисты, возможно даже нет хорошего места для работы. Лермер по-прежнему разрешает гибкий рабочий график и позволяет сотрудникам уходить с работы в 3 часа дня по пятницам. «Мне кажется, людям нужно доверять, но работа из дома должна быть индивидуальным, и не постоянным решением. Иногда это просто не работает».

По материалам "The Rise and Fall of Working From Home", Bloomberg.

Иллюстрация: Depositphotos.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Послать все на ... или Парадоксальный путь к успеху и процветаниюПослать все на ... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)