Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


ZOO-CAM® или типология собственника

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Михаил Сорокин, журнал "Финансовый директор" (№7, 2006)
размещено: 31.08.2007
обращений: 9991
отзывов: 0

Понять финансовую психологию первых лиц компаний важно потому, что именно они, стоящие на вершине, одобряют или отклоняют инвестиции, задают тон каждой подвластной им иерархии, да, пожалуй, во многом и формируют такое понятие как "национальная деловая среда".
Человек бывает бесспорным собственником
только своих достоинств.

П. Буаст

В украинской деловой среде так повелось, что, как правило, главный собственник и топ-менеджер компании — это одно и то же лицо. Не вдаваясь в исследование причин этого, мы подчеркиваем сей факт, чтобы повести речь именно о них — первых лицах, хозяевах компаний, об особенностях их финансовой психологии, типологических чертах, обуславливающих их решения и поведение на рынке. Цель данной работы — представить новый инструмент классификации основных типов собственников1, разработанный автором после многочисленных контактов с топ-менеджерами различных компаний. Какие факторы, какие черты характера и наклонности, особенности выбора могут характеризовать идеологию и поведение первых лиц компаний, их подходы при принятии решений (особенно — инвестиционных)? Заметим, что последние, как говорит финансовая наука, прежде всего, определяются в трех измерениях — доходность, риск и время. При этом широко известно, что доходность и риск, как правило, имеют прямопропорциональную зависимость: чем выше риск, тем выше требуемая доходность2. Что же касается такой меры как время, то наиболее важным нам представляются два аспекта: (1) быстрота реакции, скорость принятия решения, а также (2) горизонт инвестирования — тот отрезок времени, на который ориентировано финансовое решение или цели инвестора: на короткий срок или на более длительную перспективу3.

Итак, с точки зрения компромисса «доходность-риск», можно условно разделить всех собственников на две большие группы — «венчурные», которые ориентированы на большую доходность и, соответственно, на высокорисковую инвестицию или бизнес (далее — группа «В»), а также на низкорисковую — (группа «Н»). Граница между ними по показателю требуемой доходности представляется весьма условной, но наши исследования показывают, что она проходит в районе 20-25% годовых в СКВ4. В целом, инвесторы группы «В» предпочитают вести рискованную игру, поскольку в каждом риске они стараются разглядеть возможность, в то время как собственники, относимые к группе «Н», наоборот, в каждой возможности видят риск, и потому избирают осторожную линию поведения (т. н. консервативный тип инвестора).

Далее, с точки зрения временных характеристик, различие можно отнести к двум иным группам: динамической, где инвестор характеризуется повышенным темпом принятия решений (группа «Д»), а также статической (группа «С»), которые в предлагаемой далее модели совместно характеризуют такую черту как «мобильность». Группа «Д» — это те инвесторы, которые расположены к инновациям, легче адаптируются к изменчивой среде и нестандартным ситуациям. Именно эта часть собственников в наибольшей степени генерирует переток капитала, влияет на его ликвидность и разнообразие форм (диверсификацию). С другой стороны, для группы «С» важны стабильность и преемственность. Они, как правило, приверженцы одного вида бизнеса, отдают предпочтение традиционным отраслям: тяжелая промышленность, сырьевые производства и т. п. (в то время как собственников типа «Д» чаще можно встретить в отраслях типа high tech, производство парфюмерии и модной одежды, в торговле и услугах). Группа «С» — это, как правило, стратегические инвесторы, а группа «Д» составляет ядро тех, кого называют портфельные инвесторы и, вместе с тем, они же преобладают в числе тех, кто владеет многопрофильными предприятиями и холдингами5.

Различное сочетание указанных характеристик дает нам четыре основные комбинации в типологии инвесторов: ВС, ВД, НС и НД. Если же прибавить к этому индивидуальный ценностный приоритет собственника (ИЦП), определяемый по отношению к инвестициям в нематериальные и физические активы, — для одних важнее люди, идеи, инновации и т. п., для других же приоритетными являются деньги, акции или другие материальные ценности — то мы, тем самым, добавим к указанным четырем комбинациям еще позитивную и негативную разновидности (ИЦП отмечены далее знаками «+» и «-», соответственно).

Владельцы с позитивным ИЦП («+») не пренебрегают возможностью отправить подчиненных на обучение, проспонсировать какие-либо акции или благотворительные проекты. Они имеют, как правило, более высокую репутацию, социальное признание, партнерские связи и т. п. Собственники с негативным ИЦП («-»), разумеется, инвестируют не только в то, что на Западе называется «грязный бизнес», но и в нормальные отрасли. Однако их ценности замыкаются на сугубо материальных вещах, на тривиальном обогащении, а остальное, включая окружающих людей, интересует их исключительно как средство для достижения собственных целей.

Как следствие, ИЦП — это, по-сути, еще и различие по тому, какое влияние тот или иной тип собственника оказывает на менеджмент и стейкхолдеров (т. е. заинтересованные группы) подвластного ему бизнеса: благотворное либо обратное.

Таким образом, в результате изложенного, мы можем выявить восемь типов владельцев бизнесов, которые представлены в классификационной матрице «Типология собственников (Модель ZOO-CAM®6 (рисунок) и подробнее охарактеризованы в таблице.

Типология собственников (Модель ZOO-CAM®)

Коротко опишем основные типы.

Лев (ВС+) — неуклонно развивающий свой бизнес-детище тип собственника, который смело и открыто принимает вызовы конкурентной борьбы, является активным приверженцем интегрированных, как правило, одноотраслевых структур и соответственно направленных слияний и поглощений. Львы четко контролируют свою зону влияния и зачастую формируют вокруг себя строго иерархическую (порой, типично клановую) структуру. При этом для них важны не только собственная репутация и сугубо личные интересы, но и интересы их ближайшего окружения, имидж всей своей команды («стаи»).

Типичным Львом был, к примеру, американский сталепромышленник и миллионер Дейл Карнеги (1895-1991), о котором Н. Хилл писал: «История почти каждого огромного состояния начинается в день встречи автора и покупателя идеи. Карнеги окружил себя людьми, делающими то, чего не умел он сам, — людьми, создающими и реализующими идеи. Это принесло и ему, и его команде баснословные деньги» [1].

Ярким отличием Льва, его позитивного ИЦП, является изрядная доля идеализма. Идеализма и как стремления к общественному признанию, так и в том смысле, что «идеалист — это тот, кто помогает разбогатеть другим» (Г. Форд).

В отличие от него, Тигр (ВС-) не является командным игроком (для него слово «работник» происходит от слова «раб»). Непосредственное руководство компаниями ему не интересно, его цели и действия связаны с поиском новой собственности. Он, как правило, исподволь выискивает уязвимые места, слабо контролируемые бизнесы и другие активы, и неожиданно для всех приобретает над ними контроль.

К их числу, несомненно, принадлежал нефтяной магнат Пол Гетти. «Он фанатично стремился добиться успеха, сражаясь за черное золото со всем миром, — и побеждал, захватывая все новые сферы влияния. Гетти подкрадывался к своим жертвам медленно и осторожно, и конкуренты не сразу замечали, что им угрожает смертельная опасность. ... За 20 лет он поглотил половину своих конкурентов… Он строил свою империю целенаправленно и вскоре владел сотнями нефтяных вышек в Америке и на Ближнем Востоке, целым флотом танкеров и армией подчиненных» [1].

Для Тигров характерны внезапные изъятия инвестиций или части доходов от подвластных ему бизнесов (типа «вынь да положь 100 тыс. дол. наличными!»), которые могут вызвать обескровливание последних.

Орел (ВД+) — увы, не часто встречающийся в украинском бизнесе тип владельца. Как и Лев, этот тип выделяется яркой харизмой, плюс, в силу своей мобильности и творческой одаренности, Орел проявляет талант поразительного сочетания перспективного видения и адекватных тактических мер. «Думай глобально, действуй локально!» — вот его девиз. Он ведет рискованную игру, но тщательный просчет риска и диверсификация вложений зачастую обуславливают «орлам» большую прибыль, по сравнению с другими инвесторами. Действуя по науке и наитию одновременно, они собирают вокруг себя таланты, вдохновляют подчиненных, управляют бизнесом по показателям и целям, социально ориентированы и открыто декларируют свои ценности.

Типичный Орел, миллиардер Джордж Темплтон, основоположник глобального инвестирования, учил своих последователей: «Изучайте компании, ищите секрет их успеха. Помните, что во многих случаях вы покупаете активы или прибыли либо то и другое одновременно. …Человек, знающий все ответы, чаще всего не понимает всех вопросов. Всезнайство в инвестиционном бизнесе рано или поздно приведет к разочарованиям, если не к полному крушению. Даже если вы открыли неподвластную времени истину в инвестировании, помните, что применять ее придется к постоянно изменяющемуся миру» [2].

Следующий тип Акула/Волк (ВД-), агрессивная энергия которых ориентирована на наивысшую доходность/риск, и для которых все вокруг является лишь средством для единственной цели — делать деньги (см. таблицу). Они дерзки, беспощадны к соперникам, их руководство и коммуникации основаны на чувстве страха и являются стрессовыми для подчиненных. Акула весьма изобретательна в максимизации цены принадлежащих ей акций, но в долгосрочном плане ее «подмоченная» репутация может внезапно сокрушить стоимость бизнеса.

Ярким примером Акулы был Д. Рокфеллер, нефтяной магнат. «Он был хладнокровным, ловким и коварным бизнесменом… Деньги были всегда идолом Джона, а стремление обладать ими самой сильной страстью… Не зная куда девать деньги, Джон оставил без материальной поддержки семью Фрэнка (своего младшего брата). Его дети умерли от голода… Вернувшись с войны, Фрэнк велел перезахоронить их: «Я не хочу, чтобы кто-то из моих близких покоился в земле этого чудовища, этого монстра Джона Девисона Рокфеллера» [1].

Таблица. Модель ZOO-CAM®: описание основных психотипов собственников

Модель ZOO-CAM<SUP>®</SUP>: описание основных психотипов собственников (НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ)

С точки зрения стейкхолдеров — это, во многом, желаемый тип лидера. К Волам можно вполне отнести украинского сахарозаводчика, миллионера и мецената Николу Терещенко: «Упорным трудом и бережливостью он создал себе имущество, даровавшее ему широкую известность и независимое положение» [1]. При благоприятной конъюнктуре компания, которую тащит на своих плечах Вол, может длительное время успешно развиваться.

Медведь (НС-) — это антипод Орла, а от Вола он отличается своим негативным ИЦП. Представители данной группы, преодолевая природную малоподвижность, всячески используют госструктуры и, наряду с «лисами» и «волками», составляют основу теневой экономики и т. н. «красного директората». Они могут долго злоупотреблять доверием стейкхолдеров (чаще всего — доверием других акционеров или сотрудников). Медведи обычно занимаются «проеданием» стоимости, как бизнеса, так и госбюджетных средств, до тех пор, пока их не побеспокоят в их «берлоге» и пока в ней остаются «припасы».

Хоть большинство Медведей и избегают публичности, на постсоветском пространстве за примерами далеко ходить не надо. С развитием рыночной экономики и правового государства сокращается «ареал обитания» данного типа собственников, чему они, естественно, активно сопротивляются, образуя костяк соответствующих политических партий и блоков.

Обезьяна (НД+). Этот тип лидера легко находит общий язык с различными людьми, прекрасно проводит переговоры, организует проектные команды. Изобретая нечто свое путем комбинаций, а, еще чаще, просто копируя чужие идеи, Обезьяны выстраивают свой бизнес, выбирая наиболее динамичные модели развития и вовлекая в них подчиненных. Диверсификация, оборот и низкая маржа — также типичные характеристики их бизнеса.

Помимо указанного в таблице, характерными рисками Обезьян являются излишняя диверсификация (которая, как известно дорогого стоит). Кроме того, постоянные смены курса, могут доводить подчиненных до нервного срыва.

Лис (НД-). Изворотливость и осторожность, наряду с негативным ИЦП характеризуют последний из описываемых нами типов. Ловко манипулируя людьми и информацией, они вам улыбаются, но все делают по-своему. Лис неплохо предусматривает непредвиденные обстоятельства и ходы противников, уходит, хорошо защищая свои тылы. Лисы, когда остаются «не у дел», хоть и являются абсолютными антиподами «львам», вполне могут работать у них или других типов собственника по найму. При четком контроле их действий, из них могут выйти неплохие советники, коммерческие директора, а также, при наличии специального образования, финансовые менеджеры.

Таким образом, уникальность каждого собственника была идентифицирована нами при помощи трехмерной модели ZOO-CAM®, координатами которой являются (1) требуемая доходность — склонность к риску, (2) мобильность и (3) индивидуальный ценностный приоритет7. Это позволяет выделить восемь основных типов собственников с их уникальными личностными характеристиками, что представляется наиболее важным с точки зрения:

  • базовых принципов формирования подвластных им бизнес-структур;
  • их общей и инвестиционной стратегии;
  • процесса принятия решений и стиля руководства;
  • способов контроля, внутренних и внешних коммуникаций;
  • доминирующих корпоративных ценностей и культуры.

Безусловно, тремя указанными координатами не исчерпывается психологический портрет отдельного собственника. Поэтому, резюмируя данную работу, хочется заметить, что вдумчивый читатель, несомненно, найдет где, когда и каким образом он сможет воспользоваться предложенной моделью ZOO-CAM®. Нам же, в качестве итоговой рекомендации, хотелось бы предостеречь его от поспешных выводов относительно каждой конкретной личности, которая в бизнесе и в жизни, развиваясь с их течением, всегда более глубока и отлична от любой умозрительной модели.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильева Е.К., Пернатьев Ю.С. 50 знаментых бизнесменов ХІХ — начала ХХ в.— Харьков: Фолио, 2004. — 510 с.
  2. Росс Н. Уроки Уолл-стрит.— М.: Издательский дом «Вильяме», 2005 — 416 с.
  3. Скляренко В.М., Щербак Г.В., Мирошникова В.В. 50 знаменитых бизнесменов (Сер. 100 знаменитых).— Харьков: Фолио,2004. — 510 с.

Автор приносит огромную благодарность всем участникам цикла семинаров «Финансовый мастер-класс» и слушателям программы МВА за их невольное содействие в написании данной работы.

Об авторе:

    Михаил СОРОКИН, канд. эконом. наук, Международный институт бизнеса (Киев),


    1 Данная публикация продолжает направление, лежащее на стыке финансов и психологии. См. например, статью того же автора «Типология финансовых специалистов» //Финансовый директор. — 2006.-№ 1. — С. 77-81.

    2 Эта аксиома лежит в основе многих финансовых теорий, например, такой популярной концепции, как CAPM (The Capital Assets Pricing Model — модель ценообразования на рынке

    3 При этом мы исключим из нашего рассмотрения биржевых трейдеров, т. е. временных владельцев или распорядителей тех или иных фондовых активов, которые ориентированы на сверхкороткое время их удержания — секунды/минуты/часы.

    4 Имеется в виду как дивидендный доход, так и доход от прироста капитала (капитализации). Иной индикативной шкалой здесь могут служить значения рентабельности собственного капитала (ROE). Указанные исследования базируются на опросах топ-менеджеров, обучающихся по программе МВА.

    5 Для развития экономики и финансовой сферы, пожалуй, предпочтительнее ситуация, когда на рынке среди инвесторов преобладающей является именно группа «Д», в силу ее динамизма, конкурентности и противодействия застойным явлениям, появлению которых могут способствовать их оппоненты из группы «С».

    6 Модель получила название ZOO-CAM® по 3 причинам: (1) начало слова апеллирует к характерным символическим образам того или иного типа собственника — представителям фауны. Вторая часть «САМ» добавлена поскольку (2) как аббревиатура вбирает в себя словосочетание «Собственник (Акционер) — Менеджер», а также потому, что (3) слово «сам» означает «хозяин, глава (устар.) Сам приказал» [Ожегов С .И. Словарь русского языка]

    7 Подчеркнем, что кардинальное различие между инвестором со знаками «плюс» и «минус» состоит в том, что для первых деньги не заслоняют собой людей. В этой связи характерны слова упомянутого ранее Дж. Темплтона в обращении к акционерам своего инвестиционного фонда: «Разница между деньгами илюбовъю состоит в том, что отдав какую-то часть денег, вы останетесь сменыией суммой. Если же вы отдаете любовь, то с вами остается еще большая любовь» [2]





РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Как управлять компанией с помощью бюджетов? Получите финансовую модель прогнозирования для постановки целей компании и сотрудникам на семинаре «Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью».

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Риск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологииРиск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологии
Просчитать будущее. Кто кликнет, купит, соврет или умретПросчитать будущее. Кто кликнет, купит, соврет или умрет
Основы финансового менеджментаОсновы финансового менеджмента
Руководство разумного инвестора. Надежный способ получения прибыли на фондовом рынкеРуководство разумного инвестора. Надежный способ получения прибыли на фондовом рынке
Практическая бизнес-статистикаПрактическая бизнес-статистика

Отзывы

Отзывы на данный момент отсутствуют

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)