ИНТЕРВЬЮ | Андрей Булах 30 марта 2017 г.

Бизнес переходит от конкуренции к кооперации

Источник: портал "ДЕЛО"

В новой модели капитализма люди объединяются вокруг миссии, а не прибыли, а конкуренция на рынках не противоречит кооперации. Андрей Булах, управляющий партнер компании "Делойт" в Украине, рассказал журналу "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг" о глобальной трансформации бизнеса и месте Украины в этом процессе.

Андрей Булах: Бизнес переходит от конкуренции к кооперации

Тема устойчивого развития — это модный тренд или долгосрочная тенденция?

Я бы сказал, что это эволюция. Эволюция капитализма. Бизнес исторически создавался и работал во имя максимизации прибыли акционеров/собственников. Прибыль как конечная цель провоцирует поведение по формуле "на войне все средства хороши", что приводит к нещадной эксплуатации человеческих и природных ресурсов. За последние 100 лет дикого капитализма мы нанесли экологии такой ощутимый урон, который невозможно игнорировать. Кроме того, когда заработано уже достаточно, неизбежно возникает вопрос: а в чем же, собственно, миссия бизнеса?

Все больше компаний, в том числе в Украине, рассуждают: может, хватит смотреть себе под ноги и в свой финансовый отчет в строчку "прибыль", а поднять голову? И тут открывается, что акционеры не единственные стейкхолдеры: есть поставщики, клиенты, местные общины, государство и т.д., на которые бизнес влияет, а значит, несет за них ответственность. Поэтому зрелые бизнесы ищут баланс между финансовой успешностью и созданием ценности для общества.

Следующим этапом развития будет бизнес, работающий не ради прибыли, а ради высшей цели. Рано или поздно бизнес воплотит потребность человека в поиске смысла жизни через миссию и смысл существования компании. Уже сегодня есть такие примеры, а в дальнейшем их количество будет лишь расти.

Это ведь может противоречить задаче по максимизации прибыли?

Наоборот, я убежден, что в такой ситуации прибыль будет больше, нежели когда прибыль является основной целью. Я твердо убежден, что лучшей мотивацией является самомотивация, а не внешние стимулы в виде комбинации кнута и пряника. Сложно представить, чтобы сотрудники компании просыпались с мыслью помочь собственнику заработать. А вот когда людям становится интересно, когда их вдохновляют цели компании — это совсем другая история.

Они спасают мир?

Спасают мир, но при этом финансовые результаты компании улучшаются.

Ведь спасение — это решение чьей-то проблемы, удовлетворение потребностей. Как говорится, решишь проблему миллионов — станешь миллионером.

Насколько это применимо к Украине?

Общаясь с собственниками бизнесов, я задавал им такой вопрос. Большинство из них относится к первому поколению предпринимателей, заработавшему свои деньги. Было бы наивно ожидать, что они пройдут все стадии — от дикого до социально ориентированного капитализма. Мы только в начале этого пути. Может быть, третье поколение задумается о том, чтобы двигаться дальше. Я оптимист и считаю, что общемировые тренды позволят нам быстрее пройти этот путь. Доступность информации и открытость границ настолько повысили скорость распространения идей, что мы не сможем идти против течения: либо будем плыть со всеми, либо утонем.

Как могут взаимодействовать бизнесы разного масштаба?

Они могут прекрасно дополнять друг друга. Силой малого бизнеса является вовлеченность людей. В этом крупный бизнес уступает ему: как правило, это несколько тысяч или даже десятки тысяч человек, работающих в компании без чувства сопричастности и ответственности за нее.

При этом крупный бизнес обладает колоссальными ресурсами: экспертизой, технологиями, процессами, людьми, финансами, в конце концов. А это значит, что у него есть все возможности влиять. У нас сейчас идет обсуждение разных программ развития регионов. Мы считаем, что нельзя поменять страну сверху вниз, без изменений на уровне местных общин. Идея в том, чтобы крупный бизнес, присутствующий в том или ином регионе, объединил вокруг себя МСБ для решения социальных вопросов местной общины.

В этой концепции малый бизнес обслуживает крупный?

Нет, в конечном итоге общаются не бизнес с бизнесом, а люди, единомышленники. Речь идет о синергии (объединяющей ресурсы крупного бизнеса и идеи, вовлеченность и гибкость малого бизнеса), которая может дать эффект, в разы превышающий результат от усилий каждого отдельно.

Бизнес переходит от конкуренции к coopetition (соореration + competition). Приходит понимание: вместо того чтобы конкурировать и делить пирог, мы можем совместными усилиями его увеличивать. Это синергия, которая выгодна всем.

Какая роль в создании такого кластера отводится государству? Кто должен задавать вектор развития региона?

До 2014 года я не думал о функциях государства, только о проблемах конкретного клиента. Когда задумался, то первая мысль была: конечно же, это государство должно сформулировать экономическую стратегию страны. И, знаете, я два года заблуждался.

Что мы понимаем под государством? Власть имущих? Это даже не объединение людей, а случайным образом собранная группа индивидуумов. Государство может создавать стимулирующие условия, но без инициативы у людей на местах ничего из этого не выйдет. Это как если бы я пришел в чужой дом и сказал: "С завтрашнего дня вы будете счастливы!". Как думаете, будут? Счастье — оно же внутри формируется. И зачастую мало зависит от внешних факторов и стимулов.

Обмен знаниями может быть полезен?

Может. Мне понравилась концепция, применимая для малого и среднего бизнеса: собираются пять управляющих, и они друг для друга выступают коучами. Но у нас такая идея может и не заработать, ведь мы еще не побороли десятилетиями культивированную закрытость и недоверие друг к другу. Люди становятся все более открытыми в соцсетях, но не по отношению к своему бизнесу. А в концепции взаимного коучинга каждый участник должен транспарентно показывать свой бизнес, рассказывать о нем. Это как в работе с психиатром: если ты не откровенен, то не получишь качественной обратной связи. Должна быть готовность обмениваться как успешным опытом, так и неудачами, тогда будет результат.

Что может стать драйвером трансформации в Украине?

Оборот нашей фирмы в Украине — менее $20 млн., а в небольшой Бельгии — более 300 млн. евро. Наш потенциал роста — не в разы, а в десятки раз. Важно понимать, почему мы оказались в ситуации нереализованного потенциала. После развала СССР начался этап первичного накопления капитала в борьбе за госактивы, потом новоиспеченные бизнесмены занимались только одним: защищали то, что забрали, а также паразитировали на природных ресурсах и государственных активах. Тем временем в Бельгии предприниматели инвестировали в развитие технологий и оптимизацию бизнес-процессов.

Ни государство, ни крупный бизнес не могут заставить людей изменить свою жизнь, если они сами этого не хотят

У нас многие финансовые группы настолько недоинвестировали в персонал и технологии, что сейчас, если убрать все барьеры и позволить иностранному капиталу хлынуть в страну, этой волной смоет наш большой бизнес, потому что он неконкурентоспособен. Останутся только те ростки, которые за последние 5-7 лет появились на почве глобальных идей, а также бизнесы, сумевшие перерасти стадию дикого капитализма. Их не очень много, но "огоньки" зажигаются, и я надеюсь, что трансформации у представителей среднего и крупного бизнеса будут происходить быстрее. А вместе с ними и трансформация нашей страны. Лично я в это очень верю, и наша компания будет всячески этому способствовать.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
EQ. Эмоциональный интеллект на практикеEQ. Эмоциональный интеллект на практике
Высшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минутуВысшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минуту
Год личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллектГод личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллект

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)