ПЕРЕЗАГРУЗКА 2.0. Бизнес-конференция на основе реальных кейсов


Включатель перемен

Раздел: Управление изменениями
Автор(ы): Татьяна Мулкиджанова, журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№8, 2010)
размещено: 26.07.2011
обращений: 8984

Главное препятствие для перемен — в нашей голове, где идет постоянная борьба между эмоциями и рациональнностью.
Включатель перемен Сказать, что перемены бывают разные, — не сказать ровным счетом ничего. А то, что реализовать их и перевести в долгосрочный режим всегда оказывается непросто, мы знаем на собственной шкуре. Поэтому братья Чип и Дэн Хит, американские психологи, выпустили новую книгу под названием «Switch. How to Change Things When Change is Hard», в которой пристально рассматривают и анализируют причины, по которым перемены проваливаются или, напротив, реализуются на ура, и дают структурированные рекомендации, как достичь успеха в этом непростом деле. Опыта авторам не занимать — оба психологи, колумнисты The Fast Company и консультанты, каждый с весомым (и после книжных публикаций ненужным) портфолио компаний в послужном списке.

Главное препятствие для перемен, по словам авторов, заключается в нашей голове. Психологи выделяют две стороны нашего сознания: рациональную и эмоциональную. Эти две системы находятся в постоянной борьбе за власть друг с другом. Рациональное сознание ориентировано на перспективу. Именно оно заставляет нас приступать к занятиям в спортзале с мыслью о прекрасной фигуре. В то же время эмоциональное сознание тянет руку к десерту — тоже желание, которое хочется удовлетворить здесь и сейчас. Перемены — это в своем подавляющем большинстве устремления нашего рационального «я», в то время как эмоциональное спокойствие и комфорт располагают к статус-кво и неподвижности. Чтобы побороть в себе стагнацию, нужно научиться управлять конфликтом между двумя сторонами своего «я».

Составляющие части мыслительной активности, задействованной во время перемен, братья Хит передают метафорически: «У нас есть слон (эмоциональная составляющая), всадник этого слона (рациональное в нас) и путь, который необходимо пройти».

Главные задачи в теории «Switch. How to Change Things When Change is Hard» сводятся к тому, чтобы:

    1) направить всадника;
    2) мотивировать слона;
    3) очертить путь.

1. Направить всадника

Всадник — это наше рациональное мышление, наша, так сказать, умная сторона, которая умеет ставить цели и при должном обращении способна их достичь. Но просто сказать «сделай это» — недостаточно. Почему многие нововведения в компаниях остаются только на бумаге? Вовсе не потому, что люди неконструктивно упрямы. По мнению авторов, то, что кажется упорством и сопротивлением, на самом деле скрывает нехватку ясности.

В качестве примера приводится кампания по оздоровлению питания. «Нужно есть более здоровую пищу» — слишком расплывчатая рекомендация, без явного понимания того, что именно делать. Вместе с тем «Пейте молоко 1% жирност и» — это прямое указание и простая вещь, которой легко следовать. (Как известно, в США молоко является значительным элементом в питании большинства людей, и, по подсчетам диетологов, сокращение жирности потребляемого напитка приводит к существенному уменьшению калорий.)

Не ищите ошибок в прошлом. Гораздо полезнее, как оказалось, выяснить, что именно работало, в каких случаях и почему. Так больше шансов найти успешный шаблон, которому можно следовать в будущем, чем заниматься постоянной работой над ошибками.

Для вашего всадника также важно видеть цель. При этом необходимо объяснить ее в понятных и доступных терминах. К примеру, в случае с первоклассниками совершенно разного уровня подготовленности учителю хватило таланта объяснить ученикам цель: «Скоро вы будете как третьеклассники».

Не давайте всаднику утонуть в анализе и выискивании проблем. Сосредоточьте его внимание на цели

  • Следуйте позитивному опыту
  • Опишите критичные шаги
  • Укажите пункт назначения

2. Мотивировать слона

Наш внутренний слон часто ведет себя так, будто он находится в посудной лавке — со всеми последствиями. Слон в данном случае — животное очень эмоциональное. Он живет здесь и сейчас, не обращая внимания на перспективу, нарисованную всадником. Поэтому ему необходимо помочь найти смысл и радость в переменах. Там, где не сработают статистические данные в сухой презентации, наглядность и предметность создаст нужную вам атмосферу.

Слон боится перемен и не хочет выбираться из зоны комфорта. Чтобы его не спугнуть, стоит дозировать перемены. Привести в порядок весь дом, когда он захламлен так, что дальше некуда, — страшно себе представить. А вот уделить пять минут уборке одной комнаты (только пять, потом можно отправляться по другим делам) — несложно. Есть шанс, что пять минут перетекут в полчаса или час (стоит только начать).

Тем более успех на ранних стадиях позволяет приобрести уверенность в успехе всего проекта.

При работе в команде очень важно растить людей, то есть давать им чувство развития, значимости. Не просто насаждайте новые правила сверху, а заставьте людей почувствовать, что они сами могут что-то изменить к лучшему. То, что может показаться ленью, часто оказывается истощением. Без должного вовлечения эмоций ваше рациональное эго перестает работать.

Без должного вовлечения эмоций ваше рациональное эго перестает работать

  • Мотивируйте слона
  • Найдите чувство
  • Раздробите перемены на части
  • Растите людей

3. Очертить путь

Чтобы достичь цели, необходимо видеть путь (а иногда и прокладывать его). Проблема в людях может на самом деле быть проблемой сложившейся ситуации. Часто именно так и происходит. Измените ситуацию — и вы измените поведение людей. Вспомните опыт с банкоматами: если АТМ сначала возвращает вам карточку, а потом выдает наличные, вы вряд ли сможете забыть карточку в банкомате. Посмотрите вокруг себя — скорее всего, можно что-то подправить во внешнем мире, что изменит поведение людей.

Для того чтобы перемена внедрилась в жизнь, необходимы не одиночные действия, а новые привычки. Привычка должна соответствовать достижению цели, и она должна быть простой по своей сути. Например, если проводить встречу стоя, скорее всего, она будет проходить быстрее.

В конце концов, новые привычки заразны. Помогайте переменам распространяться (это особенно легко, если их несложно внедрить), и это поможет вам достичь цели. Группа всегда сильнее одиночки.

Проблема в людях может на самом деле быть проблемой сложившейся ситуации

  • Очертите путь
  • Создайте среду
  • Создавайте привычки
  • Сплотите группу

Пройдя эти составляющие внедрения перемен, братья Хит напоминают: если долгий путь начинается с первого шага, то один шаг вовсе не гарантирует долгого пути. Поэтому не останавливайтесь на достигнутом, и пусть перемены продолжают двигать наш мир вперед!

По материалам книги Чипа Хита (Chip Heath) и Дэна Хита (Dan Heath) "Switch. How to Change Things When Change is Hard".

Об авторе:

    Татьяна Мулкиджанова, менеджер развлекательных услуг компании «Киевстар».


comments powered by HyperComments
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
По второму кругу. Как выиграть войну с бюрократиейПо второму кругу. Как выиграть войну с бюрократией
Впереди переменВпереди перемен
Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допингаИгра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга
Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организацийЛидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций
Конец власти. От залов заседаний до полей сражений, от церкви до государства. Почему управлять сегодня нужно иначеКонец власти. От залов заседаний до полей сражений, от церкви до государства. Почему управлять сегодня нужно иначе


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)