Включатель перемен

Раздел: Управление изменениями
Автор(ы): Татьяна Мулкиджанова, журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№8, 2010)
размещено: 26.07.2011
обращений: 9248

Главное препятствие для перемен — в нашей голове, где идет постоянная борьба между эмоциями и рациональнностью.
Включатель перемен Сказать, что перемены бывают разные, — не сказать ровным счетом ничего. А то, что реализовать их и перевести в долгосрочный режим всегда оказывается непросто, мы знаем на собственной шкуре. Поэтому братья Чип и Дэн Хит, американские психологи, выпустили новую книгу под названием «Switch. How to Change Things When Change is Hard», в которой пристально рассматривают и анализируют причины, по которым перемены проваливаются или, напротив, реализуются на ура, и дают структурированные рекомендации, как достичь успеха в этом непростом деле. Опыта авторам не занимать — оба психологи, колумнисты The Fast Company и консультанты, каждый с весомым (и после книжных публикаций ненужным) портфолио компаний в послужном списке.

Главное препятствие для перемен, по словам авторов, заключается в нашей голове. Психологи выделяют две стороны нашего сознания: рациональную и эмоциональную. Эти две системы находятся в постоянной борьбе за власть друг с другом. Рациональное сознание ориентировано на перспективу. Именно оно заставляет нас приступать к занятиям в спортзале с мыслью о прекрасной фигуре. В то же время эмоциональное сознание тянет руку к десерту — тоже желание, которое хочется удовлетворить здесь и сейчас. Перемены — это в своем подавляющем большинстве устремления нашего рационального «я», в то время как эмоциональное спокойствие и комфорт располагают к статус-кво и неподвижности. Чтобы побороть в себе стагнацию, нужно научиться управлять конфликтом между двумя сторонами своего «я».

Составляющие части мыслительной активности, задействованной во время перемен, братья Хит передают метафорически: «У нас есть слон (эмоциональная составляющая), всадник этого слона (рациональное в нас) и путь, который необходимо пройти».

Главные задачи в теории «Switch. How to Change Things When Change is Hard» сводятся к тому, чтобы:

    1) направить всадника;
    2) мотивировать слона;
    3) очертить путь.

1. Направить всадника

Всадник — это наше рациональное мышление, наша, так сказать, умная сторона, которая умеет ставить цели и при должном обращении способна их достичь. Но просто сказать «сделай это» — недостаточно. Почему многие нововведения в компаниях остаются только на бумаге? Вовсе не потому, что люди неконструктивно упрямы. По мнению авторов, то, что кажется упорством и сопротивлением, на самом деле скрывает нехватку ясности.

В качестве примера приводится кампания по оздоровлению питания. «Нужно есть более здоровую пищу» — слишком расплывчатая рекомендация, без явного понимания того, что именно делать. Вместе с тем «Пейте молоко 1% жирност и» — это прямое указание и простая вещь, которой легко следовать. (Как известно, в США молоко является значительным элементом в питании большинства людей, и, по подсчетам диетологов, сокращение жирности потребляемого напитка приводит к существенному уменьшению калорий.)

Не ищите ошибок в прошлом. Гораздо полезнее, как оказалось, выяснить, что именно работало, в каких случаях и почему. Так больше шансов найти успешный шаблон, которому можно следовать в будущем, чем заниматься постоянной работой над ошибками.

Для вашего всадника также важно видеть цель. При этом необходимо объяснить ее в понятных и доступных терминах. К примеру, в случае с первоклассниками совершенно разного уровня подготовленности учителю хватило таланта объяснить ученикам цель: «Скоро вы будете как третьеклассники».

Не давайте всаднику утонуть в анализе и выискивании проблем. Сосредоточьте его внимание на цели

  • Следуйте позитивному опыту
  • Опишите критичные шаги
  • Укажите пункт назначения

2. Мотивировать слона

Наш внутренний слон часто ведет себя так, будто он находится в посудной лавке — со всеми последствиями. Слон в данном случае — животное очень эмоциональное. Он живет здесь и сейчас, не обращая внимания на перспективу, нарисованную всадником. Поэтому ему необходимо помочь найти смысл и радость в переменах. Там, где не сработают статистические данные в сухой презентации, наглядность и предметность создаст нужную вам атмосферу.

Слон боится перемен и не хочет выбираться из зоны комфорта. Чтобы его не спугнуть, стоит дозировать перемены. Привести в порядок весь дом, когда он захламлен так, что дальше некуда, — страшно себе представить. А вот уделить пять минут уборке одной комнаты (только пять, потом можно отправляться по другим делам) — несложно. Есть шанс, что пять минут перетекут в полчаса или час (стоит только начать).

Тем более успех на ранних стадиях позволяет приобрести уверенность в успехе всего проекта.

При работе в команде очень важно растить людей, то есть давать им чувство развития, значимости. Не просто насаждайте новые правила сверху, а заставьте людей почувствовать, что они сами могут что-то изменить к лучшему. То, что может показаться ленью, часто оказывается истощением. Без должного вовлечения эмоций ваше рациональное эго перестает работать.

Без должного вовлечения эмоций ваше рациональное эго перестает работать

  • Мотивируйте слона
  • Найдите чувство
  • Раздробите перемены на части
  • Растите людей

3. Очертить путь

Чтобы достичь цели, необходимо видеть путь (а иногда и прокладывать его). Проблема в людях может на самом деле быть проблемой сложившейся ситуации. Часто именно так и происходит. Измените ситуацию — и вы измените поведение людей. Вспомните опыт с банкоматами: если АТМ сначала возвращает вам карточку, а потом выдает наличные, вы вряд ли сможете забыть карточку в банкомате. Посмотрите вокруг себя — скорее всего, можно что-то подправить во внешнем мире, что изменит поведение людей.

Для того чтобы перемена внедрилась в жизнь, необходимы не одиночные действия, а новые привычки. Привычка должна соответствовать достижению цели, и она должна быть простой по своей сути. Например, если проводить встречу стоя, скорее всего, она будет проходить быстрее.

В конце концов, новые привычки заразны. Помогайте переменам распространяться (это особенно легко, если их несложно внедрить), и это поможет вам достичь цели. Группа всегда сильнее одиночки.

Проблема в людях может на самом деле быть проблемой сложившейся ситуации

  • Очертите путь
  • Создайте среду
  • Создавайте привычки
  • Сплотите группу

Пройдя эти составляющие внедрения перемен, братья Хит напоминают: если долгий путь начинается с первого шага, то один шаг вовсе не гарантирует долгого пути. Поэтому не останавливайтесь на достигнутом, и пусть перемены продолжают двигать наш мир вперед!

По материалам книги Чипа Хита (Chip Heath) и Дэна Хита (Dan Heath) "Switch. How to Change Things When Change is Hard".

Об авторе:

    Татьяна Мулкиджанова, менеджер развлекательных услуг компании «Киевстар».


comments powered by HyperComments
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компаниюУправление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию
Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компанияВыживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания
Радикально лучше. Как преобразовать компанию, совершить переворот в отрасли и изменить себяРадикально лучше. Как преобразовать компанию, совершить переворот в отрасли и изменить себя
Одержимость. Переворот в сфере коммуникаций GEОдержимость. Переворот в сфере коммуникаций GE
Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI векеСпиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)