Вокруг света

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Сергей Пашкеев, газета "БИЗНЕС" (№32, 2012)
размещено: 14.12.2012
обращений: 12176

Крупные логистические компании, такие как германская Kuehne + Nagel, становятся сейчас бесспорными агентами глобализации.
БИЗНЕС №32 (1019)
"БИЗНЕС" №32 (1019)
Если сравнить наш мир с человеческим организмом, то транспортные пути играют в нем роль артерий, вен, крупных и мельчайших сосудов, по которым каждодневно, непрерывно, из века в век, из года в год течет "кровь" экономики — сырье, продовольствие, энергоносители и разнообразные товары.

По данным ООН, в 2010 г. оборот международной торговли составил $27,6 трлн, а общая масса грузов превысила 7,5 млрд т. И это не считая перевозок внутри национальных границ, где эти показатели многократно большие.

Процессы глобализации, идущие в последние два десятилетия, способствовали активному увеличению мирового грузооборота и появлению глобальных логистических компаний, способных организовывать перевозки по всему миру.

Одной из ведущих компаний этой отрасли является Kuehne + Nagel, за 120 лет своей истории прошедшая путь от скромной экспедиторской конторы в Бремене (Германия) до корпорации глобального масштаба, зарегистрированной в Швейцарии.

Изменчивый мир

Последняя треть XIX в. была периодом подъема Германской империи. Государство, созданное в 1871 г. из конгломерата мелких королевств и княжеств, стремительно становилось одной из ведущих мировых держав.

Германская промышленность развивалась невиданными темпами, моря бороздили многочисленные суда под красно-бело-черными кайзеровскими флагами, немецкие торговые порты на Северном море переживали невероятный бум, ежегодно наращивая объемы перевалки грузов.

В этих портах, как грибы, росли и расширяли свой бизнес разнообразные сервисные компании, организующие торговлю Германии со всем миром. Квалифицированных специалистов не хватало, и каждый из них при желании мог попытаться открыть собственную контору, рассчитывая, что она не останется без заказов.

И в 1890 г. на это решился 45-летний Август Кюне, до того проработавший около 15 лет в экспедиторской фирме Fr. Naumann в Бремене, пройдя в ней путь от рядового клерка до партнера. Кюне, однажды разойдясь во мнениях с руководством фирмы, покинул ее, чтобы основать собственный бизнес. Уходя, он сманил опытного экспедитора Фридриха Нагеля, который стал его партнером в компании Kuehne + Nagel.

Кюне и Нагель начали свой общий бизнес в качестве экспедиторов по отправке таких грузов, как хлопок и изделия из стекла. Они сосредоточили свои усилия на формировании из мелких партий, посылаемых отдельными клиентами в одном и том же направлении, крупных и организации их отправки морским путем или по железной дороге.

Дело это было весьма непростое: с одной стороны, чем крупнее партия груза, тем меньше удельные затраты на его транспортировку и, соответственно, больше доход экспедитора, с другой — если при этом слишком долго ждать, пока соберется достаточное количество груза, можно сорвать сроки поставки, и клиенты будут недовольны.

Кюне и Нагель отличались от конкурентов тем, что старались выдерживать сроки, не останавливаясь даже перед тем, чтобы отправить полупустой вагон, если это необходимо поставщику, и взять лишние расходы на себя. Сознательно жертвуя частью прибыли, Kuehne + Nagel приобретала расположение клиентов, и ее бизнес рос как на дрожжах.

В начале ХХ в. Kuehne + Nagel открыла филиал в Гамбурге. К тому времени она уже занималась организацией экспортных и импортных поставок разнообразных товаров, владела обширными складами и предоставляла клиентам ряд специализированных услуг по проверке качества товара, экспертной оценке, дистрибуции и т.д.

В 1907 г. Фридрих Нагель умер. Август Кюне выкупил его долю у наследников, но не стал менять название компании, которая уже была широко известна и считалась одним из лидеров в германском экспедиторском бизнесе. Название Kuehne + Nagel компания сохранила до сих пор, хотя ни один из Нагелей не принимает участия в ее деятельности уже больше 100 лет.

Во время Первой мировой войны Германия оказалась в морской блокаде. Товарооборот с нейтральными в то время США и латиноамериканскими государствами был полностью прекращен в 1915 г. Kuehne + Nagel оказалась не у дел. Кроме того, весь торговый флот Германии после проигранной ею войны был конфискован победителями в счет репараций.

Тем не менее компания пережила и войну, и послевоенную разруху, и гиперинфляцию 1923 г. Ее спасло то, что еще до войны Kuehne + Nagel начала заниматься не только внешней, но и внутренней торговлей, а в начале 1920-х годов основой ее бизнеса стала организация наземных поставок в страны Центральной Европы и на Балканы.

После Второй мировой новому главе компании Альфреду Кюне, унаследовавшему фирму отца в 1932 г., пришлось снова начинать все с начала. Портовые склады были уничтожены бомбежками, центральный офис в Бремене сгорел в 1944 г. вместе со всеми архивами, все зарубежные филиалы в Восточной Европе были потеряны.

Тем не менее у компании остались квалифицированные кадры, и с их помощью Kuehne + Nagel удалось получить ряд контрактов на организацию поставок в Германию американской помощи, поступающей по плану Маршалла.

Вскоре компания уже имела в стране новую сеть складских комплексов, связанных с портами и между собой железнодорожными и автомобильными путями, через которые осуществлялась дистрибуция импортных сахара, хлопка, кофе…

Управленческая цепочка

С начала 1950-х годов приоритетным направлением развития Kuehne + Nagel стала международная экспансия. Альфред Кюне, можно сказать, предвосхитил появление ЕС. Он видел, что послевоенная европейская экономика все больше интегрируется, что товарооборот между Западной Германией и другими странами Западной Европы будет увеличиваться, а границы станут все более прозрачными.

В 1954 г. филиалы компании появились в крупнейших портах Бельгии и Нидерландов — Антверпене и Роттердаме, затем — в Швейцарии, Греции и Италии. Еще раньше, в 1953 г., был основан филиал Kuehne + Nagel в Канаде, а к концу 1950-х годов германская компания уже могла организовывать трансканадские перевозки от Галифакса до Ванкувера и принимать грузы не только из Европы, но и из Японии и Гонконга.

Для управления всем этим международным бизнесом в 1959 г. в Швейцарии была зарегистрирована компания Kuehne + Nagel AG, которая вскоре начала осуществлять центральное управление.

Глобальная экономика

В конце 1960-х годов управление компанией перешло к представителю третьего поколения семьи — Клаусу-Михаэлю Кюне, который был включен в состав дирекции в 1966 г. С его подачи компания продолжила экспансию за рубеж и к началу 1980-х годов имела уже 400 офисов в 60 странах мира.

В то время многие транспортные компании расширяли свою деятельность в международных масштабах, но Kuehne + Nagel была на их фоне неким уникумом.

Kuehne + Nagel

Дело в том, что подавляющее большинство логистов опирались при организации экспортно-импортной торговли на сети агентов, т.е. независимых иностранных компаний, выполняющих для своих партнеров определенные услуги по приемке и отправке клиентских грузов. Kuehne + Nagel действовала по-другому.

Куда бы она ни приходила, она везде создавала собственные представительства и филиалы, в результате вопросами поставок, таможенного оформления, дистрибуции, экспедирования занимались ее собственные штатные сотрудники, постоянно находящиеся на связи с другими филиалами и швейцарской штаб-квартирой.

Безусловно, это обходилось дороже, чем традиционная работа через агентов, а управлять такой системой было сложнее. Зато Kuehne + Nagel предоставляла своим клиентам более качественный сервис.

Они могли быть уверены в том, что с их грузом за границей ничего не случится, а в случае возникновения каких-либо неувязок проблемы будут оперативно решены. Вновь, как и на заре своей истории, компания, пожертвовав частью прибыли, приобрела расположение клиентов и добрую славу.

Однако нельзя сказать, что развитие компании было уж совсем безоблачным. На рубеже 1970-1980-х годов Kuehne + Nagel совершила типичную ошибку быстро растущих компаний. Она переинвестировала, в данном случае — в собственный парк грузовых трейлеров для организации трансъевропейских перевозок.

Затраты превысили доходы, и компании, чтобы не обанкротиться, пришлось в 1981 г. продать 50% своего бизнеса за 90 млн марок британскому конгломерату Lonrho. Через 11 лет Клаус-Михаэль Кюне выкупил ее обратно, а еще через два года снова выставил акции компании на биржи Франкфурта и Цюриха, впрочем, оставив за собой контрольный пакет.

Имея за спиной финансовые ресурсы Lonrho — компании, чьим основным бизнесом была добыча платины в Южной Африке и генеральным директором которой был член британской королевской семьи сэр Ангус Огилви, Kuehne + Nagel ускорила свое развитие. Во второй половине 1980-х годов она выстроила общеевропейскую сеть поставок, предвосхитив создание единого европейского рынка.

Благодаря своему парку грузовых автомобилей, складов и дистрибуционных центров, компания могла организовывать поставки широкого ассортимента грузов на территории всего Европейского сообщества (с 1992 г. — Европейского Союза), обеспечивая растущие обороты внутриевропейской торговли.

В 1990-х годах деятельность Kuehne + Nagel распространилась и на Восточную Европу, а в 2000-2001 гг. компания сделала очередной шаг, превратившись в глобального провайдера логистических услуг. Она заключила стратегический альянс с сингапурской фирмой SembCorp Logistics, что открыло перед ней рынки Восточной Азии, и приобрела американскую USCO, что позволило работать в США.

В течение всей своей истории Kuehne + Nagel развивалась благодаря интернационализации мировой экономики, постоянно развивая свой бизнес в соответствии с этими процессами и оставаясь на гребне волны. И теперь, когда наступила эра глобализации, компания осталась верной своим принципам, превратившись в игрока мирового масштаба.

Но эволюция Kuehne + Nagel не ограничивалась одним только механическим расширением. На рубеже 1990-2000-х годов концепция бизнеса компании претерпела значительные изменения. Kuehne + Nagel в очередной раз чутко отреагировала на появление новых тенденций. Традиционным видом деятельности компании была организация транспортировки товаров.

Получить от поставщика партию груза, включить ее в свою глобальную сеть перевозок, договориться о фрахте, принять груз на месте, попутно решив все вопросы с таможнями, передать его получателю… Не самое простое, но вполне привычное дело, которым компания занималась десятилетиями. Однако в последние 10-20 лет логистика стала включать в себя нечто большее, чем простые транспортные услуги.

Сейчас на мировом рынке наблюдается избыток предложения различных товаров, прежде всего — потребительских. Продать продукт становится важнее, чем произвести его. Конкуренция между поставщиками ужесточается. В таких условиях естественной реакцией для компаний становится концентрация на ключевых направлениях бизнеса — тех, в которых она считает себя наиболее компетентной и может рассчитывать на максимальную прибыль.

С середины 1990-х годов началось повсеместное распространение аутсорсинга — передачи второстепенных для компаний функций внешним подрядчикам, специализирующимся именно в данных областях. Логистика стала одной из тех отраслей, где аутсорсинг развивался особенно бурно. К нему, в частности, прибегали интернет-компании, для которых физическая поставка заказанных через веб-сайты товаров всегда была самым сложным делом.

Многие крупные корпорации стремились избавить себя от забот организации поставок своих товаров мировым дистрибуторам и ритейлорам… Там, где есть спрос, там непременно появляется и предложение.

Не отказываясь от своего традиционного бизнеса в сфере международной торговли, Kuehne + Nagel, будучи крупнейшей в мире экспедиторской компанией в сфере морских перевозок, в последние годы все более отчетливо позиционирует себя в качестве провайдера комплексных логистических услуг с высокой добавленной стоимостью.

По всему свету

Сейчас Kuehne + Nagel ведет разнообразную деятельность. В последние годы компания активно осваивает рынок перевозок скоропортящихся товаров. Начало этому положило создание специализированного подразделения KN PharmaChain, занимающегося поставками фармацевтической продукции, для которой требуется особый температурный режим.

Традиционно такие грузы, благо их вес и габаритные размеры обычно невелики, перевозили самолетами, но в Kuehne + Nagel для этой цели приспособили наземные трейлеры-рефрижераторы, в которых во время всей поездки поддерживается определенная температура.

Основные финансовые показатели Kuehne + Nagel

Очень важную роль в деятельности компании в последнее время играют информационные технологии. В Kuehne + Nagel создана система информационного сопровождения поставок.

Зайдя на веб-сайт компании, клиент может увидеть в режиме реального времени, где находится отправленная им или предназначенная ему партия груза. Кроме того, интернет помогает специалистам компании координировать деятельность многочисленных партнеров — транспортных компаний.

Функции Kuehne + Nagel при этом не ограничиваются доставкой "от двери до двери". В последние годы компания освоила множество сопутствующих услуг, например упаковку, расфасовку, организацию поставок "точно в срок", постпродажное обслуживание, управление складскими запасами, предоставление консультаций в сфере логистики.

Недавно компания начала активно развивать и такое направление, как обратная логистика (reverse logistics) — организация централизованного сбора и утилизации товаров, возвращенных покупателями, включая ремонт и перепродажу. Возможно, многие вещи, которые сейчас продаются в украинских магазинах секонд-хенда, попали туда именно благодаря Kuehne + Nagel.

Чистая прибыль, численность сотрудников Kuehne + Nagel

Безусловно, вся эта деятельность весьма трудоемка. Численность сотрудников Kuehne + Nagel за последние пять лет, невзирая на все кризисы, составляет 51-63 тыс. человек. При этом качественное управление персоналом, и раньше считавшееся одной из важнейших задач руководства компании, теперь становится едва ли не наиглавнейшим приоритетом.

"Обучение персонала является ключевым фактором нашего развития, — говорит Клаус-Михаэль Кюне, который уже отошел от управления компанией, но остается почетным председателем правления. — Мы ничего не производим, ничем сами не торгуем, мы только предоставляем услуги. Наши основные активы находятся в головах наших людей, это их знания и опыт. Отбор и подготовка персонала всегда были исключительно важны для нас".

Еще в конце 1990-х годов, когда Kuehne + Nagel внедряла в свою деятельность информационные технологии, одним из важнейших направлений на этом пути стало повышение квалификации сотрудников. В компании был создан постоянно действующий международный тренинговый центр KN Academy, работающий по принципу электронного обучения.

Ежегодно несколько тысяч сотрудников компании проходят в этой академии курсы, относящиеся к разным аспектам логистической деятельности, а в качестве преподавателей там обычно выступают менеджеры и специалисты самой Kuehne + Nagel, передающие коллегам из других подразделений и стран свой практический опыт.

В компании также действует корпоративная программа управления карьерой так называемых сотрудников с высоким потенциалом. Молодые люди, продемонстрировавшие хорошие способности, получают персональных кураторов, для них создаются индивидуальные карьерные планы, призванные раскрыть их потенциал.

Для расширения кругозора таких сотрудников часто отправляют на длительные стажировки в другие страны или подразделения. Конечно, это обходится компании недешево, зато она может похвастать низкой текучестью кадров и высокой лояльностью квалифицированных специалистов.

Большая часть менеджерских постов, вплоть до самого верха, занимают в Kuehne + Nagel собственные выдвиженцы. Например, ее нынешний генеральный директор Райнхард Ланге до назначения на эту должность проработал в компании 40 лет, придя в нее с университетской скамьи.

Кризис, начавшийся в 2008 г., безусловно, не мог не оказать негативного воздействия на бизнес Kuehne + Nagel. По некоторым оценкам, в 2009 г. мировой товарооборот сократился сразу на 9%.

Тем не менее при некотором уменьшении доходов компания в 2010 г. получила рекордные в своей истории 601 млн швейцарских франков чистой прибыли и сохранила эти показатели и в 2011 г. По словам аналитиков, основная причина ее финансовой устойчивости заключается в стабильном увеличении доли специализированных логистических услуг в структуре ее доходов.

Опыт последних четырех лет показывает, что в трудные времена обычно преуспевают компании двух типов. Во-первых, это поставщики дешевой продукции, привлекающие потребителей ценой.

Во-вторых, те, кто предлагает высококачественные услуги — дорогостоящие, но эффективно решающие проблемы клиентов и помогающие им, в конечном итоге, снижать свои затраты. Kuehne + Nagel в этом отношении — ярко выраженный представитель корпораций второго типа.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Системность во всем. Универсальная технология повышения эффективностиСистемность во всем. Универсальная технология повышения эффективности
Всё для клиента. 39 правил незабываемого сервисаВсё для клиента. 39 правил незабываемого сервиса
Клиентам это нравится. 52 правила для сервиса на высшем уровнеКлиентам это нравится. 52 правила для сервиса на высшем уровне



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)