ИНТЕРВЬЮ | David Vogel 16 января 2008 г.

Социальное партнерство по-американски

Источник: Washington ProFile

Дэвід Вогел (David Vogel), профессор бизнес-этики в Haas School of Business, University of California, Berkeley. Автор книги "Рынок для Добродетели: Потенциал и Границы Корпоративной Социальной Ответственности" (The Market For Virtue: The Potential And Limits Of Corporate Social Responsibility).

Дэвід Вогел (David Vogel) Вопрос: Более трех десятилетий назад экономист Милтон Фридман заявил, что главной социальной ответственностью бизнеса является рост прибылей. Он также предсказывал, что социально-ориентированные компании будут менее успешны на рынке. Насколько оправдался его прогноз?

Вогел: Я не уверен, что Фридман когда-то говорил, что более социально ответственные компании будут менее прибыльными, чем менее социально ответственные. Был ли он неправ? Я считаю, что более социально-ответственное ведение бизнеса для некоторых компаний стало сравнительным преимуществом, а другие компании являются более рентабельными в результате менее социально-ответственного введения дел.

Вопрос: Социальная ответственность бизнеса распространяется на множество сфер: условия труда, права человека, охрана окружающей среды и т.д. Где заметен наибольший прогресс?

Вогел: Невозможно сделать общее заключение. Все зависит от отдельных компаний и секторов экономики. Например, что касается трудовых стандартов в текстильном производстве, то видно умеренное улучшение условий труда на предприятиях, поставляющих продукцию западным компаниям. Что касается экологически-приемлемой практики в бизнесе, то бизнесы в индустриально развитых странах стали больше беспокоиться о своем воздействии на окружающую среду. Что касается коррупции в бизнесе, то больших прорывов в этой области не наблюдается. В сфере защиты прав человека, некоторые корпорации продолжают, фактически, являться соучастниками нарушений этих прав, в то время как другие пытаются вести себя более ответственно. То есть, картина получается смешанная.

Вопрос: Критики идеологии социальной ответственности бизнеса часто указывают, что многие фирмы просто-напросто совершенствуют свой PR и рекламу, а не вносят существенных изменений в деловую практику. Существуют ли какие-то "теневые" стороны роста внимания потребителей и средств массовой информации к теме корпоративной социальной ответственности?

Вогел: Я бы не сказал, что в этом деле есть какая-то "теневая" сторона. Благодаря этому, некоторые компании приобрели лучший имидж, но я не считаю, что это так уж плохо. Я не вижу серьезных признаков того, что в результате повышения интереса к социальной ответственности бизнеса, общество оказалось менее заинтересованным в том, чтобы государство более эффективно регулировало эту сферу. Люди, которых заботит социальная ответственность бизнеса, также поддерживают и государственное регулирование.

Вопрос: Вы считаете, что социальная ответственность бизнеса дает, в целом, позитивные результаты?

Вогел: Да, я так считаю. Однако некоторые сторонники корпоративной социальной ответственности, как и некоторые компании, считают, что произвольные действия корпораций могут стать эффективным заменителем системы государственного контроля. Я думаю, что если внимание будут сконцентрировано на оценках поведения каких-то фирм, а не на государственной политике в этой сфере, это может оказать негативное влияние на ситуацию.

Вопрос: В странах Европы власти намного более активно, чем в США, практикуют регулирование в сферах прав потребителей и охраны окружающей среды. Почему Европа так активна?

Вогел: Организации, защищающие права потребителей или окружающую среду, обладают большим влиянием в Европе, чем в США. Кроме того, европейские потребители демонстрируют более высокую степень озабоченности подобными вопросами, чем американцы. Этот фактор имеет большое значение. Кроме того, нынешняя республиканская Администрация США и Конгресс, который до недавних пор также контролировали республиканцы, до последнего времени успешно сопротивлялись ужесточению стандартов государственного регулирования.

Вопрос: Почему европейские потребители более озабочены, чем американские?

Вогел: В Европе люди более встревожены ошибками, произошедшими в результате сбоев системы регулирования. То есть, там наличествует больший уровень скептицизма относительно существующих государственных норм и стандартов, чем в США. Двадцать пять лет назад, дела обстояли наоборот. Подобные настроения имеют обыкновение меняться со временем.

В США если изменения и произойдут, то они будут весьма скромными. Можно ожидать некоторого ужесточения регулирования бизнес-сферы, особенно если президентом США станет представитель Демократической партии. Однако я не склонен ожидать особых изменений в этом направлении в ближайшем будущем — американское общество пока не демонстрирует особого желания провести подобные реформы. Единственным исключением можно считать борьбу с глобальным потеплением.

Вопрос: Однако экономика ныне глобализирована. Если в Европе произойдут какие-то изменения, то можно ли ожидать аналогичных процессов в США — например, усиления госконтроля или саморегулирования американского бизнеса?

Вогел: Компании, действующие в глобальном масштабе, зависят от доступа к европейским рынкам. Они таким образом адаптируют свою политику, чтобы она соответствовала требованиям Европейского Союза. Этот процесс обусловлен размерами европейского рынка и тем, что европейские стандарты более жесткие, чем американские. Этот процесс будет продолжаться, вне зависимости от того, что будут делать власти США.

Вопрос: Возможно ли, что в Европе маятник качнется в другую сторону — европейцы начнут противостоять против усиления государственного регулирования?

Вогел: Несколько лет назад были заметны некоторые признаки подобного. Однако принятие фундаментального закона REACH (изменил правила регулирования сертификации химикатов, используемых при производстве товаров народного потребления в странах Европейского Союза — Washington ProFile) и усиление движения по борьбе с глобальным изменением климата показывает, что европейцы продолжают выступать за укрепление регулирующих механизмов. Мне кажется, что Европейский Союз гордится своей позиции органа, создающего мировые стандарты регулирования. Поэтому маловероятно, что маятник пойдет в обратном направлении.

Вопрос: Кто больше выигрывает в результате усиления социальной ответственности бизнеса — сам бизнес или общество?

Вогел: Где-то выиграли корпорации, где-то улучшение корпоративных практик пошло на благо общества. В обоих случаях, результаты подобных действий не были значительными. В большинстве случаев, выигрыши были скромными, но все-таки заметными.

Вопрос: Как может складываться ситуация в будущем?

Вогел: Я не считаю, что движение за социальную ответственность бизнеса может решить какие-то важные общественные или экологические проблемы. Однако оно может способствовать ведению более полезной для общества коммерческой деятельности, побуждая отдельные фирмы искать возможности для совершенствования определенных социальных и экологических практик.

Возможно, что неспособность частного сектора в некоторых случаях решать социальные проблемы путем реализации добровольных программ, заставит людей задуматься о роли государства, и прийти к выводу, что государственное регулирование бизнеса остается необходимым.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Выигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другимВыигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другим
Гений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностяхГений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностях
Восемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучшеВосемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучше

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)