Повелители тетраэдра

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Сергей Пашкеев, газета "БИЗНЕС" (№50, 2011)
размещено: 30.10.2012
обращений: 8628

Упаковка из ламинированного картона, созданная компанией Tetra Pak, произвела настоящую революцию в мировой пищевой промышленности.
БИЗНЕС №50(985)
"БИЗНЕС" №50(985)
Умные управленцы не зря отправляют своих молодых и подающих надежды сотрудников учиться за границу. Порой знакомство с зарубежными реалиями служит отправной точкой появления новых идей. Так, учеба в Колумбийском университете в Нью-Йорке в 1919 г. полностью изменила жизнь 24-летнего шведа Рубена Раусинга, сотрудника крупной типографской компании Sveriges Litografiska Tryckerier (SLT), за год до вояжа в США закончившего Стокгольмскую школу экономики (SSE).

В Америке Рубен Раусинг обратил внимание на недавно появившийся в то время формат универсальных магазинов самообслуживания и сделал правильный вывод, что у этой удобной для покупателей и низкозатратной формы торговли большое будущее. Однако Раусинг оценивал эти магазины не как ритейлор, а как сотрудник типографии. Для него возникновение универсальных магазинов означало прежде всего появление высокого спроса на картонную упаковку для продуктов.

Для типографий такая упаковка становилась новым важным направлением бизнеса, и, вернувшись в SLT, Рубен Раусинг поспешил донести эту идею до своего руководства. Однако американская форма торговли была практически неизвестна в Швеции, так что Раусингу пришлось на время отложить свои планы.

Только в 1929 г., познакомившись с предпринимателем и издателем Эриком Окерлундом, Раусинг с его помощью основал в Мальмё компанию Аkerlund&Rausing, ставшую первым в Скандинавии специализированным производителем картонной упаковки для пищевых продуктов.

Экономический кризис — не лучшее время для вывода на рынок новых товаров. Долгое время компания была убыточной. В 1933 г. Окерлунд, разочаровавшись в перспективах упаковочного бизнеса, продал свою долю Раусингу, который продолжал упорно продвигать собственную идею и все-таки добился успеха. К концу 1930-х годов его компания стала одним из ведущих производителей картонной тары в регионе.

У неугомонного Раусинга появилась новая идея: создать картонную упаковку для молока, которое в то время перевозилось исключительно в громоздких и крупных стеклянных бутылках. В 1943 г. в Аkerlund&Rausing начались работы по созданию картонной упаковки для жидких пищевых продуктов. В качестве материала рассматривался парафинированный картон. Этот материал не пропускал жидкость и запахи, однако мог выдерживать температуру не более 55°С.

В начале 1944 г. инженер Аker­lund&Rausing Эрик Валленберг придумал, как сделать из картона тетраэдр (тре­угольную пирамиду). Оставалось решить, как наполнить его молоком. По легенде, нужную идею Рубену Раусингу подсказала его жена: можно попробовать пустить струю молока в картонную трубу и формировать упаковки-тетраэдры прямо под слоем молока, не допуская его контакта с воздухом.

В компании нашелся еще один умелый инженер, Гарри Эрунд. Он в 1946 г. сконструировал машину, с помощью которой можно было формировать картонные тетраэдры и заполнять их молоком в автоматическом режиме.

Но и это решение не было окончательным. Парафинированный картон оказался неподходящим материалом для молочных пакетов. Упаковки, изготовленные из него, пропускали жидкость. Кроме того, ввиду температурных ограничений, молоко нельзя было нагревать и стерилизовать. Казалось бы, от этой идеи придется отказаться. Но Рубен Раусинг был невероятно упорным человеком. Он не собирался останавливаться на полпути и несколько лет шел к своей цели.

Помимо машиностроения компания начала осваивать еще одно направление — производство новых упаковочных материалов. Его возглавил сын Рубена Раусинга Гад со своей небольшой командой специалистов. В 1951 г. ему наконец-то удалось найти решение, применив разработанную в США технологию ламинирования — нанесения на картон покрытия из полиэтилена.

В том же году Рубен Раусинг с сыновьями Гадом и Хансом основал в Лунде компанию Tetra Pak, ставшую подразделением Аkerlund&Rausing. Названа фирма была в честь тетраэдра — новой формы упаковки.

Прошел целый год, прежде чем две области бизнеса новой компании — изготовление самого упаковочного материала и машин для автоматической упаковки — слились воедино. В сентябре 1952 г. Tetra Pak получила своего первого клиента — молокозавод в Лунде, который приобрел машину для упаковки сливок в 100-миллилитровые картонные тетраэдры.

Путь к признанию

Прошел год, и сливки в новых упаковках стали привычным товаром на полках магазинов по всей Швеции, а новой упаковкой заинтересовались другие производители молочных изделий. В 1954 г. стокгольмский молокозавод заказал Tetra Pak установку для розлива молока в полулитровые пакеты.

В том же году компания получила свои первые зарубежные заказы — из Германии и Франции. В 1961 г. линию Tetra Pak для производства треугольных молочных пакетов приобрел Советский Союз.

В 1961-1963 гг. шведская компания разработала еще две по-настоящему прорывные технологии, благодаря которым ее бизнес вышел на международный уровень.

Во-первых, речь идет о технологии Tetra Classic Aseptic. Особенность ее в том, что помимо полиэтилена пакеты покрывались изнутри тонкой алюминиевой фольгой, а разливаемое в них молоко в течение нескольких секунд подвергалось нагреву при высокой температуре (135-144°С). Благодаря этому молоко и другие продукты могли храниться в новой упаковке несколько месяцев и оставаться свежими.

Во-вторых, компания изменила форму своих упаковок, перей­дя от тетраэдра к "кирпичику" — параллелепипеду. Эти новшества имели по-настоящему революционное значение. С одной стороны, прямоугольные пакеты были компактными и прочными, их было удобно перевозить. С другой — технология стерилизации, разработанная Tetra Pak, многократно увеличивала срок реализации сока, молока и скоропортящихся молочных продуктов.

Новаторская геометрия Tetra Pak

Тем не менее только в середине 1960-х годов Tetra Pak стала приносить прибыль. До этого в течение более чем десяти лет Рубен Раусинг больше вкладывал в нее, чем получал. Он инвестировал огромные (по своим меркам) средства в НИОКР, создание новых производственных мощностей, организацию международной системы сбыта. И его ставка полностью оправдалась. В 1965 г.

Раусинг продал свой прежний бизнес по производству обычной картонной упаковки и полностью сосредоточился на деятельности Tetra Pak.

Точнее, этим занялись Ханс и Гад Раусинги, которые приняли бразды правления у 70-летнего отца. При этом сама компания продолжала оставаться (и остается до сих пор) частной, ее акции не котировались на бирже. Это позволяло Tetra Pak ориентироваться на реализацию долгосрочных проектов и избавляло ее от необходимости показывать увеличение прибыли в каждом следующем квартале.

Впрочем, прибыль Tetra Pak и так росла из года в год. В 1960-1970-е годы компания стремительно расширяла масштабы своей деятельности, выходя на новые рынки стран Ближнего Востока, Африки, Азии, Северной Америки. Количество изготовленных ею картонных упаковок значительно возросло: с 1 млрд. шт. в 1959 г. до 30 млрд. шт. в 1980 г.

Концепция бизнеса компании заключалась в продаже или передаче в лизинг оборудования для упаковки, к которому Tetra Pak поставляла и сам упаковочный материал. Так что она продолжала оставаться "драконом о двух головах", занимаясь одновременно машиностроением и производством ламинированного картона.

При этом значительные средства по-прежнему вкладывались в НИОКР. Инженеры Tetra Pak создавали новые упаковочные линии, позволяющие производить упаковки различной вместимости, предназначенные для молочных продуктов, соков и даже чая. Одновременно компания вводила новые формы упаковки — восьмигранные, призматические, с картонной "крышей", более удобные для пользователей или выглядящие более выигрышно, по сравнению с традиционными "кирпичиками".

К началу 1980-х годов доходы Tetra Pak превысили $1 млрд. в год. Компания конт­ролировала около 90% мирового рынка асептической упаковки продуктов, в ее пакеты разливалось 40% европейского молока, она управляла 19 фабриками по производству упаковочных материалов и тремя заводами по выпуску упаковочных линий.

В последние годы жизни Рубен Раусинг (умер в 1983 г.) считался самым богатым человеком в Швеции. За два года до его смерти компания перерегистрировалась в Швейцарии, чтобы выйти из-под действия шведских законов с их драконовскими налогами на наследство. Тем не менее основные мощности по НИОКР остались в Швеции.

К концу 1980-х годов темпы роста доходов компании снизились. С одной стороны, рынки западных стран, приносивших Tetra Pak основную долю доходов, становились более насыщенными. С другой — конкуренцию картонным упаковкам начали составлять пластиковые бутылки.

В отличие от ламинированного и покрытого алюминиевой фольгой картона, пластик мог использоваться повторно, его легче было подвергать вторичной переработке. Tetra Pak внезапно оказалась под огнем критики со стороны экологов, обвинявших компанию в "замусоривании" окружаю­щей среды.

Первую проблему попытались решить путем диверсификации.

В 1991 г. Tetra Pak за $2,5 млрд. приобрела шведскую компанию AlfaLaval, крупного производителя оборудования для пищевой промышленности. Тем самым компания, получившая новое название Tetra Laval, усилила свое машиностроительное направление. Однако Tetra Pak, ставшая обособленным упаковочным подразделением корпорации, по-прежнему приносила ей более 70% доходов (а впоследствии эта доля возросла почти до 90%).

Вторая проблема была решена в 1994 г. — Tetra Laval приобрела небольшую швейцарскую компанию Dynaplast, выпускающую пластиковые бутылки, а в 2003 г. — французскую компанию Sidel, одного из крупнейших региональных производителей оборудования для выпуска пластиковой упаковки. Таким образом она смогла захватить плацдарм во "вражеском стане".

После этого группа Tetra Laval была разделена на три почти самостоятельные части, объединенные только общей формой собственности и кооперацией в целях получения экономии на масштабах. Доля Tetra Pak — крупнейшей из этих частей — в общем объеме доходов составляет в настоящее время около 80%, более 12% приносит Sidel, а остальное — DeLaval (под этим названием объединена деятельность по производству оборудования для молочных ферм и пищевой промышленности).

К тому времени в руководстве компании произошли изменения. В 1995 г. Гад Раусинг выкупил долю Ханса, а сейчас компания принадлежит его детям — Йорну, Финну и Кристен. Все они в той или иной степени занимаются бизнесом Tetra Laval, но управляют тремя подразделениями группы наемные менеджеры. Именно им и пришлось искать ответы на глобальные вызовы двух последних десятилетий.

Упаковка XXI века

Что касается вызовов, то в них не было недостатка. К прежним — насыщению западных рынков и растущей конкуренции со стороны пластиковой упаковки — добавились новые. В свое время Tetra Pak, предложив пищевой промышленности и торговле упаковку, сохраняющую свойства продукта на длительный срок, поспособствовала процессам концентрации в этих отраслях. При этом транснациональные пищевые гиганты (ожесточенно конкурирующие между собой) до предела закрутили гайки в отношениях с поставщиками.

По словам Денниса Йонссона, занявшего пост президента и управляющего директора Tetra Pak в 2007 г., в развитых странах компании приходилось работать фактически с нулевой рентабельностью.

С новыми и старыми проблемами компания борется с помощью двух основных средств: экспансии на новые рынки, способные приносить более высокую прибыль, и НИОКР, направленных на создание новых типов упаковки. И, как показали события последних лет, эти методы весьма действенны.

Tetra Pak начала обращать внимание на развивающиеся рынки еще в 1970-е годы, а в начале 1990-х осуществила активную экспансию в страны Восточной Европы и бывшего СССР. Тогда же, в 1992 г., фабрика по производству упаковочного материала в Украине выполнила первый коммерческий заказ.

В 2010 г. она выпустила около 2,4 млрд. стандартных упаковок по заказам более 30 компаний. Россию руководство Tetra Pak считает одним из наиболее перспективных и быстро растущих рынков. Однако в последние годы основной прирост оборотов компании приходится на "большую тройку" — Китай, Индию и Пакистан.

Молоко, с которого начался бизнес Tetra Pak в 1952 г., остается крупнейшим направлением ее бизнеса (на втором месте находятся соки), так что компания принимает активное участие в ряде национальных программ, стимулирующих его производство и потребление. Значительные средства ежегодно вкладываются и в НИОКР, где приоритетными для Tetra Pak являются два направления: повышение удобства использования пакетированных напитков и снижение нагрузки на окружающую среду.

В частности, конкуренция со стороны производителей пластиковой упаковки заставила компанию обратить самое пристальное внимание на проблему "вскрытия" картонных пакетов — наиболее значимый аспект, в котором они проигрывают пластиковым бутылкам.

В 1993 г. Tetra Pak внедрила ReCap первую в мире крышечку для картонных пакетов (овальную с мембраной из фольги). Впоследствии появились различные варианты упаковок с закручивающимися крышечками и соломинками для питья. Единственная область, в которой продукция Tetra Pak не может пока заменить пластиковую и стеклянную упаковку, — это розлив газированных напитков. Также компания вкладывает значительные средства в повышение экологической безопасности своей продукции.

Упаковки, производимые Tetra Pak, полностью подлежат переработке: 75% — это высококачественная целлюлоза, которую можно использовать для производства вторичных бумажных изделий, а 25% — смесь алюминиевой фольги и полиэтилена, который идет на изготовление различных пластиковых изделий. Однако компания заявляет, что ее конечная цель — создать упаковку из возобновляемых материалов, чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду и полностью перейти на безотходное производство.

Сейчас в Бразилии вся бумага для картонной упаковки поступает из лесов, управляемых с соблюдением принципов ответственного лесопользования и сертифицированных FSC (Forest Stewardship Counsil; Лесным попечительским советом). Кроме того, в этом году в Бразилии в рамках пилотного проекта начато производство упаковки с экологичной полиэтиленовой крышкой, изготовленной из продуктов переработки сахарного тростника.

Для стимулирования инновационного процесса Tetra Pak еще в первой половине 2000-х годов создала "корпоративный университет", в котором имеют возможность обучаться как собственные сотрудники, так и персонал компаний-клиентов. Для этих целей компания широко использует внутреннюю компьютерную сеть.

Каждая рационализаторская идея, предложенная собственными специалистами или пришедшая со стороны, может быть воплощена в жизнь в самые оперативные сроки, но для этого ей нужно пройти весьма жесткий процесс отбора.

В последние годы этот "инновационный конвейер" действует без сбоев. Компания, пережив относительно сложный период в начале 2000-х годов, снова наращивает обороты. В 2010 г. она заработала почти EUR10 млрд., в 158 млрд. ее упаковок, изготовленных в более чем 170 странах мира, было разлито 74 млрд. л разнообразных напитков.

Да, пожалуй, упаковка и в самом деле в наши времена не менее важна, чем ее содержимое…



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджерКлючевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер
Точка кризиса. Секреты успеха в критических обстоятельствахТочка кризиса. Секреты успеха в критических обстоятельствах
Invent and Wander. Избранные статьи создателя Amazon Джеффа БезосаInvent and Wander. Избранные статьи создателя Amazon Джеффа Безоса



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)