Land Rover: удар по бездорожью

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Михаил Оболонский, журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№1-2, 2011)
размещено: 21.11.2011
обращений: 6615

Будучи универсальным решением для любых дорог, Land Rover оказался непосильной ношей для своих владельцев. Однако индийская Tata Motors сумела найти подход к своей британской марке.
Land Rover: удар по бездорожью Британцы нередко удивляют мир своими изобретениями. В авиации, кораблестроении, науке, медицине жителям Туманного Альбиона есть чем похвастаться. В пантеон британской славы занесена и марка Land Rover. Именно этот бренд служит символом приключений, свободы и успеха, демонстрируя феноменальную выносливость и мощь.

История бренда началась в 1861 году, когда Джеймс Старли и Джози Тернер основали в Ковентри (Англия) фабрику по производству швейных машинок. Спустя восемь лет они перешли на производство велосипедов, которые тогда входили в моду. В 1884-м племянник Джеймса Старли — Джон Кемп Старли — и Вильям Саттон создали прототип современного велосипеда. Он принципиально отличался от велосипедов конкурентов: колеса у него были одинакового размера, а привод осуществлялся на заднее колесо. Кемп Старли запатентовал это изобретение, назвав его «Безопасным велосипедом Старли». Эта модель выпускалась под маркой Rover, что в переводе с английского означает «скиталец». Продажи компании достигли 11 тыс. велосипедов в год, а оборот составил 150 тыс. фунтов стерлингов. К концу столетия у нее было два направления: велосипеды и мотоциклы. Но Джон видел будущее в автомобильной промышленности. Первый автомобиль марки Rover появился в 1889 году и представлял собой простой экипаж с восьмисильным двигателем.

После смерти Джона Старли в 1901 году компанию возглавил Гарри Смит. Сотрудничая с Rolls-Royce, он вывел собственное предприятие на рынок автомобилей с первой серийной моделью, получившей название Rover 8. На ней был установлен маленький 1,3-литровый двигатель мощностью восемь лошадиных сил, а ее стоимость составляла всего 120 фунтов стерлингов, что объяснялось низкой комфортабельностью, вызванной отсутствием задней рессоры. Однако инженеры быстро устранили недостаток, и уже в 1905 году в продажу поступила новая модель — Rover 6 с двигателем объемом 0,8 литра, которую производили в течение семи лет. В 1914 году предприятие перешло от ручной сборки к мелкосерийному производству на конвейере.

Быстрее «Голубого экспресса»

Во время Первой мировой войны компания Rover перешла на выпуск техники для военных нужд. Британцы довольно активно использовали автомобили скорой помощи, грузовики и мотоциклы производства Rover. После окончания войны компанию возглавил Герберт Остин, которому удалось достичь успеха за счет новых моделей автомобилей. Послевоенная экономическая ситуация заставила Rover разработать доступную модель авто. Немного усовершенствованный Rover 8 с однолитровым двухцилиндровым двигателем разгонялся до 60 км/ч. Продажи компании постепенно росли, и всего за шесть лет было выпущено около 17 тыс. машин. Однако в 1923 году Герберт Остин представил новую модель — Austin 7, затмившую Rover 8. В 1927-м права на ее производство были проданы компании BMW.

В 1928 году был сконструирован всемирно известный Rover 16hp LightSix, прославившийся в первую очередь тем, что мог обогнать знаменитый «Голубой экспресс», который шел через всю Францию от Лазурного Берега до Ла-Манша. Только очень быстрая и надежная машина могла опередить этот экспресс. В 1932 году компания представила модель Rover 14 Speed, которая развивала скорость до 130 км/ч. Салон с богатой декоративной отделкой — мягкая кожа со вставками из полированного шпона — заложил основу репутации компании как производителя быстрых и элегантных машин с роскошным интерьером.

История компании Rover

  • 1869 — Джейм Старли с племянником Джоном Кемпом Старли начинают производство велосипедов
  • 1884 — запатентован «Безопасный велосипед Старли»
  • 1918 — выход марки Rover 8
  • 1928 — новинка Rover 16hp LightSix стала образцом всей автоиндустрии — надежным и быстрым автомобилем
  • 1948 — на выставке автомобилей в Амстердаме впервые был представлен широкой публике Land Rover
  • 1968 — Land Rover входит в корпорацию British Leyland Motor
  • 1970 — премьера Range Rover
  • 1993 — компания BMW покупает Rover Group. Начинается разработка новой модели Range Rover
  • 2000 — концерн Ford Motor становится владельцем Land Rover
  • 2001 — с конвейера сходит трехмиллионный экземпляр автомобиля Land Rover
  • 2008 — Ford продал Jaguar Land Rover Tata Motors за $2,3 млрд.

Покорение бездорожья

Поднявшись на вершину мирового автопрома, в 1939 году Rover снова был вынужден пере­ориентироваться на выпуск военной техники. Во время Второй мировой войны компания поставляла двигатели и алюминиевые крылья для авиации, силовые установки. Отличилась она также поставками реактивных авиационных турбин для британских истребителей Gloster.

В послевоенное время спрос на автомобили в Британии резко сократился, страна лежала в руинах. Правительство сделало ставку на автомобильную промышленность, отведя ей значительную роль в восстановлении экономики. Компания Rover добилась у правительства разрешения на возобновление производства гражданских автомобилей и получила в свое распоряжение завод Meteor Works в Солихалле, построенный незадолго до начала войны. В 1947 году Морис Уилкс, главный дизайнер Rover, прямо у себя на ферме сконструировал автомобиль — прототип американского военного авто Jeep Willys. Морису удалось убедить своего брата Спенсера, возглавлявшего на то время компанию, сделать вложения в подразделение по производству внедорожников. Первый прототип — Land Rover — показали весной 1948 года в Амстердаме. Приставка Land недвусмысленно указывала на то, что новой машине придется «скитаться» по суше. Land Rover был недорогим, простым в обслуживании и требующим для его производства минимума дефицитной в то время листовой стали.

Поначалу машины Land Rover были малопривлекательными. Дверных ручек не было, отопительной системы тоже, а от непогоды пассажиров защищал лишь брезентовый тент. Двигатель также не отличался высокой мощностью — всего 50 лошадиных сил. Но усовершенствования не заставили себя долго ждать, и к 1959 году с конвейера сошли уже 250 тыс. автомобилей. У многих Land Rover ассоциировался с простотой, надежностью и феноменальными внедорожными качествами. Военные, труженики сельского хозяйства, а также работники спасательных и восстановительных служб нашли в Land Rover именно те качества, которые им были нужны в автомобиле.

В середине 1960-х компания отправила группу инженеров в исследовательскую поездку по США. Результаты были представлены в июне 1970 года. Новая модель под названием Range Rover стала настоящим прорывом в дизайне и удостоилась чести быть выставленной в Лувре как образец современного искусства.

Созвездие брендов Land Rover

Land Rover Defender (1948). Легендарный внедорожник для экспедиций и приключений, его конструкция неизменна уже более 60 лет.

Land Rover Discovery (1989). Модель заняла рыночную нишу между утилитарным Defender и роскошным Range Rover.

Land Rover Freelander (1997). Компактная полноприводная модель, самый популярный полноприводный автомобиль в Европе до 2002 года.

Range Rover (1970). На сегодня компания Tata Motors выпускает третье поколение Range, а также более легкую версию Range Rover Sport. На 2011 год ожидается выход люксовой и компактной модели Range — Evoque.

Бизнес на полном приводе

Очевидный успех машин марки Land Rover значительно повлиял на стоимость управляющей компании Rover, которая очень часто была объектом сделок слияний и поглощений. Безусловно, постоянная смена менеджмента и владельцев оставляет свой негативный след на бизнесе, однако это не отразилось на популярности Land Rover. В 1980-х специалисты Rover усердно работали над не менее изысканным семейным автомобилем. Итогом их работы стал представленный в 1989 году полнопривод­ный Land Rover Discovery, созданный на базе Range Rover. Discovery для компании был первопроходцем в новом рыночном сегменте полноприводных автомобилей.

К 1994 году в BMW заметили, что Rover, их конкурент на Британских островах, стремительно развивается, и понимали, что проще было приобрести его, чем с ним бороться. Несмотря на изменения в структуре владельцев, все бренды Rover (Land Rover, Riley, Mini, Triumph и Austin-Healey) продолжали успешно развиваться. Чуть позже, в 1997 году, появился самый компактный из внедорожников — Land Rover Freelander. Хоть у автомобиля и был недостаток — отсутствие понижающей передачи, в 1998 году его продажи выросли до 70 тыс. единиц в год. Вплоть до 2002-го Freelander был самым популярным полноприводным автомобилем в Европе.

В 2000 году в BMW было принято решение продать компанию Rover, оставив себе «на память» в портфеле брендов только Mini. Марка Land Rover перешла в собственность компании Ford за $2,8 млрд. Там она вместе с Aston Martin, Jaguar и Volvo стала частью подразделения элитных автомобилей.

За весь период своего существования компания Rover неоднократно переходила от одних собственников к другим, тем самым ознаменовав этапы своего развития: British Leyland (1968-1998); British Aerospace (1988-1994); BMW (1994-2000); Ford (2000-2008). А в 2008 году марка Land Rover нашла новых владельцев: Tata Motors купила ее у Ford за $2,3 млрд. Это приобретение позволило индийскому автопроизводителю значительно улучшить свои финансовые показатели. Так, за минувший финансовый год (апрель 2009 — март 2010) подразделение Jaguar Land Rover сумело выйти на прибыль почти в $51 млн. А спустя какой-то квартал благодаря значительному росту продаж (на 58%) англичане обогатили свою индийскую «маму» на $338 млн., что составило порядка 80% от всей совокупной прибыли Tata Motors ($422 млн.).



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer DevelopmentКак создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development
Працювати на себе. Як не прогоріти в малому бізнесіПрацювати на себе. Як не прогоріти в малому бізнесі
Канбан Метод. Улучшение системы управленияКанбан Метод. Улучшение системы управления



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)